Социальная установка термин в психологии. Социальная установка: понятие, функции, формирование


СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. Понятие «установки» было введено впервые в экспериментальной психологии (Л. Ланге, 1888) при изучении особенностей восприятия и понималось как целостная модификация состояния субъекта, направляющая его реакции и взаимодействие (Г. Ол-порт, Ф. Хайдер, С. Аш, Л. Фестингер). Эффекты «установки» непосредственно обнаруживаются в согласовании возникающих конфликтных содержаний. В теории Узнадзе «установка» - центральный объяснительный принцип, опосредующий процессы идентификации, номинации, логического мышления. Она означает представленность единого феномена в сфере когнитивного, аффективного и поведенческого. В социологии понятие СУ. (attitude) используется впервые У. Томасом и Знанецким для обозначения ориентаций индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы. «Определение ситуации» индивидом посредством СУ. и ценностей группы дает представление о степени адаптации индивида. Таким образом, attitude в отличие от «установки» в исходном психологическом смысле фиксирует в большей мере ценностное (нормативное) отношение к социальному объекту, указывает и на факт переживания, и на факт разделенности (коммуницируемости). Основной метод измерения СУ. - шкалирование (Р. Ликерт, Л. Терстоун, Л. Гутман, Э. Богар-дус), распространенное в исследованиях массовых информационных процессов. Совокупности установок изображаются в виде иерархии диспозиций (лат. dispositio - расположение): элементарная фиксированная установка (ситуационная, set), социальная фиксированная установка (обобщенная, attitude), общая доминирующая направленность личности. Диспозиционная концепция устанавливает связи между социологическими, социально-психологическими и обще-психологическими подходами.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА" в других словарях:

    Форма установки, автор У. Томас и Ф. Знанецкий (1918 г.). Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним аттитюд.… … Психологический словарь

    социальная установка - Автор. У.Томас и Ф.Знанецкий (1918 г.). Категория. Форма установки. Специфика. Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений.… …

    Социальная установка - – 1. установка, лежащая в основе тенденции вести себя с другими людьми тем или иным образом; 2. определённая модель убеждений, которые являются общими для группы или общества в целом; 3. любое личное убеждение, приобретённое в процессе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - Термин, используемый в нескольких контекстах для обозначения любой установки, которая может характеризоваться как социальная по происхождению или способу проявления. 1. Установка, которая лежит в основе тенденции человека вести себя с другими… … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. Понятие У.… … Социология: Энциклопедия

    Социальная установка Словарь-справочник по педагогической психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - отношение человека к людям, соц. событиям, фактам и многому др., что для него значимо … Педагогический словарь

    Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая человека к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений … Словарь по педагогической психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - определенное, устойчивое отношение человека к кому либо или к чему либо … Словарь терминов по психологическому консультированию

    установка социальная - см. социальная установка Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • , А. В. Литвинова , Н. С. Ефимова Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Бакалавр Издатель: ЮРАЙТ , Производитель: ЮРАЙТ ,
  • Социальная психология. Учебник для бакалавров. Гриф МО РФ , Ефимова Наталия Сергеевна , В учебнике с учетом современных достижений социально-психологической науки рассматриваются психологические закономерности социального поведения индивидов и мотивы объединения их в группы,… Категория: Учебники: основные Серия: Бакалавр. Углубленный курс Издатель:

Социальные установки — одно из ключевых понятий в социальной психологии , отдельное направление научных исследований.

Активное изучение феномена формирования социальных установок было начато еще в первых десятилетиях 20 века.

В основе явления лежит теснейшая взаимосвязь личности и социума , чьей неотъемлемой частью является человек.

Понятие аттитюда

Что такое социальная установка?

По мере роста и взросления личности, накопления жизненного опыта, в сознании человека формируется устойчивый взгляд на людей, предметы и события окружающего мира.

Эта настройка сознания выступает регулировщиком реакций и поведения человека в его взаимодействии с жизнью.

В психологии явление получило название аттитюд , или социальная установка.

Наиболее часто для определения социальной установки пользуются формулировкой американского психолога Гордона Олпорта : прошлое человека формирует в нем предрасположенность действовать в настоящем определенным образом. Эта психологическая готовность и является соцустановкой.

В целом, установка формируется не только на основании личного опыта человека, но и через восприятие им опыта других людей. В основном, свои взгляды на жизнь, опыт, люди передают в обычном общении.

Личная установка, полученная человеком в результате пережитого события , укрепляется, если он слышит подтверждающие его собственные наблюдения выводы и мнения других людей (понятие обобщенной установки в психологии).

Социальная установка в психологии получила название аттитюд от английского слова «attitude», что в переводе означает — «отношение».

Структура

Еще в середине 20 века американский психолог Мануэль Смит выделил три основных составляющих социальной установки:

  1. Сформированное сознательное мнение . Существует в отношении предметов, объектов, явлений и событий, о том, какими свойствами и качествами они обладают (в представлении носителя социальной установки), о способах эффективного и не эффективного взаимодействия с ними.
  2. Эмоциональное отношение (аффект). Проявляется переживанием определенных эмоций, чувств, ощущений в виде реакции на предметы, людей, происшествия. Есть четкое понимание, приятны или отталкивают (вариант — не задевают, оставляют равнодушным) явления, происшествия, субъекты или объекты.
  3. . Человек готов действовать по определенной схеме в качестве реакции на событие или модели общения с людьми.

Таким образом, соцустановка включает , аффективный и поведенческий уровни.

Виды

Говоря о видах социальных установок, имеют в виду их определенные характеристики :

В психологии выделены понятия стереотипа и социализации.

Стереотипы

Понятие стереотипа выделено в 30-х годах 20 века американским публицистом Уолтером Липпманом.

Писатель обратил внимание на некий фильтр, через который, повинуясь сформированному жизненному опыту, человек распознает и интерпретирует информацию об окружающем мире.

Сформировавшийся стереотип вызывает отношение к явлению прежде, чем рассудок начинает работать:

Конечно, если способность думать, анализировать и воспринимать новое не утрачена личностью , возможно изменение картины мира и даже сложившейся стереотипической социальной установки.

Явление социализации

Контактируя с определенным социумом , человек постепенно усваивает присущие ему нормы поведения, и убеждения окружающих.

Чтобы успешно взаимодействовать с людьми, индивид вынужден накапливать и систематизировать знания о мире, осваивать навыки общения, коммуникации, позволяющие ему устанавливать продуктивные связи и добиваться желаемого.

Все это входит в понятие социализации, которая, по сути, начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни человека . В психологии понятие социализации рассматривается в нескольких аспектах:

Затрагивает небольшие ближайшего окружения человека . Это его отец, мать, родня, друзья и сверстники, педагоги и воспитатели в учебных учреждениях, то есть ближний круг реального общения.

Когда в психологии говорят о вторичной социализации, то имеют в виду процессы, которые происходят уже в больших социальных группах.

Например, в круг вторичной социализации попадают административные органы, люди, формирующие законы и установки социального общения на уровне школы, высшего учебного заведения, города, края, государства в целом.

Примеры установок

Популярные, часто встречающиеся примеры социальных установок:


Все эти факторы человеком, выросшим в определенном обществе, часто воспринимаются, как единственно верные, правильные, как раз в силу сформированных с раннего детства социальных установок.

Функции

Любая сформированная социальная установка имеет ряд важных функций (самим человеком обычно не осознаваемых). Выделяют четыре основных назначения соцустановок:


Таким образом, аттитюд — мощная конструкция сознания, которая одновременно служит автоматизации и упрощению жизненных процессов, психической самозащите и стабилизации человека в жизни.

Соцустановки и реальное поведение

Если внутренние убеждения и взгляды личности определяют действия человека в социуме, то для изменения поведения достаточно изменить его образ мышления ?

А по озвученным установкам личности можно спрогнозировать ее действия?

Практика психологических исследований доказала, что это не соответствует действительности: связь между установками человека и его реальным поведением зачастую отсутствует.

Простой и часто встречающийся пример подобного несоответствия: общее убеждение в пользе здорового образа жизни не означает совершения конкретных действий.

Человек может быть носителем установки о пользе ЗОЖ, но есть вредную пищу, употреблять алкоголь, курить и не заниматься спортом.

Разобщенность социальной установки и поведения объясняется в психологии несколькими факторами :

  1. Поведение индивида обуславливается не только общей установкой, но и конкретной ситуацией.
  2. Установка на оценку явления в целом может не совпасть с оценкой частного случая.
  3. Несколько социальных установок вступили в противоречие в каком-то конкретном случае, что сказалось на выборе поведения.

Например, в одном из первых научных экспериментов на изучение соответствия социальных установок и конкретного ситуативного поведения, проведенном еще в 1934 году стэнфордским психологом Ричардом Лапьером , были изложены интересные факты.

В первой половине 20 века отношение к темнокожим и желтокожим нациям в США было негативное.

Однако, Лапьер, путешествуя с супружеской парой друзей-китайцев , посетил более 250 гостиниц, ресторанов и кафе, и в каждом из них (кроме одного-единственного) китайцам был оказан теплый прием и высокий уровень сервиса.

Спустя полгода Лапьер разослал в эти же заведения письма с вопросом, примут ли заведения гостей-китайцев. И отказом по расовым предрассудкам ответили более 90% учреждений .

Эксперимент наглядно показал, как в конкретной ситуации, когда нужно было отказать в обслуживании реальным людям, законы гостеприимства и человечности перевешивали сложившийся предрассудок.

В основе формирования социальных установок лежит сложная система восприятия человеком окружающего мира , естественной адаптации в нем.

Ученые выделяют целый ряд причин формирования аттитюдов: от генетических особенностей человека до закрепления успешных схем поведения на уровне рефлексов, осознания всех «за» и «против» в процессе закрепления социальной установки.

Аттитюды (социальные установки) — структура и функции:

1 Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

2 Предрассудок - это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.

Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Например, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании. Поскольку большинство исследований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации - бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.

В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее. Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии «включения» социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному «подкреплению».

В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия: Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, «однозначного» восприятия внешнего мира. При принятии такой объяснительной модели все социальные детерминанты изменения социальных установок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются нерешенными.

Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Среди них в данном случае наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, ибо только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка (Асмолов, 1979). Такой подход позволяет построить прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования.

Из английского языка к нам пришло слово attitude, которое переводится как «отношение». Понятие «аттитюд» в политической социологии означает готовность человека к выполнению какого-либо определенного действия. Синоним этого слова - «установка».

Что такое аттитюд?

Под социальной установкой понимают специфический образ различных действий, которые индивид реализует или собирается реализовывать в конкретной ситуации. То есть под аттитюдом можно понимать склонность (предрасположенность) субъекта к определенному социальному поведению. Это явление обладает сложной структурой, включающей в себя множество компонентов. Среди них предрасположенность индивида воспринимать и оценивать, осознавать и в конечном итоге действовать определенным образом относительно некоторого социального субъекта.

А как это понятие трактует официальная наука? В социальной психологии термин «социальная установка» используется применительно к определенной диспозиции человека, организовывающей его чувства, мысли и возможные действия с учетом имеющегося объекта.

Под аттитюдом также пронимают особый тип убеждения, характеризующий собой уже сложившуюся у индивида оценку некоего определенного объекта.

Рассматривая данное понятие, важно понимать отличия между терминами «установка» и «социальная установка». Последний из них считается состоянием сознания индивида, функционируя при этом на уровне общественных связей.

Аттитюд считают неким гипотетическим конструктором. Являясь ненаблюдаемым, он определяется исходя из измеряемых реакций личности, отражающих негативные или позитивные оценки рассматриваемого объекта социума.

История изучения

Понятие «аттитюд» впервые ввели социологи У. Томас и Ф. Знанацкий в 1918 г. Эти ученые рассматривали проблемы адаптации крестьян, которые эмигрировали из Польши в Америку. В результате проведенных ими исследований свет увидел труд, в котором аттитюд был определен в качестве состояния сознания личности относительно определенной социальной ценности, а также переживания индивидом смысла такой ценности.

На этом история неожиданно возникшего направления не закончилась. В дальнейшем исследования аттитюда были продолжены. Причем их можно разделить на несколько этапов.

Бурное развитие исследований

Первый этап изучения социальной установки длился от начала введения термина вплоть до Второй мировой войны. В данный период популярность проблемы и количество исследований по ней переживали свой бурный рост. Это было время проведения многочисленных дискуссий, на которых спорили о содержании данного понятия. Ученые стремились и к разработке способов, которые позволили бы провести его измерение.

Большое распространение получило понятие, введенное Г. Оппортом. Этот исследователь активно включился в работу по разработке процедур оценки для антиподов. Это были 20-30-е гг. прошлого столетия, когда ученые обладали одними только опросниками. Г. Оппортом же была создана своя шкала. Кроме этого, им была введена и экспертная процедура.

Собственные шкалы, имеющие различные интервалы, были разработаны Л. Терстойном. Эти приспособления служили для измерения негативной или позитивной напряженности тех отношений, которые имеются у человека по отношению к определенному явлению, объекту или социальной проблеме.

Уже в 30-40-х гг. аттитюд начали исследовать в качестве функции структуры имеющихся у человека межличностных отношений. При этом активно использовались идеи Дж. Мида. Этот ученый высказывал мнение о том, что формирование социальных установок у человека происходит благодаря принятию установок окружающих его людей.

Спад интереса

Второй этап в изучении понятия «социальная установка» длился с 1940 г. по 1950-е гг. В это время изучение аттитюда пошло на убыль. Случилось это в связи с некоторыми обнаружившимися затруднениями, а также тупиковыми позициями. Именно поэтому интерес ученых переключился на динамику в области групповых процессов - направление, которое было стимулировано идеями К. Левина.

Несмотря на имеющий место спад, ученые продолжали изучать структурные составляющие социальной установки. Так, формулировка мультикомпонентного подхода к антиподу была предложена М. Смитом, Р. Крачфилдом и Д. Кречем. Кроме этого в понятии, рассматривающем социальные установки личности, исследователи выделили три компонента. В их числе такие, как:

  • аффективный, представляющий собой оценку объекта и возникших к нему чувств;
  • когнитивный, представляющий собой реакции или убеждения, в которых находит отражение восприятие объекта социума, а также знание человека о нем;
  • конативный, или поведенческий, указывающий на намерения, тенденции и действия в отношении определенного объекта.

Большинством социальных психологов аттитюд рассматривается как оценка или эффект. Но некоторые специалисты полагали, что он включает в себя все три перечисленных выше реакции.

Возрождение интереса

Третий этап изучения социальных установок людей длился с 1950-х по 1960-е годы. В это время интерес к проблематике получил свое второе рождение. У ученых возник целый ряд новых альтернативных идей. Однако для данного периода характерно и обнаружение признаков кризисного состояния проводимых исследований.

Самый большой интерес в эти годы вызывала проблема, связанная с изменением социальных установок, а также связи ее элементов между собой. В данный период возникли функциональные теории, разработанные Смитом совместно с Д. Кацем и Келмэном. МакГвайром и Сарновой была высказана гипотеза об изменениях установки. В это же время ученые усовершенствовали технику шкалирования. С целью измерения социальных установок личности ученые начали применять психофизические методы. На третий этап приходится и ряд исследований, выполненных школой К. Ховланда. Их основная цель заключалась в изучении связей между эффективными и когнитивными элементами аттитюда.

В 1957 г. Л. Фостингером была выдвинута теория когнитивного диссонанса. После этого начались активные исследования связей данного типа в различных установках.

Застой

Четвертый этап исследований аттитюда приходится на 1970-е годы. В это время данное направление было заброшено учеными. Явный застой был связан с большим количеством противоречий, а также имеющихся несопоставимых фактов. Это было время осмысления ошибок, которые имели место на протяжении всего периода изучения аттитюда. Для четвертого этапа характерно создание множества «мини-теорий». С их помощью ученые пытались объяснить тот накопленный материал, который уже имелся по данной проблеме.

Продолжение изучения

Исследования по проблеме аттитюда вновь возобновились в 1980-1990-х гг. При этом у ученых возрос интерес к системам социальных установок. Под ними стали понимать такие комплексные образования, которые включают в себя наиболее значимые реакции, возникающие на объект социума. Возрождение интереса на данном этапе было связано с потребностями различных практических сфер.

Помимо изучения систем социальных установок неуклонно начал расти интерес к вопросам проблемы изменения аттитюдов, а также их роли в обработке поступающих данных. В 80-е годы было создано несколько когнитивных моделей Дж Капоччо, Р. Петти и Ш. Чейкена, которые касаются области убеждающей коммуникации. Особенно интересно было ученым понять, как связаны между собой социальная установка и поведение человека.

Основные функции

Проводимые учеными измерения аттитюда были основаны на вербальном самоотчете. В связи с этим возникли неясности с определением, что же является социальными установками личности. Может, это мнение или знание, убеждение и т. д. Разработка методических средств дала толчок для стимулирования дальнейшего теоретического поиска. Его исследователи осуществляли по таким направлениям, как определение функции социальной установки, а также разъяснение ее структуры.

Было понятно, что аттитюд необходим для удовлетворения человеком каких-то своих важных потребностей. Однако понадобилось установить их точный перечень. Это и привело к открытию функций аттитюдов. Их всего четыре:

  1. Приспособительная. Порой ее называют адаптивной или утилитарной. В этом случае социальная установка направляет индивида к объектам, необходимым ему для достижения целей.
  2. Знания. Эта функция социальной установки служит для дачи упрощенных указаний относительно того способа поведения, который будет применим к конкретному объекту.
  3. Выражения. Такую функцию социальной установки порой называют функцией саморегуляции или ценности. В этом случае аттитюд выступает в качестве средства освобождения индивида от внутреннего напряжения. Он же способствует выражению себя в качестве личности.
  4. Защиты. Подобная функция аттитюда призвана разрешить внутренние конфликты личности.

Структура

Каким образом социальная установка способна выполнить столь сложные перечисленные выше функции? Они выполняются ею благодаря обладанию сложной внутренней системой

В 1942 г. ученым М. Смитом была предложена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входит три элемента: когнитивный (представления, знания), аффективный (эмоции), поведенческий, выражающийся в стремлении и планах действий.

Эти составляющие обладают тесной взаимосвязью между собой. Так, если один из них претерпевает некоторые изменения, то тут же происходит изменение в содержании других. В некоторых случаях аффективный компонент социальных установок является более доступным для исследования. Ведь люди намного быстрей опишут те чувства, которые возникают у них по отношению к объекту, чем расскажут о полученных представлениях. Именно поэтому социальная установка и поведение наиболее тесно связаны между собой через аффективный компонент.

Сегодня, при вновь возникшем интересе к проведению исследований в области установочных систем структура аттитюда описывается более широко. В целом ее считают устойчивой предрасположенностью и ценностной диспозицией к определенной оценке объекта, которая основана на аффективных и когнитивных реакциях, сложившемся поведенческом намерении, а также предшествующем поведении. Значение социальной установки при этом заключено в ее способности влиять на познавательные процессы, а также на будущее поведение человека. Аттитюд рассматривается в качестве суммарной оценки всех компонентов, составляющих его структуру.

Формирование социальных установок

В изучении данного вопроса существует несколько различных подходов:

  1. Бихевиоральный. Он рассматривает социальную установку в качестве промежуточной переменной, которая возникает между появлением объективного стимула и внешней реакцией. Данный аттитюд фактически недоступен для визуального описания. Он служит одновременно реакцией, возникшей на тот или иной стимул, а также самим стимулом для имеющей место реакции. При таком подходе аттитюд является своеобразным связующим механизмом, находящимся между внешней средой и объективным стимулом. Формирование социальной установки при этом происходит без участия человека за счет его наблюдения за поведением окружающих людей и его последствий, а также за счет положительного подкрепления связей между уже имеющими место установками.
  2. Мотивационный. При таком подходе к формированию социальных установок, данный процесс рассматривается как тщательное взвешивание человеком «за» и «против». При этом индивид может принять для себя новый аттитюд или определить последствия его принятия. Мотивационным подходом к формированию социальных установок рассматривается две теории. Согласно первой из них, называемой «Теорией когнитивного реагирования», формирование аттитюдов происходит при негативном или позитивном реагировании индивида на новую позицию. Во втором случае социальная установка является итогом оценки человеком той пользы, которую может принести принятие или непринятие им нового аттитюда. Такую гипотезу называют «Теорией ожидаемых преимуществ». В связи с этим, основными факторами, оказывающими влияние на формирование установок в мотивационном подходе, являются цена предстоящего выбора и выгода от его последствий.
  3. Когнитивный. В этом подходе существует несколько теорий, имеющих между собой определенное сходство. Одна из них была предложена Ф. Хайдером. Это «Теория структурного баланса». Существует еще две признанные гипотезы. Одна из них конгруэнтности (П. Таннебаума и Ч. Остуда), а вторая - когнитивного диссонанса (П. Фестингера). В их основе лежат представления о том, что человек всегда стремится к внутренней согласованности. Благодаря этому формирование аттитюдов становится результатом стремления личности разрешить имеющие место внутренние противоречия, возникшие в связи с несогласованностью когниций и социальных установок.
  4. Структурный. Данный подход исследователи разрабатывался в Чикагской школе в 20-е годы прошлого столетия. В его основе лежат идеи Дж. Мида. Ключевой гипотезой этого ученого является предположение о том, что люди развивают свои установки путем принятия установок «других». Эти друзья, близкие и знакомые являются значимыми для человека, поэтому и являются решающим фактором в формировании аттитюда.
  5. Генетический. Сторонники данного подхода полагают, что аттитюды могут быть не прямыми, а опосредованными факторами, такими как, например, врожденные различия темперамента, данные от природы биохимические реакции и интеллектуальные способности. Социальные установки, обусловленные генетически, доступнее и сильнее приобретенных. При этом они более устойчивы, менее изменчивы, а также имеют большую значимость для их носителей.

Исследователем Ж. Годфруа было выделено три этапа, во время которых у индивида происходит процесс социализации и формируется аттитюд.

Первый из них длится от рождения до 12 лет. В этот период все социальные установки, нормы и ценности у человека формируются в полном соответствии с родительскими моделями. Следующий этап длится с 12 лет и заканчивается 20 годами. Это время, когда социальные установки и ценности человека становятся более конкретными. Их формирование связывают с усвоением индивидуумом ролей в социуме. В течение следующего десятилетия длится третий этап. Он охватывает период с 20 до 30 лет. В это время у человека происходит своеобразная кристаллизация аттитюда, на основе которого начинает формироваться убеждений. Уже к 30 годам социальные установки отличает значительная стабильность, и изменить их очень сложно.

Аттитюды и общество

В отношениях между людьми существует определенный социальный контроль. Он представляет собой влияние общества на социальные установки, социальные нормы, ценности, представления, поведение человека и его идеалы

Основными составляющими такого вида контроля являются экспектации, а также нормы и санкции.

Первый из этих трех элементов выражается в требованиях окружающих к конкретному человеку, которые находят свое выражение в виде ожиданий той или иной формы принятых им социальных установок.

Социальные нормы являются образцами того, что люди должны думать и говорить, делать и чувствовать в той или иной конкретной ситуации.

Что касается третьего компонента, то он служит мерой воздействия. Именно поэтому социальные санкции являются основным средством социального контроля, который выражается в многообразных способах регулирования жизненной деятельности человека, обусловленных разнообразными групповыми (общественными) процессами.

Каким способом осуществляется такой контроль? Самыми основными его формами являются:

  • законы, представляющие собой ряд нормативных актов, регулирующих формальные взаимоотношения между людьми в масштабах государства;
  • табу, являющиеся системой запретов на совершение определенных мыслей и действий человека.

Помимо этого, социальный контроль осуществляется исходя из обычаев, которые рассматриваются в качестве общественной привычки, традиций, морали, нравов, существующего этикета и т. д.

Социальные установки в производственном процессе

В 20-30-е годы прошлого века бурными темпами развивалась теория управления (менеджмента). А. Файолем было впервые отмечено наличие в нем множества психологических факторов. Среди них единство руководства и власть, подчинение собственных интересов общим, корпоративный дух, инициатива и т. д.

Проведя анализ вопросов управления предприятием, А. Файоль отметил, что слабости в виде лености и эгоизма, честолюбия и невежества приводят к тому, что люди пренебрегают общими интересами, отдавая предпочтение частным. Сказанные в начале прошлого века слова не потеряли своей актуальности и в наше время. Ведь социально-экономические установки существуют не только в каждой конкретной компании. Они имеют место везде, где пересекаются интересы людей. Такое происходит, например, в политике или в экономике.

Благодаря теории А. Файоля управление стали считать специфической и при этом самостоятельной деятельностью людей. Результатом этого стало возникновение новой отрасли науки, которая носит название «Психология управления».

В начале 20-го века произошло соединение двух подходов в менеджменте. А именно социологического и психологического. На смену деперсонифицированным отношениям пришел учет мотивационных, личностных и прочих социально-психологических установок, без которых невозможна деятельность организации. Это позволило перестать считать человека придатком машины. Те взаимоотношения, которые складывались между людьми и механизмами, привели к новому пониманию. Человек, согласно теории А. Майоля, не являлся машиной. Управление механизмами при этом не отождествлялось с руководством людьми. И это высказывание внесло значительную лепту в осознание сущности и места человеческой деятельности в системе управления предприятием. Практика менеджмента была изменена за счет внесения некоторых поправок, основными из которых являлись следующие:

  • большее внимание к социальным потребностям работников;
  • отказ от иерархической структуры власти внутри организации;
  • признание высокой роли тех которые имеют место между сотрудниками компании;
  • отказ от сверхспециализированной трудовой деятельности;
  • развитие методик по изучению неформальных и формальных групп, существующих внутри организации.

3. Личность и социальные установки.

Личность - совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми. В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека . Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека. Понятие в1918 предложили Томас и Знанецкий. Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Функции аттитюдов:

Приспособительная(утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.

Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.

Функция выражения(ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.

Функция защиты– аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Признаки социальной установки :

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

2) осознанность этих отношений и поведения;

3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

Структура социальной установки:

1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

2) социальные установки;

3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Социальная установка имеет 3 компонента:

1. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;

2. Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);

3. Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.

1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).

2. Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.

3. Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.

4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

Виды социальных установок:

1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом.

2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях.

3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.

4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки.

Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения.