Сочинение "Героизм и предательство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба


Ответ оставил Гость

В повести подвиг олецитворяет Остап, который погибает за свою родину на польской земле, его казнят, когда же умирает, он не хотел бы слышать рыданий и сокрушений слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающий волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы твердого мужа, который быразумным словом освежил его и утешил при кончине.
Другому сыну было 20 с лишним лет и в сажень ростом. Мальчики воспитывались в большой любви матери.
Отец ведет сыновей в Сечу, что бы прибщить их к военному делу ивоспитать в них дух патриотизма.
Забыв о главном, ради чего он находился в Сечи, Андрий забирает большую часть хлеба и муки и сломя голову бросается к своей возлюбленной.
Здесь проявилась его слабая воля, легкомыслие и игоизм. Он ушел к белокурой полячке, взяв пропитание и свою силу. Причина предательства Андрия - это любовь к полячке, а цель - спасение поляков от голода. Андрий убежал с полячкой и после этого он сражался против казаков отца за казаков поляков. Полячка оказалась умной, она узнала секрет Адрия и рассказала врагам.
Андрий был младшим сыном и от своего малого возраста и ненависти к отцу он был в повести предптелем, а остап был старим сыном и только по своему характеру он стал в повести героем. По телостроению Андрей и Остап были почти одинаковы. Но Андрей стал игаистом.
В Сечи Андрия очень впечатляли казни (особенно за самоубийство) . Связь Остапа с Андрием была такая первое, что Андрий был его брат и когда Андрий умерал, Остап чуть ненакинулся на Тараса. В боях Андрий убивал и своих и чужих. Вскоре Тарас понял в чём дело, он нашёл его и убил.
В поседствии Андрий умирает от своего отца Остап сожелел о смерти брата, но при жизни связь у них была тесной.
Подвигом Остапа можно назвать его пытки за Родину. Когда Остапу начали перебивать кости, не было слышно ни звука, лишь перед смертью у Остапа вырывается: "Батько! Где ты? " Среди толпы доносится голос Тараса: "Слышу". Смерть Остапа - одно из самых трагических последствий жизни Тараса. Остап умер смертью из-за люльки.
Так же можно назвать подвигом и действия Тараса. Он остался и с дерева показывал им путь, но его поймали и убили. Не думая о себе, о том, что огонь уже лижит у его ноги, Тарас кричит, помогая соратникам уйти от преследователей. Даже когда его били и он уже наполовину горел, но все же он давал советы своим казакам, крикнув им в след правильный путь.
Гоголь относился к героям, как и другие авторы. Автор в повести "Тарас Бульба" с уважением, выделял все их качества. С другой стороны как к неудачникам, потому что Андрей умер из-за предательства и любви, а Остапа из-за какой-то люльки. Н. В. Гоголь относится к подвигу и предательству как к драматическим героям, которые смогли их совершить.

Истоки героизма и предательства в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

(Открытый урок по литературе в )

I. Оргмомент.

Добрый день, уважаемые коллеги и ученики! Ребята, сегодня на уроке я вам желаю удачи, вспомнить всё то, что изучали на предыдущих уроках. Я думаю, что у нас всё получиться… И пусть эпиграф нашего сегодняшнего урока станет для вас девизом: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

II. Проверка д/з.

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим д/з. На прошлом уроке вам было задано дочитать до конца повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба». Проверим знания текста, а именно таким образом: я буду зачитывать вопросы, а вы записываете только ответ на листочках, которые я вам раздала.

1.Он был из числа коренных старых полковников…

2.Остров на котором располагалась Сечь?

3.С кем отец бился на кулаках?

4.Кого Тарас называет мазунчиком?

5.Речка, впадающая в Днепр.

6.Как называлось духовное училище в котором учились братья?

Следующим д/з было вам подобрать цитаты, и сейчас вы должны выразительно их зачитать.

1.Что представляла собой Запорожская Сечь? ()

2.Как Остап и Андрий влились в новую жизнь?()

3.Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь?()

III. Постановка целей и задач урока.

Ну, а теперь переходим к изучению темы нашего урока, которая звучит так: «Истоки героизма и предательства в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель нашего урока такова: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как «товарищество», «героизм» и «предательство»; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию; воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Задачи: придать занятию проблемно-творческий характер; развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы.

Форма: урок – размышление. Оборудование: слайдовая презентация; текст повести «Тарас Бульба» фрагмент видеофильма, раздаточный материал.

Данную тему рассмотрим через призму характеров главных героев и события, которые нас переносят в далёкое прошлое, в эпоху 15-17 веков, когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям – польским панам и монгольским хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы, которая начала формироваться в Запорожской Сечи.

Кузьмов Б. провёл небольшую исследовательскую работу, которую назвал «Запорожская вольница». Прошу вас прослушать исследование, и, возможно. Пополнить дополнительной информацией ваш багаж знаний по истории.

(защита исследовательской работы)

Ребята, сейчас на экране вы видите репродукцию картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Про историю создания картины нам расскажет Ющигина Мария.

Эта картина близка повести Гоголя. Не является иллюстрацией, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями.

Беседа с комментариями.

1.Кого из героев повести «узнаёте» вы на картине? (старик с «оселедцем» может напоминать Косьяна Бовдюга, а красавец казак рядом – Кукубенко)

2.Кто же из запорозцев казаков, изображённых рядом на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Т. Бульбу? (это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет)

Ребята, этот образ списан с натуры: Репину позировал его друг и земляк А. Рубец – потомственный казак Запорожской Сечи, современник Т. Шевченко.

Репин показывает крепкую боевую сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.

IV. Изучение материала

Мы продолжаем работу над повестью Н. Гоголя «Тарас Бульба» и предлагаю вам поиграть в игру «Да-нетка». Она поможет определить, насколько хорошо вы знаете героев повести. Я загадала имя одного из героев и написала с обратной стороны листка. Вы должны попытаться узнать героя, задавая вопросы, на которые я могу отвечать только словами « да», «нет», « и да, и нет».

Вопросы: это главный герой повести? Это женщина? Для него характерны героические поступки? Был влюблён? У него есть брат? В конце повести он погибает? Герой участвовал в осаде города? Он был ?

Получилась ли у нас полная характеристика героя? (нет, конечно)

Для того, чтобы получить полную картину характеристик наших героев – это Остапа, Андрия, Тараса мы должны рассмотреть их отношения к той или иной ситуации. Я вам раздам таблицы с учебными ситуациями, которые будим рассматривать и анализировать.

Итак, первая учебная ситуация «Андрий и Остап в бурсе». Ваша задача определить как поступки характеризуют братьев.

1. Скажите, как прошли годы братьев бурсе? () с.243

2.Изменила ли их учёба? () с.244

3.Одинаково ли вели себя братья по отношению к товарищам? () с.

Вывод: Остап - лучший товарищ, никогда не выдавал своих товарищей. Андрий – увёртывается от наказания. Кипел жаждою подвигов. Душа была доступна для др. чувств.

Рассмотрим учебную ситуацию № 2 « Остап и Андрий в семье»

1. Как ведут себя братья во время встречи с родителями?

2. На самом ли дели Андрий мазунчик? (нет, но в нём больше чувствительности, сердечности чем в Остапе)

3. О чём думают братья по дороге в Запорожье? (Остап вспоминает мать, а Андрий – полячку).

Вывод: Остап – человеческое достоинство на 1 месте; Андрий – личное чувство на 1 месте.

Следующая учебная ситуация №3 «Остап и Андрий – воины»

Сейчас прослушаем сообщения, которые подготовили мальчики, внимательно слушайте и делайте выводы. Кузьмов Б. «Остап – воин; в бою» с.268; Васюкович Д. «Андрий – воин» С.268-269.

Вывод: Остап – сражается хладнокровно, обдуманно; Андрий – ведёт в битве упоённо, несётся как пьяный.

Подошли к учебной ситуации № 4 « Предательство Андрия»

1.Скажите, с что выбрал Андрий, ведь с одной стороны – личное счастье, а с другой – семья, товарищи, Родина Андрий - эгоист, его волнует личное счастье, а не Родина)

2. Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою? (зная, что есть подземный ход и что на выручку осаждённым движется помощь, он не предупредил товарищей)

3. А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого! (он не просто предатель, а настоящий враг)

Вывод: Андрий – враг.

Просмотр фрагмента о товариществе.

4. Почему Тарас убил сына? (Андрий – предатель, при встрече с отцом он понял, что совершил проступок, Тарас любит сына, но простить предательства не может; Гоголь осуждает поступок Тараса)

Рассмотрим учебную ситуацию № 5 «Героизм»

Обратим теперь своё внимание на эпизод казни Остапа (зачитываю отрывок казни Остапа с.334)

1.С кем сравнивает Гоголь Остапа? (исполин)

2.Почему именно отца хотел видеть Остап? (чтобы тот поддержал его словом)

3. Мог ли по-другому поступить Тарас?(нет, ведь здесь в Запорожской Сечи, это не просто дети, а прежде всего товарищи, братья по духу)

4.Почему гибнет Тарас?(Тарас продолжает борьбу. С помощью эпизода казни Тараса писатель ещё раз доказывает читателю, что любовь к родине, к товариществу превыше всего) с. 167(учебник, зачитывает)

Посмотрите на таблицу, которую вы заполнили в течение урока. Можно ли утверждать, что истоки становления характера заложены в детстве и в юности?

V. Рефлексия

Итак, ребята, мы постарались совместными усилиями создать характеристики главных героев произведения Н. Гоголя. А теперь я попрошу Кузьмова Б., Ющигину М., Васюковича Д. выразить своё отношение к полюбившимся героям повести при помощи синквейна.

А остальные ребята, давайте представим, что мы находимся в уникальном хранилище старых книг. И мы архивариусы, в руки которых попали фрагменты уникальной рукописи повести Гоголя. Вике и Любе нужно выделить описания, которые характеризуют Тараса Бульбу, Сергею и Коле - Андрия, Александре – Остапа.

Выступление с синквейнами

Сдают работы архивариусы.

VI. Подведение итогов. «Микрофон»

1.Чему меня научила повесть Н. Гоголя?

2.Какой главный нравственный вопрос решает Гоголь? (как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины)

3. Когда же были заложены истоки героизма и предательства у наших героев? (уже в детстве, юности)

Я думаю, что сегодня на уроке ваши сердца бились учащённо от гордости за отечественную культуру, историю, гордясь своей культурой человек будет уважать и чужую. Прошу вас, задуматься над такими словами, что « жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг...» и сделайте свои выводы.

VII. Оценивание

VIII. Домашнее задание.

(на выбор)1. Нарисовать портрет полюбившегося героя.

2. Написать творческую работу на тему: «Какие новые грани характера героя открыл я на уроке»

3.Выучить наизусть отрывок «Нет ничего святее уз товарищества» из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

героизм и предательство в повести".

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, справедливости, ответственности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)

Тип: урок обобщения и систематизации знаний (итоговый урок)

Ход урока

І. Организация начала урока

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Объявление темы и целей урока

Вступительное слово учителя

Любая эпоха, в которой появляются герои свого времени, богата разнообразием характеров, соответствующих духу времени. Так, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 15 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм. Для такого человека на войне были только два цвета, которые он различал – чёрный и белый – свои и враги. Воин не видит оттенков.

Итак, сегодня мы подводим итоги и обобщаем всё то, что уже было сказано на предыдущих уроках. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни наши предки – козаки и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

На партах у вас лежат индивидуальные карточки, которые вы будете заполнять в течение урока, а значит каждый из вас получит сегодня оценку.

ІІІ. Работа над темой урока

    Анализ темы. Лексическая работа

    Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово первой части?

    А как вы понимаете слово ПРАВДА?

    Заслушивание словарной статьи к слову ПРАВДА (подготовленный ученик)

    Подберите синонимы к слову ПРАВДА.

    А какие же можно выделить текстовые синонимы к этому слову? Для этого нам необходимо вспомнить те фразеологизмы, которые есть в тексте со словом ПРАВДА (поступать по правде, служить верой и правдой)

    Работа с карточкой: записать самостоятельно 4-5 синонимов к слову ПРАВДА.

ВЫВОД: итак, слово ПРАВДА – ключевое понятие нашего урока.

    Работа с образами. Обобщённая характеристика героев

    Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они – эти герои

    Проверка творческого индивидуального домашнего задания (сочинение, сенкан, кластер)

(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки – таблица – характеристика героев – «+» и «-» черты)

    Проблемный вопрос : соответствует ли каждому герою имя, подобранное ему автором?

    Аналитическая беседа

    И Тарас, и Остап, и Андрий – это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?

    Выразительное чтение наизусть монолога Тараса Бульбы о товариществе.

    А что же говорит младший сын Тараса – Андрий? (зачитать)

    А важно ли товарищество сегодня? Как вы понимаете это слово?

    Коммуникативно – ситуативное задание

    Что бы вы могли сказать нашим современникам, чтобы объединить их общей идеей и призвать к действиям, к активной жизненной позиции?

    Продолжение беседы

    А кто же из братьев чтит товарищество?

    В чём это проявляется?

    А что мы можем сказать об Андрие?

    Как вы оцениваете поступок козака?

    Реально ли требовать, чтобы человек во имя долга предал любовь?

    Как заканчивается жизнь Андрия? Справедливый ли суд творит Тарас Бульба?

    Жаль ли вам молодого козака? В чём его трагедия?

    А что же случилось со старшим сыном? Зачитайте описание казни Остапа.

    Почему Тарас присутствует на казни сына? Мог ли он поступить иначе?

    А почему же погибает сам Тарас Бульба?

IV. Итог урока

    Заключительное слово учителя

Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы.Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Возможно, подвиг Тараса Бульбы, рассказанный нам Гоголем в художественной форме, кажется многим надуманной, преувеличенной историей, но если мы обратимся к историческим событиям 20 века и вспомним ВОВ, то убедимся, что такие люди, как Тарас Бульба, есть в реальной жизни.

И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью – принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.

    Выполнение творческого задания (карточки – ответы на проблемные вопросы)

    Оценивание

V. Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Сборник «Миргород»

Н. В. Гоголя (по вариантам)

В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь описывает жизнь запорожских казаков, их борьбу за свободу и независимость.

Одна из главных тем произведения — тема верности и предательства. Среди казаков любовь к родной земле, верность воинскому долгу, чувство товарищества почитались важнейшими качествами.

Накануне трудного боя наказной атаман Тарас Бульба говорит казакам: «Нет уз святее товарищества». Верность этому чувству он проносит через все битвы и испытания. В бою под Дубно он не раз спешил на выручку товарищам. В последние минуты жизни он думает не о муках, которые ему предстоит вынести на костре, а о том, как спастись казакам. «Уже огонь поднимался над костром, захватывая его ноги», а очи старого полковника вспыхнули радостью, потому что увидел он: казаки были уже на Днестре, «пули сыпались на них сверху, но не доставали».

Верен своему воинскому долгу старший сын Тараса Бульбы Остап. Он храбрый воин, имеющий «вымерить всю опасность и все положения дела». Но в трудном бою «схватились с Остапом мало не восьмеро разом» и взяли его в плен. К лобному месту пленные казаки, среди которых был и Остап, «шли не боязливо, не угрюмо, нос какою-то тихою горделивостью». Вера в справедливость своего дела, за которое они отдавали жизнь, придавала казакам силы, помогла вынести муки казни. Остап обратился к товарищам с призывом: «Дай же Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин!»

Верность родной земле звучит в словах истекающего кровью Кукубенко: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!

Беззаветно любя свою родину, казаки презирали предателей. А как же больно было Тарасу, когда предателем оказался его младший сын! Андрий был храбрым воином. Наблюдая за тем, какие чудеса одним бешеным натиском своим производил Андрий, дивился старый Тарас и говорил: «И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка». Но молодого Бульбу более всего привлекала сама битва, а не цель, во имя которой она велась. В битве он слышал «очаровательную музыку пуль и мечей», несся, как «пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару». Поэтому-то, когда Андрия попросила о помощи прекрасная полячка, он предал своих товарищей и перешел на сторону врага. Для Тараса этот поступок сына был тяжким горем. Старый полковник не может простить предательства кому бы то ни было и убивает Андрия, говоря при этом: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

Любовь к родной земле, верность своему народу, чувство товарищества делают казаков непобедимыми. Свое восхищение запорожцами Н. В. Гоголь выразил такими словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пере-силила русскую силу!»

В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь описывает жизнь запорожских казаков, их борьбу за свободу и независимость.

Одна из главных тем произведения — тема верности и предательства. Среди казаков любовь к родной земле, верность воинскому долгу, чувство товарищества почитались важнейшими качествами.

Накануне трудного боя наказной атаман Тарас Бульба говорит казакам: «Нет уз святее товарищества». Верность этому чувству он проносит через все битвы и испытания. В бою под Дубно он не раз спешил на выручку товарищам. В последние минуты жизни он думает не о муках, которые ему предстоит вынести на костре, а о том, как спастись казакам. «Уже огонь поднимался над костром, захватывая его ноги», а очи старого полковника вспыхнули радостью, потому что увидел он: казаки были уже на Днестре, «пули сыпались на них сверху, но не доставали».

Верен своему воинскому долгу старший сын Тараса Бульбы Остап. Он храбрый воин, имеющий «вымерить всю опасность и все положения дела». Но в трудном бою «схватились с Остапом мало не восьмеро разом» и взяли его в плен. К лобному месту пленные казаки, среди которых был и Остап, «шли не боязливо, не угрюмо, нос какою-то тихою горделивостью». Вера в справедливость своего дела, за которое они отдавали жизнь, придавала казакам силы, помогла вынести муки казни. Остап обратился к товарищам с призывом: «Дай же Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин!»

Верность родной земле звучит в словах истекающего кровью Кукубенко: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!

Беззаветно любя свою родину, казаки презирали предателей. А как же больно было Тарасу, когда предателем оказался его младший сын! Андрий был храбрым воином. Наблюдая за тем, какие чудеса одним бешеным натиском своим производил Андрий, дивился старый Тарас и говорил: «И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка». Но молодого Бульбу более всего привлекала сама битва, а не цель, во имя которой она велась. В битве он слышал «очаровательную музыку пуль и мечей», несся, как «пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару». Поэтому-то, когда Андрия попросила о помощи прекрасная полячка, он предал своих товарищей и перешел на сторону врага. Для Тараса этот поступок сына был тяжким горем. Старый полковник не может простить предательства кому бы то ни было и убивает Андрия, говоря при этом: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

Любовь к родной земле, верность своему народу, чувство товарищества делают казаков непобедимыми. Свое восхищение запорожцами Н. В. Гоголь выразил такими словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пере-силила русскую силу!»