Система финансов понятие и общая характеристика. Общая характеристика финансовой системы РФ


Финансы -- это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену -- предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система».

Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

Единстве и взаимодействии подсистем;

Наличии специального обслуживающего аппарата;

Наличии собственной финансовой базы.

Таким образом, финансовая деятельность государства -- это деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов.

Характеристика основных звеньев функционирования финансовой системы

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

Государственные бюджеты;

Государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

Финансы коммерческих предприятий и организаций;

Финансы некоммерческих организаций;

Финансы домохозяйств.

По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

фонды страхования: государственного, частного;

финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рисунок 1.2.1):

Рис. 1.2.1.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления отражена на рисунке 1.2.2 и включает в себя:

основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

Рис. 1.2.2.

Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

Комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

Центральный банк Российской Федерации;

Счетную палату Российской Федерации;

Федеральную таможенную службу;

Федеральную службу по финансам и рынкам;

Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

Комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

Управления (департаменты, отделы) финансов;

Аппарат Департамента контроля Минфина России;

Городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

Городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

Городские (районные) налоговые службы;

Счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

Городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Особое место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Бюджет - сложное финансовое явление, представляющее, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой - реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества.

Цель государственного бюджета - финансовое обеспечение функций государства. Форма функционирования бюджетов - планомерность, то есть предварительное составление планов формирования и использования бюджета и их согласование.

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.

Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.

Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.

Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов -- ценных бумаг.

Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений -- это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

В целом финансовая система представлена на рисунке 1.2.3.

Рис. 1.2.3. Схема финансовой системы.

Анализ нормативно-законодательной базы.

Высшие органы власти и управления осуществляют общее управление системой финансов. К высшим органам власти относят:

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) - подписывает бюджетный план, определяет цели финансовой политики, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) - утверждает федеральный бюджет, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).

3. Координирующий центр управления финансами, где правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет.

4. Минфин России - центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает единство денежно-кредитной, финансовой и валютной политики в Российской Федерации,

Минфина России отражает следующие функции:

проведение мероприятий по реализации финансовой политики;

организация разработки федерального бюджетного плана;

внесение предложений по формированию финансовой политики;

осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;

участие совместно с Минфином экономического развития и торговли (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера. Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

6. Система Банка России - важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

7. Счетная палата РФ - позволяет контролировать выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, то есть в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный); и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, а также органами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» .

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль. Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Следовательно, бюджетный процесс - важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением» .

Таким образом, в этой главе были изучены основные понятия финансов и финансовой системы, охарактеризованы ее основные звенья, рассмотрена нормативно-законодательная база. В следующей главе попытаемся проанализировать финансовую систему Российской Федерации.

Финансовые отношения в стране, имея различные формы проявления, вместе образуют целостную финансовую систему, каждое звено которой является носителем определенных свойственных ей финансовых отношений , которые реализуются в создании и использовании соответствующих денежных фондов. Все звенья финансовой системы в совокупности отражают государственное устройство страны, характеризующих степень развитости ее денежных, кредитных, валютных и других отношений.

Таким образом, финансовая система это совокупность взаимосвязанных звеньев, каждое из которых, с одной стороны, является носителем присущих ей финансовых отношений, с другой находится в определенном связи с другими звеньями системы. Поэтому финансовая система имеет определенную четкую структуру, благодаря которой, рассматривая каждую из звеньев, можно получить комплексное представление о финансовой системе в целом.

Финансовая система определяется как совокупность, с одной стороны, определенных сфер финансовых отношений, с другой разных институтов, обеспечивающих функционирование, взаимодействие этих сфер и процесс управления ими. В обобщенном виде финансовая система страны (согласно основным субъектов финансовых отношений государства, предприятия и население) это совокупность трех сфер финансовых отношений: государственных финансов, финансов предприятий и домохозяйств.

Динамические как японский боббер изменения в социально-экономической жизни усложняют финансовые процессы, что, в свою очередь, сказывается на составе финансовой системы (появляются новые финансовые институты) и содержании ее отдельных звеньев.

В финансовой системе отдельные подсистемы отличаются по следующим признакам:

· Наличием собственной базы, образующейся на основе первичных доходов субъектов экономических отношений;

· Функциональному назначению каждой подсистемы, обеспечивающей (Для субъектов хозяйствования это производство и реализация товаров и оказание услуг с целью получения прибыли и увели ния капитала; для работников удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида, семьи, для государства удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);

· Единством и взаимодействием подсистем, определяемых общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленных ванной на согласование интересов субъектов экономических отношений, а также взаимосогласованность их финансовых планов и балансов.

В Украине сейчас финансовая система реформируется в направлении усиления общественного значения социальных страховых фондов. В частности, основами законодательства Украины о общеобязательное государственное социальное страхование, принятых Верховной Радой Украины в январе 1998 г., предусмотрено внедрение пяти видов такого страхования: пенсионного; медицинского; в связи с временной потерей трудоспособности; на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве.

Формирования и использования средств общеобязательного государственного социального страхования осуществляются на принципах солидарности. Для этого создана система целевых централизованных фондов как некоммерческих самоуправляемых организаций, управление которыми осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

Общеобязательное государственное социальное страхование уже имеет прочную собственную финансовую базу, которую по объемам сопоставимо с доходами бюджетной системы Украины. Например, в 2000 г. бюджет Пенсионного фонда был равен почти 42% государственного бюджета, или 9% ВВП.

Имеются также другие признаки, по которым выделяется сфера финансов страхования:

целевое финансирование расходов, связанных со специфическим характером различных видов страхования;

единство и взаимодействие с другими подсистемами, что определяется формированием страховых фондов в процессе перераспределения доходов государства, предприятий, населения.

Поэтому современную финансовую систему Украины можно представить как совокупность государственных финансов, финансов предприятий (учреждений, организаций), финансов домохозяйств и финансов страхования, благодаря этим звеньям формируется, распределяется и перераспределяется основная часть средств централизованных и децентрализованных денежных фондов страны.


ТЕМА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ
      Сущность и функции финансов
      Роль финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта
      Сущность и функции финансов
Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств
В экономической жизни общества постоянно возникают отношения между:
- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;
- предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
- государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
- государством, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
- отдельными звеньями бюджетной системы;
- страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.
Эти отношения могут возникнуть:
- по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;
- для обеспечения адекватного использования государством функций, в которых нуждается общество;
- в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределённости и риска.
Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами . При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляет собой финансовую систему, которая включает в себя государственные и муниципальные финансы (централизованные финансы), финансы предприятий, финансы страхования и финансы граждан. Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и представляет определённую группу финансовых отношений.
Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование общественных нужд.
Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственной, торговой и финансовой деятельности, обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующих субъектов выступают ведущим звеном финансовой системы, так как именно на уровне финансов предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов.
Задачей финансов страхования – формирование страхового фонда с целью возмещения ущерба и оказания помощи при наступлении тех или иных негативных событий.
Задачей финансов граждан является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Причина, по которой финансовую систему подразделяют на эти четыре элемента, заключается в том, что формирование, распределение и использование денежных фондов в каждом из названных структурных подразделений осуществляется по разному.
Финансам как экономической категории присущи три признака, которые действуют только в совокупности: денежный характер финансовых отношений; распределительный характер финансовых отношений; финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму денежных фондов. Остановимся на каждом из этих признаков.
1. Денежный характер финансовых отношений . Процесс производства общественного продукта и обеспечение его воспроизводства опосредуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежного оборота возникают финансы.
Деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, а также как части производственных отношений. В условиях рыночной экономики понятие «финансы» отражает денежный поток, под которым понимается непрерывно происходящий во времени оборот денег.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения есть финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления. Сущность же финансов проявляется в их специфики функций. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансы тесно связаны с кредитом. Эта взаимосвязь имеет родственную природу – товарно-денежные отношения. Функционирование финансов создаёт основу для формирования кредитных ресурсов, которые, в свою очередь, способствуют функционированию финансов. На понятие «кредит» отражает движение только временно свободных финансовых средств на условиях платности, срочности и возвратности.
2. Распределительный характер финансовых отношений. Финансы любого субъекта охватывают его денежные отношения со всеми другими участниками экономического процесса. Вступая в подобные отношения, экономические субъекты, по сути дела, распределяют между собой стоимость валового национального продукта, а также часть национального богатства (землю, недра, капитальные сооружения). В этом смысле финансы имеют первостепенное значение в рыночной экономике: сначала присваиваются деньги, а через них – материальные и нематериальные блага.
3. В отличие от денег, финансы как денежные фонды – это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.
Финансы охватывают экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием децентрализованных и централизованных денежных средств. К децентрализованным финансам относятся финансы предприятий, страхования и финансы граждан, в централизованном порядке формируются государственные финансы.
Децентрализованные фонды предприятия включают в себя фонды накопления, фонды потребления и резервный фонд.
К децентрализованным фондам относятся и бюджеты домохозяйств, формируемые в каждом конкретном случае индивидуально за счёт оплаты труда, доходов от собственности и социальных выплат государства из централизованных фондов.
Централизованные фонды денежных средств аккумулируются на общегосударственном уровне. Основным централизованным фондом является бюджет . Он формируется и используется на основе экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу образования и использования общественного продукта. На той же основе формируется внебюджетные централизованные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и др.
Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов. С позиции нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. Финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения национального дохода. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Финансы выполняют распределительную функцию, одновременно являясь экономическим стимулом для всех участников хозяйственного процесса: чем больше будет присвоено финансовых ресурсов, тем больше окажется возможностей для инвестирования и расширения масштабов деятельности каждого хозяйства, а также для улучшения его благосостояния. Сфера влияния финансов значительно шире, чем чисто экономические отношения, они влияют и на политику, и на культуру, и на науку, и на частную жизнь граждан.
Перераспределение национального дохода связано с территориальным и межотраслевым перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений, а также с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
С переходом к рыночной экономике в России финансы потеряли свое чисто перераспределительное значение: когда доходы хорошо работающих предприятий через государственный бюджет волевым способом безвозмездно передавались плохо работающим, убыточным. Теперь финансы воздействовать на расширение инициативы и самостоятельности всех субъектов экономики, реализацию ими принципа самофинансирования.
Стимулирующая функция. Государство с помощью системы финансовых рычагов может влиять на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении. Например, государство использует бюджетные средства на развитие приоритетных отраслей экономики, определяющих научно-технический прогресс; низкими налогами стимулируется производство, а высокими – сдерживается.
Контрольная функция. Финансы, как категория, связанная с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме обладают свойством (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостное пропорции, что и отражает контрольную функцию финансов. Контрольная функция осуществляется:
- финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования финансовых, трудовых, материальных ресурсов;
- финансовыми и налоговыми органами в части своевременности налоговых и неналоговых отчислений, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции и т.д.
Таким образом, финансы могут сигнализировать о ходе экономического процесса, разнице между доходами и расходами, приостановке движения в системе, причинах и виновниках отклонений. Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую, статистическую или оперативную отчётность, ведущуюся по утверждённой государством методике и признанную достоверной.
Следует подчеркнуть, что распределительная, стимулирующая и контрольная функции финансов действуют одновременно, это стороны одного процесса.
      РОЛЬ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА
Сфера материального производства характеризуется единством четырёх стадий воспроизводственного процесса.
Первая стадия, производство – процесс взаимодействия экономических ресурсов, организуемый с целью создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Производство является основой формирования таких финансово-экономических понятий, как валовой национальный продукт, национальный доход и др.
Валовой внутренний продукт (ВВП – текущая стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение определённого года (главным образом, год) на территории страны),
Национальный доход (НД – вновь созданной за год стоимости, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов).
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей и есть та цель развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовывается) с помощью финансов.
Эти понятия, являющиеся основными макроэкономическими категориями, определяют прежде всего начало всего воспроизводственного процесса, в каждом из остальных элементов которого (производство, распределение, обмен, потребление) финансово-кредитные отношения и понятия имеют самостоятельное значение. Это значение может быть трансформировано в обобщённой направленной форме воздействия финансовых отношений на ход воспроизводственного процесса во встречном ему направлении. Такие финансовые элементы (факторы) производства, как основные и оборотные фонды, фонды оплаты труда и материального поощрения, ссудные фонды и др., являются начальным, стартовым этапом воспроизводственного процесса, который предопределяет следующую стадию движения фондов денежных средств.
Вторая стадия – распределение. На стадии распределения воспроизводственного процесса возникают такие финансовые и кредитные формы и отношения, которые составляют суть финансов. Здесь на основе специфических форм и методов финансирования стадии обмена образуются такие распределительные элементы возмещения, как инвестиционные фонды, бюджеты развития, амортизационные фонды и др. Эти финансовые элементы оказывают непосредственное влияние на формирование аналогичных по финансовому содержанию отношений стадии производства: восстановление изношенных и израсходованных основных и оборотных фондов, формирование фондов оплаты труда, использование кредитных ресурсов для производства и др.
Третья стадия – обмен (сфера обращения).
и т.д.................

Ключевые термины:

Ø финансовая система,

Ø сферы финансовых отношений,

Ø звенья финансовых отношений,

Ø государственные финансы,

Ø финансы предприятий,

Ø страхование,

Ø финансы домохозяйств,

Ø международные финансы,

Ø финансовый рынок,

Ø бюджет государства,

Ø целевые государственные фонды,

Ø государственный кредит,

Ø принципы построения финансовой системы.

2.1. Финансовая система Украины: Понятие, структура и общая характеристика ее сфер и звеньев

Финансовая система существует в каждой государстве независимо от уровня ее экономического развития. Виды финансовых систем приведенные на (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Виды финансовых систем

Финансовые системы государств могут отличаться по своей структуре, поскольку они являются отражением существующей модели экономики. На сегодня в мире насчитывается более 20 различных моделей финансовых систем.

В финансовой системе сосредоточены значительные финансовые ресурсы, составляющие более 80 % от объема ВВП. Структура финансовой системы всегда динамическая. В государствах с переходной экономикой финансовые системы.

Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП, соответствующую систему финансовых органов и институтов.

Финансовую систему рассматривают двумя категориями: по внутренней структурой и организационной строением.

По внутренней структуре - это совокупность относительно обособленных и взаимосвязанных сфер и звеньев, которые отражают специфические формы и методы финансовых отношений. По организационной строению - это совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками в экономике и характеризуют систему управления финансами в стране.

В составе финансовой системы выделяют следующие сферы (рис. 2.2):

централизованные финансы, основу которых составляют государственные финансы;

децентрализованные финансы, включают финансы субъектов хозяйствования (предприятий) и финансы населения;

финансовую инфраструктуру, что включает финансовый рынок и систему органов управления финансами.

Все сферы финансовой системы разделяют на отдельные звенья, имеющие тесные многосторонние взаимосвязи. Каждая сфера и звено финансовой системы занимает определенное место в регулировании финансовых отношений, решительно влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие только ей, функции.


Рис. 2.2. Структура финансовой системы Украины

Централизованные финансы - это сфера финансовых отношений по формированию централизованных денежных фондов, которые сосредотачиваются в институтах и государственных органов власти для выполнения государством своих функций, а именно: административной, военной, социально-экономической и правовой. Это основная сфера перераспределения ВВП. Уровень централизации части ВВП государством, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения ее определенным объемом финансовых ресурсов, а с другой - достаточным для формирования мощной финансовой базы предприятий для эффективного хозяйствования.

К этой сфере относятся: государственный бюджет, местные бюджеты (финансы местных органов власти), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Главным звеном централизованных финансов является бюджетная система, организационно зависит от формы государственного устройства и состоит из государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет - это главный централизованный фонд денежных средств государства, основной инструмент перераспределения ВВП. Через него осуществляется перераспределение около 40 % всего ВВП страны.

Главными доходами государственного бюджета являются налоги, которые составляют 70-90 % общей суммы доходов.

К основным налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный сбор, пошлина.

До основных расходов государственного бюджета включают: расходы, связанные с политическими функциями государства (содержание армии, государственного аппарата управления и власти) расходы на социальные нужды (образование, наука, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение); расходы, связанные с экономическими функциями государства (государственные инвестиции в отрасли экономической инфраструктуры, субсидии частному капиталу и государственным корпорациям, расходы на внешнеэкономическую деятельность и др.).

Местные бюджеты (местные финансы) составляют финансовую базу местных органов власти и управления. Они обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и доходах, их внутренне-территориальное перераспределение. Местные бюджеты имеют полную самостоятельность, собственные и закрепленные доходные источники и право определения направлений их использование. В местных бюджетах большая доля расходов направляется на социальные потребности. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им дополнительные средства в виде субсидий, субвенций, дотаций из государственного бюджета, а также путем выпуска местных займов под определенные государственные обязательства - муниципальных облигаций.

Централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения представляют собой централизацию средств для решения конкретных задач и проблем. их характерным признаком является четко определены источники формирования и направления использования. Создание таких фондов определяется конкретными потребностями, поэтому их состав разнообразен в разных странах и в разные времена. Среди них выделяют такие, которые имеют стабильный характер, например пенсионные фонды и фонды занятости, а также те, что отражают относительно временные потребности.

Государственный кредит является достаточно специфическим звеном государственных финансов, он непосредственно связан с бюджетным дефицитом, являясь источником его покрытия. Это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой; при таких отношениях государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

В децентрализованных принадлежат финансы предприятий и учреждений частной формы собственности. Финансы предприятий и учреждений является базовым звеном всей финансовой системы, поскольку именно здесь образуется значительная часть ВВП, что является объектом распределения через финансовые отношения. Финансы предприятий представляют собой систему денежных фондов, образуются и используются для финансирования производственного процесса, обеспечение расширенного воспроизводства, материального стимулирования и социального обеспечение рабочих.

В зависимости от вида деятельности финансы предприятий подразделяют на финансы коммерческих предприятий, некоммерческих предприятий, общественных организаций.

Особенностью финансов коммерческих предприятий является то, что они работают на принципах коммерческого расчета, предусматривает получение прибыли, возмещение за счет собственных средств всех затрат на основную деятельность, а также на ее расширение и развитие.

К некоммерческим относятся учреждения, которые оказывают услуги или выполняют работы бесплатно или за символическую плату. Это прежде всего, больницы, общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, библиотеки, музеи и т.д. Целью деятельности таких учреждений не является извлечение прибыли. их платежи в бюджет незначительные или вообще их нет. Главным источником финансирование расходов таких учреждений являются бюджетные средства.

Общественные организации и благотворительные фонды также относят к некоммерческих предприятий. Главным источником их функционирования являются вступительные и членские взносы, добровольные и спонсорские пожертвование. Кроме этого, общественные организации могут иметь в собственности коммерческие предприятия, которые направляют им часть полученного дохода.

В зависимости от отраслевой направленности финансы коммерческих предприятий можно разделить на финансы промышленных, транспортных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий.

В зависимости от формы собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных, муниципальных, коллективных (акционерных, кооперативных, совместных, арендных), частных предприятий.

Финансы населения - это совокупность денежных фондов, которые аккумулируются у населения с таких источников: доходов от трудовой деятельности; доходов от капитала; доходов от движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных в виде наследства; доходов из других источников.

Финансовая инфраструктура - это совокупность институтов и элементов, которые создают благоприятные условия для функционирования всей финансовой системы. К ним относятся: система органов управления финансами; нормативно-законодательная база; подготовка специалистов; инфраструктура финансового рынка; специализированное производство (ценных бумаг, денежных банкнот, финансовой документации). Именно финансовая инфраструктура создает благоприятные условия для гармоничного функционирования всей финансовой системы и каждой ее сферы в частности. Финансовый рынок - это подсистема финансового инфраструктуры, специфическая сфера экономических отношений, где формируются и осуществляются отношения между участниками финансового рынка по поводу купли-продажи финансовых фондов. Главной предпосылкой существования финансового рынка является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах того или иного субъекта рыночных отношений с наличием источников удовлетворения таких потребностей. Финансовый рынок опосредует движение финансовых ресурсов между предприятиями, отраслями, сферами экономики, населением, государством. Основная функция финансового рынка - превращение временно свободных денежных средств (накоплений, сбережений) на ссудный капитал для инвестиций в экономику.

Финансовый рынок как сфера финансовой системы включает в себя рынок денег, кредитных ресурсов, ценных бумаг и финансовых услуг и т.д. (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Место и роль финансового рынка в финансовой системе

Существование финансовой системы предусматривает решение таких задач:

Ø формирование, концентрация и оптимальное размещение достаточных для производства определенного объема ВВП финансовых ресурсов;

Ø достижения максимальной эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов - максимизация объемов производимого ВВП на основе выбора реальной структуры форм финансового обеспечения;

Ø установление оптимальных пропорций распределения и перераспределения произведенного ВВП с целью полного обеспечения потребностей граждан, предприятий, государства;

Ø всестороннее содействие привлечению всех временно свободных средств и полученных доходов через институты финансового рынка на потребности финансового обеспечения производства ВВП;

Ø формирование страховых фондов с целью обеспечения возмещения потерь финансовых ресурсов и доходов и установления максимальных предпосылок для использования данных средств фондов в кругообороте ресурсов.

Главной задачей построения национальной финансовой системы является обеспечение максимальной мобилизации имеющихся в обществе финансовых ресурсов и привлечения при обоснованных потребностях их извне, установление предпосылок для их эффективного использования и максимизации на этой основе производства ВВП. Движение денежных потоков через звенья и сферы финансовой системы должен способствовать формированию у каждого субъекта доходов, отражают его производительность и являются достаточными для обеспечения потребностей его деятельности.

Финансы: конспект лекций Котельникова Екатерина

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

2.1. Общая характеристика эпохи Первый этап в развитии общества – эпоха древнего мира, продолжался с 40 тыс. лет до н. э. до V в. н. э. (от времени отступления ледника до падения Рима (476 г.) Его главным содержанием является возникновение древнейших форм производства и

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

1. Общая характеристика физиократов Школа физиократов (дословно слово «физиократия» переводится как «власть природы») – первая научная школа экономической мысли. Физиократы полагали, что истинное богатство – это продукт, который производит сельское хозяйство. Они

Из книги Теория статистики: конспект лекций автора Бурханова Инесса Викторовна

1. Общая характеристика В целях анализа и получения статистических выводов по результатом сводки и группировки исчисляют обобщающие показатели – средние и относительные величины.Задача средних величин – охарактеризовать все единицы статистической совокупности одним

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Общая характеристика финансовой системы Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

2. Общая характеристика денежной системы Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством.Эмиссия – это выпуск наличных денег в обращение или изъятие их из обращения.Монополия на эмиссию в России

Из книги Экономическая география автора Бурханова Наталья

18. Общая характеристика денежной системы Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством.Эмиссия – это выпуск наличных денег в обращение или изъятие их из обращения.Монополия на эмиссию в

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

29. Общая характеристика Европы Европа – это часть света.Вместе с Азией Европа составляет единый материк, который называется Евразия.На территории Европы более 40 государств. Они различаются по площади, численности населения, государственному устройству и уровню

Из книги Обеспечение информационной безопасности бизнеса автора Андрианов В. В.

30. Общая характеристика Америки Америка – это часть света, состоящая из двух континентов (Северной и Южной Америк), соединенных Панамским перешейком.Большую часть материка Северная Америка занимают два экономически развитых государства: США и Канада. Однако к данному

Из книги Рынок ценных бумаг. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

1. Понятие и общая характеристика фирмы В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

4.1.3. Общая характеристика угроз Далее приводятся некоторые утверждения, характеризующие угрозы ИБ от персонала.Использование инсайдерами служебных полномочий и знаний ИТ-среды организации в интересах, противоречащих интересам организации, является одной из наиболее

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

17. Общая характеристика акций В Законе «О рынке ценных бумаг» дается следующее определение:«Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на

Из книги Аттестация персонала – путь к взаимопониманию автора Брижитт Сиван

27. Общая характеристика векселя Вексель – это безусловное обязательство уплатить какому-то лицу определенную сумму денег в определенном месте в определенный срок.Вексель – это абстрактное долговое обязательство, т. е. оно не зависит ни от каких условий.Вексель – это

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

22. Общая характеристика банковских правоотношений Банковские правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере банковской деятельности, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и

Из книги автора

102. Общая характеристика центральных банков Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот. Впоследствии за центральными банками

Из книги автора

Общая характеристика Очень часто руководящие работники утверждают, будто они открыты для контактов с персоналом. Любопытно, что именно в их подразделениях сотрудники чаще всего жалуются на отсутствие диалога с начальством. Четко отлаженный механизм аттестации

Из книги автора

Общая характеристика системы Toyota Мы подготовили схему, позволяющую посмотреть на систему Toyota как бы с высоты птичьего полета. Она приведена на следующей странице.Идеальные условия для производства – те, что исключают потери в станках, оборудовании и персонале и