Обязанности 3 помощника капитана на речных судах. Помощник капитанадолжностная инструкция


Становясь моряком, не только привыкаешь к особому миру, к судну - стальному, напичканную машинами, приборами, проводами, к вечно переменчивому океану, к непогоде, которую уже нельзя ни на минуту игнорировать, как это могут те, кто может жить на берегу. Привыкаешь к окружению людей, среди которых место и обязанности каждого строго определены должностной инструкцией. На корабле точно известно кто есть кто - это экипаж судна .

КАПИТАН КОРАБЛЯ

Представим себе картину. Если бы часть суши каким-то образом оторвалась от берега и начала плыть в океане, безусловно, на этой части земли стало необходимым иметь человека, который смог бы поддерживать порядки, придерживаясь закона и одновременно управлять этим клочком суши. Такой частью государства, которая временно отделяется от берега и ходит в водах мирового океана, и есть судно или , а таким человеком становится капитан. Слово «капитан» живет уже много столетий и происходит, как утверждают, от слова «глава».

Слово капитана на корабле или судне - закон. Все распоряжения исходящие от берега передаются только капитану судна. Неудивительно, что закон дает право капитану и арестовывать, а также засвидетельствовать рождение или смерть человека.

капитан судна

Про обязанности капитана можно говорить бесконечно. Капитан корабля обязан знать и уметь все. Если судно обнаружит в море людей или другой корабль, с которым произошла беда, капитан должен оказать людям помощь, и после заключения спасательного контракта, начать спасение судна.

Капитан судна должен быть внимательным и осторожным человеком. В перечне его обязанностей прямо говорится, что курс судна он должен рассчитать с особым старанием, дабы избежать ошибок. При подходе к рифам он должен уделять больше внимания цвету воды (на мели вода темнее) и наличия в ней плавучих водорослей. При подходе к берегу эти меры предосторожности должны быть удвоены. Даже присутствие на судне приглашенного не снимает с капитана судна ответственности за безопасность движения корабля.

В случае опасности столкновения с другим судном капитан должен действовать четко и недвузначно: он обязан лично сообщить на другой корабль название своего судна и порт приписки и получить в ответ те же данные. В противном случае, когда неизбежна, капитан может покинуть судно только тогда, когда исчерпаны все возможные средства для спасения. Сначала он принимает меры по спасению пассажиров, затем разрешает оставить борт судна экипажу и покидает корабль последним, забрав с собой журналы (судовой, машинный), карты и корабельную кассу.

Во время беды, спасая людей, независимо от пассажиров своего судна или людей с другого корабля, который тонет, капитан должен беспокоиться, чтобы в первую очередь в были помещены дети, женщины, старики и больные.

И уже совсем неприятная обязанность: в случае смерти человека на борту, капитан корабля должен засвидетельствовать смерть и решить - доставлять тело в порт или похоронить в море...
И это лишь незначительная часть обязанностей капитана корабля.

ПОМОЩНИКИ КАПИТАНА

Помогают капитану командовать кораблем помощники. Их много, но судно, на котором они находятся тоже немаленькое.

Старший помощник - первый заместитель капитана, готовый в любой момент заменить его в море или на стоянке. От него зависит порядок и дисциплина на судне. Капитан сошел на берег и к старшему помощнику переходят все права и обязанности капитана.

старший помощник капитана и рулевой

Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж судна, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование кораблем. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в акватории порта, вызывая при необходимости лоцмана и портовые .

Старший помощник капитана обязан:
1. Составлять и корректировать судовое расписание.
2. Организовывать и проводить подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использование спасательных средств и спасение людей, груза и судового имущества, контролировать подготовку аварийных команд.
3. Обеспечивать наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.
4. Контролировать и вести учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, и ее расход.
5. Обеспечивать правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпус, палубы и надстройки судна, судовые помещения и отсеки, питьевые танки, помещения коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.
6. Совместно со старшим механиком старший помощник капитана обязан проверять состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.
7. Планировать и осуществлять контроль проведения судовых работ, а также следить за качеством приготовления пищи.

Перед началом и в ходе грузовых операций старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечивать подготовку грузовых устройств и помещений к приему грузов; проверить их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.
2. Лично руководить погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.
3. Лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать выполнение правил морской перевозки.

Перед выходом в рейс старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечить подготовку судна по-походному, принять меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.
2. Проверить готовность рулевых, якорных, швартовных и шлюпочных устройств, сигнальных огней, средства световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следить за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

В рейсе старший помощник капитана обязан:
1. Контролировать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимать меры к их обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.
2. Старший помощник капитана несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Также в командный состав судна входят: второй помощник, которого еще называют грузовым помощником. Он отвечает за погрузку и разгрузку, загруженность трюмов, их чистоту и безопасность.

Третий помощник - штурман. На нем карты, магнитные компасы, хронометр, судовые часы и прочие приборы.

Четвертый помощник отвечает за электронавигационные приборы - гирокомпас, лаг, эхолот и пр.

Пятый помощник капитана обеспечивает противопожарную безопасность судна. Он контролирует состояние противопожарной безопасности судна, и соблюдение экипажем противопожарных правил; обеспечивает меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускает эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара; ежесуточно проверяет стационарные и переносные средства пожаротушения, дымоизолирующие приборы индивидуального пользования, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий; следит за состоянием противопожарного имущества и инвентаря, своевременно принимает меры к его ремонту и пополнению до установленных норм.

старший механик

рубка управления энергетической установкой контейнеровоза «Mathilde Maersk»

Старший механик - самостоятельный руководитель машинной команды. Он обеспечивает работу главного и вспомогательных двигателей, главного редуктора, валопроводов, опреснителей, общесудовых систем, вспомогательных механизмов, механической и гидравлической части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механической части палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механических средств бытового назначения, системы кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации, румпельного отделения, механических мастерских, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения.

Второй механик - его помощник и заместитель. Обеспечивает надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств трюмных систем. Контролирует наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы.

Третий механик отвечает на судах за работу дополнительных двигателей.

Четвертый механик отвечает за палубные механизмы и систему вентиляции.

Старший электромеханик отвечает за работу электро-механизмов и электрической сети. В ведении старшего электромеханика находятся источники электроэнергии: главные и вспомогательные генераторы на судне с электродвижением, генераторы с автономным приводом и валогенераторы на судах без электродвижения, аварийные станции электропитания с берега, гребная электрическая установка, главный и аварийный распределительные щиты, другие распределительные устройства; электрооборудование постов и пультов управления, электрические (электронные) части систем и устройств автоматики, в том числе систем с дистанционным управлением, всех видов сигнализации и защиты; сети канализации тока, размагничивающие устройства, электроприводы с пускорегулирующей и защитной аппаратурой механизмов машинно-котельного отделения, общесудового и производственного назначения; электрическая часть рулевой установки (включая авторулевую), машинные телеграфы и аксиометры, телефония, аккумуляторы с зарядными устройствами и электроизмерительные приборы своего заведования, освещение, электрооборудование бытового назначения.

Старший электромеханик обеспечивает безопасную организацию работ, надежную работу и поддержание в надлежащем техническом состоянии механизмов, устройств, систем, оборудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации; следит за режимом работы электро-механизмов.

Боцман - начальник палубной команды. Находясь на баке, руководит всеми работами во время постановки и съемки с якоря и швартовки. Во время спуска на воду шлюпок, хозяйственных работ, такелажных работ распоряжения боцмана - закон.

Судовой доктор , в ведении которого находится лазарет, амбулатория и все, что служит здоровью экипажа судна .

Все вышеперечисленные должности - от старшего помощника до судового доктора - это командный состав судна. Но существует еще и судовая команда. Начну с тех, кто работает под руководством боцмана на верхней палубе.

Подшкипер (шкипер) - помощники боцмана по хозяйственной части.
Старший матрос выполняет на судне столярные работы, принимает пресную воду, руководит швартовкой на корме.
Старший рулевой стоит на руле, в том числе обязательно во время сложного маневрирования (вход в порт, прохождение узких мест).
Матрос 1-го класса должен уметь стоять на руле, пользоваться сигнальными флагами и семафором, управлять шлюпкой под парусом. Выполняет все такелажные и малярные работы.
Матрос 2-го класса должен уметь грести на шлюпке, вязать морские узлы, управлять лебедкой и шпилем, убирать помещения, подкрашивать и оббивать ржавчину, пользоваться семафорными флагами.
Матрос-водолаз выполняет подводные работы, а также работает на судне как матрос.

В машинном отделении судна возле котлов и моторов, в трюмах работают: старший котельный машинист, мотористы, помповый машинист и электрики.

На камбузе, на складах, в пассажирских каютах и коридорах рабочие места кладового, старшего кока, камбузника, буфетчика, матроса и обслуживающего персонала.

директор круиза

Земснарядов , техник радионавигации и электрорадионавигатор.

посчитав все морские профессии, получается, что судно это на самом деле плавучий город

«Частое оставление корабля старшим
помощником командира корабля несовместимо с
должным исполнением им своих служебных
обязанностей» (ст. 191 КУ ВМФ)


В пору моей первой курсантской корабельной практики, а проходила она на крейсере «Мурманск», что гордо стоял на рейде Североморска, мы, курсанты, первые дни искренне считали командиром корабля невысокого капитана 2 ранга, которого рапортом встречал утром дежурный по кораблю, когда вся команда, вытянувшись по стойке «смирно», подъемом флага начинала очередной флотский рабочий день. Да и кто еще, по моему мальчишескому разумению, кроме командира, мог отдать команду «Флаг и гюйс поднять!», после которой тысячи глаз одновременно провожали взглядом огромное звездно-белое полотнище, медленно у уверенно-гордо всползающее на свое штатное (по швартовому расписанию) место. Этот же человек присутствовал потом, казалось, везде и всюду: он руководил корабельной службой и бытом, встречал представителей штаба, вместе с руководителем практики разбирал курсантские «залеты», проверял порядок в кубриках, командовал с мостика во время тренировок и базовых учений. Каково же было мое удивление, когда, спустя две недели после нашего прибытия, выяснилось, что всемогущий капитан 2 ранга был старпомом командира крейсера: после внеочередной большой приборки, где лысеющий боцман лихорадочно носился по палубе, рукавом проверяя надраенность «медяшек», экипаж был построен по «Большому сбору». Показался катер, не посыльный, а командирский, с левого борта, оркестр сыграл «Захождение», и по ступеням трапа на борт поднялся невысокий капитан 1 ранга, совсем не похожий на морского волка, несмотря на небольшую окладистую бородку. После доклада командиру, старпом вместе с командирами боевых частей был приглашен на совещание, а, спустя несколько часов, в сопровождении секретчика убыл в штаб с документами. Корабль готовился к выходу в море.

Так кто же такой – старший помощник командира корабля? Как им становятся?

Старший помощник командира корабля подчиняется командиру корабля, является первым заместителем командира и прямым начальником всего личного состава корабля.

Он руководит повседневной деятельностью боевых частей, служб и команд корабля. Перечень ответственностей старшего помощника командира не намного отличается от командирского.

Старший помощник командира корабля отвечает:

  • за организацию обороны и защиты корабля;
  • за организацию боевой подготовки;
  • за воспитание и воинскую дисциплину личного состава корабля;
  • за организацию взаимодействия между боевыми частями и службами корабля;
  • за организацию службы и внутренний порядок на корабле;
  • за правильность составления корабельных расписаний, инструкций и своевременную их корректировку;
  • за состояние учета личного состава, боеприпасов, стрелкового оружия и иных материальных средств;
  • за приготовление корабля к бою и походу
  • за организацию обеспечения ядерной безопасности на корабле с ядерной энергетической установкой.
На кораблях, где должность старшего помощника командира не предусмотрена штатом, его обязанности выполняет и его правами пользуется помощник командира корабля. Еще больше у старпома обязанностей. Старший помощник командира корабля обязан:

а) знать состояние корабля, оружия и технических средств, запасов всех видов и поддерживать их в соответствии с установленными нормами;
б) разрабатывать мероприятия по обороне и защите корабля;
в) осуществлять при участии заместителей и помощников командира корабля, командиров боевых частей и начальников служб планирование на корабле, представлять планы на утверждение командиру корабля и контролировать их выполнение;
г) знать теоретические основы борьбы за живучесть корабля и уметь практически руководить ею, лично обучать офицеров борьбе за живучесть;
д) организовывать своевременную и правильную передачу боевым частям и службам всех приказов, распоряжений командира корабля, старших начальников и проверку их исполнения, отрабатывать взаимодействие боевых частей и служб, руководить повседневной деятельностью боевых частей, служб и команд корабля;
е) обобщать опыт применения оружия и использования технических средств корабля; ж) участвовать в работе по отбору кандидатов в военные учебные заведения и приему на военную службу по контракту;
з) вести подготовку офицеров к несению корабельного дежурства, а также вахты при стоянке на якоре;
и) ежедневно обходить корабль, контролировать соблюдение установленного распорядка, состояние корпуса, помещений, оружия, боеприпасов и технических средств корабля, обращая особое внимание на выполнение мероприятий по предупреждению аварийности, гибели и травматизма личного состава;
к) контролировать ведение вахтенного журнала и другой корабельной документации;
л) требовать от помощников командира корабля и командиров подразделений точного соблюдения требований безопасности при проведении всех видов работ;
м) контролировать своевременное и полное обеспечение корабля положенными материальными средствами.
н) организовывать работу по предупреждению загрязнения природной среды;
о) инструктировать перед заступлением в наряд дежурного по кораблю.

Старший помощник командира корабля должен быть готов в любой момент заменить командира корабля, для чего должен:

а) получить допуск к самостоятельному управлению кораблем в установленные сроки(а строки очень зависят и от задач, стоящих перед кораблем, и от командира);
б) всегда быть осведомленным о всех приказаниях и распоряжения, полученных командиром корабля от вышестоящих начальников;
в) быть в курсе всех служебных намерений командира корабля.

Все вышеуказанное в полной мере относится как к повседневной, так и к боевой деятельности. Несмотря на присутствие командира на борту, старший помощник полностью контролирует процесс подготовки корабля к плаванию.

Старший помощник командира корабля перед походом лично убеждается:

  • во включении размагничивающих и других противоминных устройств,
  • в пополнении запасов корабля,
  • в наличии всех офицеров, мичманов, старшин и матросов на корабле,
  • в отсутствии посторонних лиц.
За 10 минут до съемки с якоря (бочки, швартовых) он докладывает командиру корабля о готовности корабля к бою и походу.

Во время похода он должен быть осведомлен о всех обстоятельствах плавания.

При кратковременном отсутствии командира корабля старший помощник вступает в командование кораблем, выполняя одновременно и свои прямые обязанности. При длительном отсутствии командира корабля он вступает в командование кораблем по приказанию вышестоящего начальника, объявляя об этом в приказе и с записью в вахтенном журнале корабля.

Ежедневно в назначенное командиром корабля время старший помощник командира принимает от помощников командира, командиров боевых частей и начальников служб доклады о выполнении суточного плана и о событиях за день, после чего делает обобщенный доклад командиру корабля и представляет на утверждение план на следующие сутки.

По получении от командира корабля указаний на следующие сутки старший помощник вносит свои распоряжения в книгу приказаний и передает ее дежурному по кораблю. С утвержденным суточным планом он знакомит заместителей и помощников командира корабля, командиров боевых частей и начальников служб.

Старший помощник командира организует объявление личному составу корабля перед строем необходимых приказов и плана на следующие сутки.

Как известно, традиция и устав требуют от командира оставлять корабль последним (либо остаться на нем до конца). А что же старший помощник?

После принятия командиром корабля решения об оставлении корабля экипажем, старший помощник руководит необходимыми для этого мероприятиями. Старший помощник оставляет корабль вместе с командиром корабля, если не получит от него иного приказания.

Так что очень это непростое занятие – быть старпомом. И неблагодарное. На флоте бытует фраза « У хорошего командира старпом – собака». А как иначе? Все шишки – старпому, награды – командиру. Семья, личная жизнь, здоровье, даже сон – все у старпома на периферии приоритетов, корабль и его экипаж – в центре жизни. Сколько ребят сломались, не выдержали, сошли с дистанции, просто заболели… Но, как не крути, нет командиров, не тянувших когда-то лямку старпома. Терпи, казак – атаманом будешь!

Заместитель командира корабля по воспитательной работе

Есть в штатном корабельном расписании должность, исполнять которую в полном объеме способен только исключительно честный, преданный общему делу человек, патриот, общительный и открытый, обладающий профессиональными знаниями и навыками и в морском деле, и в психологии, и в культурологи, и в политологии, в общем - разносторонне развитая личность. Этот человек всегда там, где необходим взвешенный, четкий расчет, выверенные действия, где стрессовая ситуация может пагубно сказаться на способности всех и каждого действовать по уставу, по закону, «по правде». Он всегда там, где надо «снять напряжение», «разрядить обстановку», «отвести грозу». Он способен выслушать и понять любого, помочь разобраться в сложной личной проблеме, походатайствовать перед самым большим начальником о чем-то и ком-то.

Нет, это не капеллан – корабельный священник.

Это – заместитель командира по воспитательной работе, «комиссар», как называли раньше представителя пламенной когорты большевиков, ведущего на подвиг.

Заместитель командира корабля по воспитательной работе подчиняется командиру корабля, является прямым начальником всего личного состава корабля и отвечает:

  • за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава корабля;
  • за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;
  • за социально-правовое, информационное, психологическое и культурно-досуговое обеспечение на корабле.
Почему-то бытует мнение, что должность эта проста, не требует специальной подготовки и особых качеств характера и души, если хотите. Кто из нас не слышал выражение: «Рот закрыл – матчасть в исходном». Нет, у настоящего заместителя весь экипаж, весь корабль – его матчасть.

Заместитель командира корабля по воспитательной работе обязан:

а) участвовать в разработке планов боевой подготовки и мобилизационной готовности корабля, обеспечивать их выполнение;
б) организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего; формировать у военнослужащих верность Отечеству, воинскому долгу и Военной присяге, высокие боевые и морально-психологические качества;
в) осуществлять проведение конкретных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений среди личного состава, сплочению воинских коллективов и по соблюдению условий безопасности военной службы;
г) знать деловые, морально-психологические качества каждого офицера, мичмана и старшины корабля;
д) участвовать в работе по изучению военных кадров, повышению их военно-профессиональной квалификации;
е) изучать настроения, общественное мнение и психологическое состояние военнослужащих, составлять общую морально-психологическую характеристику личного состава корабля, реализовывать меры по поддержанию здорового нравственного климата на корабле;
ж) организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также к восстановлению нарушенных прав;
з) проводить информирование военнослужащих о событиях в мире и стране, о жизни и учебно-боевой деятельности армии и флота; организовывать общественно-государственную подготовку личного состава; обучать офицеров корабля проведению воспитательной работы;
и) организовывать морально-психологическое обеспечение учебного процесса, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
к) организовывать взаимодействие и оказывать практическую помощь офицерскому собранию, действующему на корабле;
л) поддерживать связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями граждан в целях решения социальных проблем, воспитания личного состава, организации военно-профессиональной ориентации молодежи и пропаганды военной службы;
м) создавать условия для духовного и культурного развития военнослужащих, организовывать досуг личного состава;
н) контролировать правильность использования технических средств и культурно - досугового имущества в процессе воспитательной работы, своевременность доставки и вручения личному составу периодических изданий и почтовых отправлений;
о) вести учет преступлений, происшествий и дисциплинарных проступков на корабле;
п) ежедневно докладывать командиру корабля о морально-психологическом состоянии личного состава и воинской дисциплине на корабле.

Настоящий заместитель становится одним из советников командира, другом, способен, сдав зачеты, самостоятельно нести командирскую вахту.

Не всякий человек, окончивший высшее учебное заведение по данной специальности и ступивший на палубу корабля, становится настоящим заместителем командира. Исключительно сложная, обязывающая должность.

Помощник командира корабля

Экипаж корабля – слепок любого производственного коллектива: кто-то крутит гайки, кто-то пишет и отправляет корреспонденцию, занимается планированием, принимает решения. Есть «директор и топ-менеджеры», «начальники направлений и отделов».

Помощник командира корабля – это должность, знаменующая начало восхождения корабельного офицера к вершине корабельной карьеры – к командирскому креслу. Это шаг, который делает окончательным и бесповоротным, при наличии желания и воли, конечно, поворот от «специалиста» к «управленцу», к топ-менеджменту.

Помощник командира корабля подчиняется командиру корабля и является прямым начальником личного состава подчиненных подразделений. Помощник командира корабля отвечает:

  • за поддержание экипажем корабля внутреннего порядка на корабле и в казарме (на плавбазе);
  • за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава подчиненных подразделений;
  • за организацию службы корабельных нарядов;
  • за содержание бортов, верхней палубы, надстроек, рангоута, жилых помещений и помещений общего пользования корабля (береговой или плавучей базы);
  • за безопасность личного состава при выполнении работ, связанных с подъемом тяжестей и пребыванием за бортом корабля;
  • за состояние и использование корабельных плавсредств, якорных, буксирных и подъемных устройств, приготовление их к походу, исправность и готовность к использованию штормовых лееров и креплений;
  • за обучение экипажа корабля плаванию;
  • за наличие шкиперского имущества, его учет, выдачу и правильное использование;
  • за наличие спасательных средств (спасательных жилетов, поясов, плотиков), их укомплектованность, состояние и готовность к действию.

С кем в производственном коллективе сравнить помощника командира? Он и главный бухгалтер, и руководитель службы охраны, и заведующий столовой, и главный инженер (завхоз), и ответственный за безопасность труда, и зав. по кадрам.

Помощник командира корабля обязан:

а) руководить работами на верхней палубе, надстройках и бортах корабля;
б) назначать по согласованию с командирами боевых частей и начальниками служб личный состав на работы вне корабля и контролировать их выполнение;
в) размещать личный состав корабля и лиц, временно на нем пребывающих;
г) перед походом убедиться, что на корабле нет посторонних лиц;

Помощник командира корабля должен:

а) организовывать проведение морской, строевой, физической и огневой подготовки из стрелкового оружия экипажа корабля, увольнение его на берег и в отпуск;
б) возглавлять запасной командный пункт корабля;
в) руководить службой снабжения (на кораблях, где штатом не предусмотрен помощник командира корабля по снабжению), мероприятиями по маскировке корабля, составлением повседневных расписаний,

Помощник командира корабля контролирует выполнение всем личным составом корабельных правил. Его указания по кругу ведения обязательны для офицеров, мичманов, старшин и матросов корабля.

При аварии помощник командира надводного корабля руководит работами на верхней палубе, надстройках и на бортах корабля или действует по указанию командира корабля. В случае необходимости он запрашивает через главный командный пункт в свое распоряжение аварийные партии и личный состав боевых постов.

В период заводского ремонта помощник командира корабля наблюдает за выполнением рабочими корабельных правил и распорядка дня, докладывая командиру корабля об усилении дежурной и вахтенной служб, если того требует обстановка.

Помощник, наряду со старпомом, вникает во все корабельные дела, плюс – казарма, обеспечение и снабжение. Первым приходит на корабль помощник. И последним уходит – но уже с береговой базы. А ведь надо еще и сдавать зачеты на допуск к управлению кораблем, к командирской вахте. Соленая должность.

Помощник командира корабля по правовой работе

Помощник командира корабля по правовой работе подчиняется командиру корабля. Указания и распоряжения помощника командира корабля по правовой работе по вопросам, отнесенным к его ведению, обязательны для всего личного состава корабля.

Помощник командира корабля по правовой работе в мирное и военное время отвечает:

  • за правовое обеспечение повседневной и боевой деятельности корабля;
  • за соответствие действующему законодательству Российской Федерации визируемых им проектов приказов и других документов.
При обнаружении нарушений законности в деятельности должностных лиц корабля докладывает об этом командиру корабля для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.

Помощник командира корабля по правовой работе обязан:

А) проводить правовую экспертизу проектов приказов командира корабля;
б) участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской дисциплины;
в) участвовать по указанию командира корабля в осуществлении защиты законных прав и интересов корабля, а также военнослужащих корабля по вопросам их служебной деятельности;
г) осуществлять правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой на корабле;
д) участвовать в организации и осуществлении изучения личным составом корабля действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;
е) вести контрольные экземпляры приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, командующего флотом, командира корабля;
ж) осуществлять правовую экспертизу документов, представляемых на подпись командиру корабля на утверждение, в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;
з) консультировать по правовым вопросам, возникающим в деятельности должностных лиц корабля;
и) участвовать в проводимых командиром корабля и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих корабля и членов их семей;
к) готовить ежегодный доклад о состоянии правовой работы на корабле и представлять его после рассмотрения командиром корабля начальнику подразделения юридической службы вышестоящего органа военного управления;
л) выполнять указания вышестоящих подразделений юридической службы, касающиеся вопросов специальной деятельности. О полученных указаниях докладывать командиру корабля;
м) знать: устройство корабля, его тактико-технические данные, боевую и повседневную организацию корабля, теоретические основы борьбы за живучесть корабля и ее организацию;
н) организовать изучение личным составом корабля норм международного гуманитарного права.

Помощник командира корабля по правовой работе имеет право:

А) получать от соответствующих должностных лиц корабля в установленном порядке документы, справки, расчеты, договора и другие сведения, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
б) представлять соответствующим командирам (начальникам) предложения об устранении нарушений законности и о привлечении к ответственности должностных лиц;
в) давать заключения по вопросам правового характера, возникающим в деятельности командования корабля;
г) участвовать в служебных совещаниях, проводимых командиром корабля.

Помощник командира корабля по правовой работе во время похода и при нахождении за пределами территориального моря Российской Федерации оказывает командиру корабля юридическую помощь в применении норм международного права. Представляет предложения командиру корабля в вопросах урегулирования происшествий и инцидентов, связанных с нарушением норм международного права, соблюдения личным составом корабля правового режима морских пространств и взаимоотношений с представителями иностранных государств (иностранными кораблями и гражданами) в вопросах соблюдения требований нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность мореплавания, предупреждение происшествий и инцидентов, оказание помощи и спасения на море.

Помощник командира корабля по правовой работе в период вооруженного конфликта выполняет функции юридического советника. Он дает советы командиру корабля о применении Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны и дополнительных протоколов к ним. Кроме того, им оказывается содействие должностным лицам корабля в вопросах правовой регламентации средств и методов ведения войны на море.

При аварии помощник командира корабля по правовой работе прибывает на главный командный пункт и действует по указанию командира корабля.

Помощники командира корабля – это топ-менеджмент, настоящие профессионалы-руководители, верные флагу и офицерской чести, идущие по сложному и трудному пути к вершинам офицерской карьеры не ради личной славы, а по зову совести, на благо Флота и Родины.

страшных


Капитан...

Капитаны бывают разные.
Один из видов это Капитан Вождь.

Капитан – Истеричка.

Капитан – Ленивец.

Капитан – Бля.

О старпомах и капитанах...

Материал в продолжение к предыдущему посту. Теперь рассказ о страшных помощниках и о самом главном человеке на судне. Начну со старшего помощника. Рейс для старпома на контейнеровозе, да и в принципе, на любом типе судна делится на две части – отдых на переходе и отдых в порту. В первом случае – опыта у старпома уже достаточно чтобы не просыпаться на вахту. Точнее всё что ему нужно – это переместить свое бренное тело из кровати в навигационное кресло, приопустить спинку кресла, устроится поудобнее и продолжать смотреть поставленный на паузу сон про мягкие пушистые контейнера, бегающие по зелёной лужайке под голубым безоблачным небом и сияющим солнышком. И лишь изредка приоткрывать глаз чтобы посмотреть что происходит вокруг. Если старпом вдруг застаётся в таком состоянии капитаном, то у него всегда есть готовое оправдание – «я упал в голодный обморок», в таком случае заботливый капитан искренне жалеет старпома, отпускает его c вахты покушать, отдыхать и набираться сил в каюте, а сам стоит за него вахту.

Если старпому вдруг на вахте не спалось, и вахта была очень скучная, это значит, что у боцмана с матросами наверняка появится на завтра новая работа. В старпоме от скуки просыпается писатель-фантаст. Порой он как придумает какую то работу матросам, так сам потом думает… «и чё это вдруг…». Например, причесать швартовные концы, перенести что-то очень тяжёлое с одного места на другое, а потом вернуть обратно, потому что всё таки тут этому тяжелому что-то гораздо лучше; помыть палубу во время дождя; ну а если ничего не придумывается, то всегда есть запасной вариант – что-то покрасить, ну уже в самом крайнем случае стереть и перекрасить заново.

В случае отдыха в порту у старпома две обязанности. Первая – это засунуть в компьютер принесённую планером дискетку с планом погрузки судна и нажать пару кнопочек для её загрузки, затем дать план погрузки вахтенному помощнику и на этом всё.
Вторая – и самая важная – пройти Zumu. Если за время рейса старпом не побил свой предыдущий рекорд, то он считает себя неудачником, теряет к себе всякое уважение и ночи на пролёт рыдает, закрывшись у себя в каюте.

При собеседовании в компаниях для старпомов существует специальная система проверки квалификации. Старпома помещают в максимально приближённые к погрузке судна в порту условия и включают ему ряд тестов. Первый из них – старпому нужно узнать на экране синий кружок, зелёный квадратик и красный треугольник, и назвать каждую из этих фигур. Если это задание выполнено, то можно переходить к следующему – сложить два двухзначных числа без калькулятора, пользуясь при этом только или спичками или листиком с ручкой.

И последний и самый важный тест – самостоятельно завязать себе шнурки двумя руками без чьей либо помощи. С этим может справиться не каждый старпом, но если старпом с этим справляется, то его принимают на работу, конечно же предварительно прочитав правила безопасности при пользовании простым карандашом и дверными ключами.

Капитан...

Капитан – это Сверхразум с ручками, ножками и бородой. Он знает всё обо всём, что происходит на судне, кто сколько выпил, что делал, с кем делал, зачем он это делал и где спрятали тело (в крайнем случае). Так как капитан был и третьим и вторым и старшим помощником, то он может превратиться в любого из них. Нет, не за деньги по желанию клиента. Он это делает когда начинает проверять кого то из них и знает всё, что должны знать они. Так же он знает все штурманские уловки, поэтому новому поколению штурманов приходится придумывать новые способы усыпления бдительности капитана, вплоть до имитации предсмертных судорог для того чтобы сбить его с толку.

Капитаны бывают разные.
Один из видов это Капитан Вождь. Его задача – попытаться доставить груз из одного порта в другой, используя все необходимые для этого средства, включая штурманов, механиков и кофеварку. Соответственно он говорит что кому когда с кем и зачем делать, в том числе и работать. Он никого не грузит лишней работой, но и не даёт разгильдяйничать.

Капитан – Истеричка. Этот капитан никому не доверяет, и считает что все штурмана – двоечники, а механики – разгильдяи, которые только и делают что ходят в грязных комбинезонах, ругаются матом и пьют пиво вместо молока на завтрак. Он думает что штурмана и механики устроили заговор, и собираются потопить судно чтобы подставить его. Поэтому он постоянно за всеми следит, и днём и ночью, прислушивается к каждому звуку, постоянно наведывается на мостик с надеждой застать штурмана за каким либо страшным занятием, таким как попытка врезаться в кого-то или что ещё хуже – СИДЕТЬ В КРЕСЛЕ НА ВАХТЕ!!! Вместо того чтобы стоять с впечатанным в глаза биноклем и искать подлодки, которые могут всплыть прямо перед судном.

Капитан – Ленивец. Его цель – пересмотреть как можно больше фильмов за рейс, перечитать как можно больше книг, пройти как можно больше компьютерных игр, и всё это желательно не вставая с кровати. У этого капитана есть определённый маршрут на судне: каюта (кровать – горшок – холодильник – телефон) – мостик (кофеварка – рабочий компьютер…изредка). И он старается придерживаться этого маршрута, поэтому если штурману нужно поговорить с капитаном или получить аванс, то ему нужно устраивать засады в этих местах.

Капитан – Бля. Штурман видит его только в двух состояниях.
Вечером – в надетых наизнанку шортах и майке, пытающимся подойти к радару по прямой и сфокусировать на нём свой взгляд, затем, делая вид что что-то понял, он произносит непонятную речь, после чего перемещается в свою каюту. И утром – когда капитан с видом умирающего лося подбирается к кофеварке, делает кофе и уползает в свою берлогу работать.

Любой капитан обладает рядом полезных функций. Самая приятная – это функция выдачи зарплаты. Вторая, не менее приятная – функция почтальона. Также есть функция вручения подарков на праздники, функция устраивания выходных дней посреди рабочей недели и функция надругательства над ленивым поваром. Есть также функции надругательства над ни в чём неповинным помощником (ну разве что немножко виноватым, самую малость), функция «поздравляю, Вы остаётесь ещё на один месяц, Вам нет замены» и функция «я Вас списываю за Ваш счёт за некомпетентность и дам Вам плохую характеристику».

Окончание данного материала – рассказ о механиках читайте в следующем посте.

Please enable JavaScript to view the

В случае невозможности исполнения капитаном своих обязанностей при нахождении судна в рейсе первый штурман в соответствии со статьей 53 настоящего Устава принимает командование судном на период (не более 10 сут.) перехода до пункта, определяемого судовладельцем (при этом продолжительность вахт не должна превышать времени, установленного Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота), а при плавании в море - до первого советского порта захода.

102. Первый штурман руководит работой штурманов и является начальником членов экипажа, выполняющих работы по палубной части и бытовому обслуживанию.

103. Распоряжения первого штурмана, касающиеся выполнения предусмотренных настоящим Уставом общих обязанностей экипажа, в частности по организации общесудовой службы, распорядку дня, поддержанию дисциплины на судне, а также по авральным работам, судовым тревогам, содержанию судна в должном санитарном состоянии, соблюдению формы одежды и ее опрятности, выполнению приказов и указаний капитана, обязательны для всех членов экипажа.

104. В ведении первого штурмана находятся:

Корпус, палубы, надстройки, рангоут, такелаж, люковые закрытия, водяные танки и горловины, мерительные и воздушные трубы; жилые, бытовые и палубные служебные помещения, трапы; грузовое (не относится к танкерам), якорное, швартовное, буксирное, спасательное устройства; водяная противопожарная магистраль, бытовая техника;

Аварийное, спасательное, противопожарное, шкиперское и хозяйственно-бытовое снабжение (инвентарь и материалы) палубной части.

105. Первый штурман является материально ответственным лицом за аварийный, спасательный, противопожарный и другой инвентарь, имущество и материалы палубной и хозяйственно-бытовой частей и организует работу по их поддержанию в исправности и чистоте; ведет инвентарные книги палубной части.

106. Первый штурман обязан обеспечивать:

Техническую эксплуатацию и содержание своего заведования в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;

Соблюдение трудовой дисциплины подчиненными ему членами экипажа;

Планирование, организацию и проведение судовых работ по палубной части;

Проведение на судне не реже одного раза в месяц большой приборки;

Хранение регистровой и другой технической документации по своему заведованию; своевременное составление ремонтных ведомостей по палубной части;

Своевременное получение, правильное хранение, расходование и учет продуктов питания, питьевой и мытьевой воды; утверждение меню питания экипажа;

Наблюдение за уровнем воды в льялах и сточных колодцах и учет количества воды в балластных танках (цистернах);

Ведение делопроизводства и отчетности по своему заведованию;

Проведение инструктажа по безопасности труда членов экипажа, занятых выполнением палубных работ;

Контроль за соблюдением членами экипажа правил безопасности труда и пожарной безопасности палубной части, а также санитарных правил;

Безопасность посадки людей на судно и высадки их с судна;

Своевременную и всестороннюю подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна, противопожарной защите, спасению людей;

Постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, постоянный свободный доступ к ним, укомплектованность их надлежащим снабжением;

Соблюдение мер пожарной безопасности на палубах и в помещениях, находящихся в его заведовании, а также при выполнении работ по палубной части;

Порядок в кают-компании, столовой, камбузе и жилых помещениях;

Размещение членов экипажа и временно пребывающих на судне лиц по жилым помещениям;

При отсутствии на судне врача (фельдшера) прохождение членами экипажа в установленные сроки медицинских осмотров и прививок; оказание в необходимых случаях первой доврачебной помощи; надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации и дезинсекции;

Сдачу сухого мусора и пищевых отходов;

Хранение дубликатов ключей от всех судовых помещений;

Проведение контроля пассажирских билетов самостоятельно или с участием лиц, уполномоченных на это Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;

Планирование и организацию технической учебы по палубной части.

107. Перед началом грузовых операций и во время их выполнения первый штурман обязан:

Руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать проведение всех мероприятий по соблюдению правил их перевозки;

Лично руководить погрузкой, креплением и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением палубного груза.

108. Перед выходом судна в рейс первый штурман обязан:

Проверить готовность своего заведования, получить доклады врача (фельдшера) и штурманов и убедиться в готовности их заведований;

Произвести обход судна, проверить опробованием готовность рулевого и якорного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями, а перед выходом в море, озеро и водохранилище убедиться в надежности закрытия трюмов, иллюминаторов, люков и других отверстий на палубе и в бортах;

Проверить надежность крепления судовых палубных устройств, грузов и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;

Удалить с судна посторонних лиц и в назначенное время доложить капитану о готовности к рейсу.

109. В период плавания первый штурман обязан:

Контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов;

Организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса;

Руководить работами по подготовке судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.

110. При оставлении судна экипажем первый штурман обязан обеспечить проверку помещений судна и удостовериться в том, что на судне не осталось людей.