Классный час "Умею ли я любить?". Классный час Как полюбить себя Классный час на тему: «Познай самого себя»


Открытый классный час

«Учимся любить ….»

Учитель. Каждому из вас хочется сказать такие слова: «Поверь в себя, полюби себя, и если ты будешь любить себя много, ты дашь себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с других, и ты сам сможешь ее щедро раздавать».

Разрешите себе полюбить себя . Любовь к людям начинается с любви к себе.

Попробуйте каждое утро просыпаться со словами: "Я - хороший, славный, любимый и замечательный". Это очень приятно. Тот, кто не верит, может попробовать и убедиться.

На плакате цитата: «Любовь к людям начинается с любви к себе...»

Учитель. Я прошу вас сейчас закрыть глаза и поднять руки тех, кто сам себе нравится.

Подростки выполняют задание. Учитель сообщает результат опроса: сколько рук было поднято и сколько человек руки не подняли.

Очень сложный и неоднозначный вопрос: нужно ли любить себя? Если да, то до какой степени? Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви к себе и окружающим нас людям. Для начала предлагаю поиграть.

Игра «Познакомьтесь – это я». Начинает игру учитель: «Меня зовут.... Я всегда выполняю свои обещания, у меня красивые волосы. А кто ты?» При этом учитель, а затем и остальные участники игры по очереди обращаются к одному из присутствующих. Тот к кому обратились, должен назвать свое имя и два своих достоинства: одно – положительная черта характера, другое – то, что ему нравится в своей внешности. Если подросток затрудняется сказать что-то хорошее о себе, ему помогают одноклассники.

Позвольте дать вам еще несколько советов.

Совет 1. Осознай, что ты не одинок.

1 ученик . Понаблюдайте за окружающими, и вы увидите, что многие люди испытывают скрытое чувство неуверенности.

2 ученик . Это чувство может маскироваться и проявляется в виде застенчивости или злобы и грубости; в виде глупого поведения или отказа участвовать в игре, в общественном деле; в виде гордыни и заносчивости или способности краснеть по любому поводу.

3 ученик. Поймите – вы не одиноки. Все боятся смущения и насмешек, все испытывают те же проблемы, что и вы.

Стихи читают ученики

1 . Если где-то на земле
Кто-то помнит о тебе,
Помнит, как бы ни был ты далёк,
Если в день и час любой
Кто-то мысленно с тобой –
Значит, в мире ты не одинок.

2. Если где-то в час ночной
Путеводною звездой
Для тебя не гаснет свет во мгле,
Если кто-то у окна
Ждёт тебя в ночи без сна,
Значит, не один ты на земле.

3. Если греет чей-то взгляд,
Если слышать кто-то рад
Каждый телефонный твой звонок,
Если кто-то без тебя
Загрустит на склоне дня,
Значит, в мире ты не одинок .

Совет 2. Найди «корень зла» и вырви его.

Учитель. А теперь ребята! Закройте глаза и сосредоточьтесь на проблемах, которые угнетают вас, отравляют вам жизнь, не дают вам покоя ни днём, ни ночью.

    Запишите все эти проблемы на двух листах бумаги. На первом листе – проблемы, которые невозможно исправить, которые не зависят от вашей воли (невысокий рост, длинный нос, низкий голос, слишком высокий лоб, редкие волосы, маленькая квартира, низкая зарплата родителей и т.п.)

    На втором листе – проблемы, которые исправить можно – это, прежде всего, недостатки вашего характера, поведения и привычек. (Я слишком вспыльчив, я не умею ясно и коротко выражать свои мысли, я слишком стеснителен, я чересчур медлительна, я неприветлив с людьми, и т.д.)

В первую очередь запишите проблемы, которые волнуют вас больше всего. Ничего не утаивайте в этом письменном признании. (Ученики выполняют письменно)

Обычно, чтобы выговориться, я звоню подругам или встречаюсь с ними лично. И они меня всегда выслушают и помогут советом. Так же и я, в свою очередь, выслушиваю их при необходимости.

( Ребята рассуждают)

    Если у тебя есть надежный взрослый друг, в котором ты уверен, которому ты доверяешь, и с которым ты можешь быть откровенен, поделись с ним.

    Это должен быть взрослый человек: кто-то из родителей, мамина сестра, папин друг, учитель.

    Обсуди с этим старшим товарищем свои проблемы, обсудите список, составленный тобой.

    Возможно, ты слишком придирчив к себе, и многое из твоего списка окажется мыльным пузырем.

    А вот с теми проблемами, которые окажутся действительно существующими, постарайтесь разобраться.

    Попроси подсказать тебе, как с ними справится.

    Если у тебя нет такого друга – ничего страшного – решай проблему самостоятельно. Это непросто, но возможно.

Совет 4. Прими себя таким, какой ты есть.

Учитель. Ребята, как вы понимаете этот совет?

    Всегда есть то, что мы не в силах изменить. Это относится и к внешним обстоятельствам, и частично к нашей внешности.

    Частично, потому что некоторые недостатки мы все же можем скрыть, сделать менее заметными. Возможно, какие-то пункты из первого списка перекочуют во второй.

Учитель. Но как быть с теми проблемами, которые мы не можем изменить? Это те проблемы, которые вы написали на первом листе.

    ученик . Просто нужно научиться принимать то, что не зависит от нашей воли.

    ученик . ( читает слайд ) По-настоящему счастливы не те, у кого нет проблем, а те, кто научился жить с тем, что их не совсем устраивает.

Учитель . В последний раз прочитайте свой первый список неразрешенных проблем. Порвите его и навсегда забудьте о них.

1-2. ученики вместе. Любите себя такими, какие вы есть.

Совет 5. Работай над собой. Сотвори себя сам.

Учитель . Теперь у нас остался список проблем, которые исправить возможно. С этим списком следует поработать.

1 ученик. Конечно, полностью исправить характер человека, приблизив его к некоему эталону, нельзя.

2 ученик. Да и не нужно. Иначе мы будем все похожи друг на друга, как роботы, и жить будет нам очень скучно.

3 ученик. Но есть такие черты характера, которые мешают нам жить, приносят неудобства, дискомфорт и даже горе нам и окружающим нас людям (вспыльчивость, упрямство, грубость, эгоизм, лень и т. д.).

4 ученик. От таких личностных качеств надо избавляться вовсе или хотя бы учиться держать их под контролем.

1 ученик. В отличие от первого, второй список вам нужно сохранить. А еще лучше, если вы его напечатаете на хорошей цветной бумаге под заголовком «Я работаю над собой».

2 ученик. Если вы серьезно решили заняться самовоспитанием, попросите своих родных и близких друзей назвать черты вашего характера, которые им особенно не нравятся в вас, и дополните ваш список.

3 ученик. Теперь у вас есть четкий план действий. Дерзайте. Работайте. Совершенствуйтесь.

4 ученик. Идите четко по пунктам. Не хватайтесь за все сразу. Избавившись от одного недостатка, закрепите результат, и только потом приступайте к работе над следующим.

Учитель. Вы увидите, как с каждой очередной победой вы будете чувствовать себя увереннее и увереннее, вы увидите, как будет меняться отношение окружающих к вам. Постепенно вы станете лучше относиться к себе. Если вы будете нравиться себе, вы начнете нравиться другим.

Будьте готовы к мелким ошибкам и временным поражениям, но ни в коем случае не сдавайтесь, не опускайте руки. Успех ждет вас!

Одновременно развивайте те способности и положительные качества, которые у вас уже есть. А они обязательно есть.

Совет 6. Заведите настоящих друзей. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

1 ученик. Необязательно быть сверхкрасивым, умным или богатым, чтобы нравиться другим людям.

2 ученик. Для того чтобы обрести хороших друзей, надо самому научиться быть хорошим другом.

Ученики читают стихотворения

Когда Печаль Приходит Вдруг
С Дождливою Грозой...
Ты Помни То, Что я Твой Друг
Что я Всегда С Тобой...

Когда Метель Заполнит Дом
И Холод Зимних Вьюг...
И Днём, И Ночью Помни То
Что У Тебя Есть Друг...

Какая Б Не Была Беда
С Тобой В Который Раз...
я Буду Рядом Навсегда
И Завтра, И Сейчас...

Когда Тоска В Глазах Мелькнёт
И Помрачит Тебя...
Не Вешай Носа! (ё-моё)
Ведь У Тебя Есть я...

Какая Б Ни Была Фигня
Не Кипятись, Постой...
Ты только Вспомни Про меня...
я Друг Твой На Всё 100

1 ученик. Все начинается с любви...

2 ученик. Необходимо поверить в себя, полюбить себя. Если мы полюбим себя, мы дадим себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с других, и мы сами сможем ее щедро раздавать.

3 ученик.

4 ученик. Что еще очень важно – обратная связь – такого человека начинают любить другие.

5 ученик. Твердая уверенность, ощущение в том, что я - достойный и интересный человек, убеждает в этом людей без всяких слов - на подсознательном уровне.

6 ученик. Как вы к себе относитесь, так и к вам будут относиться другие.

7 ученик. Душевно здоровый человек знает, что всегда достоин безусловной любви и уважения. Его любят хотя бы потому, что любить его легко, он открыт для добрых отношений.

8 ученик. Любовь к людям начинается с любви к себе...

9 ученик. Это вовсе не значит, что любящие себя люди лишены самокритичности. Доказано, что они не боятся ставить себе низкие оценки.

10 ученик. «Да, это у меня получилось плохо, и это не вышло. Но в следующий раз я обязательно постараюсь сделать лучше!»

11 ученик. Не отягощенный неврозами, искренне любящий себя человек не имеет препятствий в любви к другим.

12 ученик. Любовь к людям начинается с любви к себе...

13 ученик. Правда, есть одно существенное дополнение.

14 ученик . Я самый умный, я самый красивый, я самый лучший... мне хорошо... Вас ничто здесь не смущает?

15 ученик. Да, явная переоценка себя опасна. Но любовь к себе и переоценка себя – разные вещи.

16 ученик. Каждый интересуется в первую очередь собой и заботится о себе. Полностью преодолеть это невозможно, но скорректировать необходимо.

1 ученик. Чтобы со мной никому не было плохо, мне нужно стать еще и цивилизованным. Поведение цивилизованного человека всегда основано на принципе: «Я вижу и уважаю тебя как человека».

2 ученик. Начните с малого, проявите добрый интерес к людям. Вместо того чтобы сосредотачивать внимания на себе, оглянитесь вокруг.

3 ученик. Что за люди живут рядом со мной, чем они дышит? В чем нуждаются?

4 ученик. За этим непременно следует готовность понять и помочь другому.

5 ученик. Научитесь привлекать свое внимание к окружающим, тогда окружающие непременно обратят внимание на вас.

6 ученик ( читает цитату на плакате ). «Нравитесь вы кому-то или нет - неважно. Главное, чтобы люди нравились вам».

7 ученик. Опережающая доброжелательность создает положительный настрой во взаимоотношениях, недоброжелательность - отрицательный.

Учитель . Из ростка любви вырастает любовь. Из ростка агрессии вырастает агрессия. Ростки чего вы носите в своей душе?

(Ц.Тимур читает стихотворение)

Любовь – вот главное из чувств.

Любовь – искусство из искусств.

Никто не скажет, как любить,

Любовь ведь надо заслужить.

Любовь бывает озорной,

Любовь бывает и слепой.

Любви начало не сыскать,

Любви конца не увидать.

Как удивительный цветок

Растет в душе любви росток.

Он нежен, хрупок и раним,

Нельзя жестоким, злым быть с ним.

Погибнет он – умрет любовь,

Лишь сердце будет вновь и вновь

Грустить о том, что нет любви.

Она умчалась… Там вдали,

За горизонтом, может быть,

Она сумеет вновь ожить

И вновь одарит нас теплом,

Чтоб не грустили мы о том,

Что нет любви, что мир так пуст.

Любовь – искусство из искусств

Учитель.

ЛЮБОВЬ ПОДОБНА ЦВЕТАМ

А сейчас Эльдана прочитает нам притчу

Притча

У великого короля было три сына, и он хотел выбрать одного в наследники. Это было очень трудно, потому что все трое были очень разумными и храбрыми. Невозможно было решить, кто достойнее. Тогда король обратился к великому мудрецу за советом, и тот дал ему идею. Король вернулся домой и попросил всех троих сыновей прийти. Он дал каждому сумку цветочных семян и сказал, что собирается совершить паломничество: «Оно займет несколько лет – это испытание для вас. Отдайте мне семена, когда я вернусь. И тот, кто лучше сохранит их, тот станет моим наследником». И король отправился в паломничество.

Первый сын подумал: «Что мне делать с семенами?». Он стал держать их в железном сейфе – когда отец вернется, они будут такими, как были.

Второй сын подумал: «Если я буду хранить их так, как это делает мой брат, они умрут. А мертвые семена вообще не семена». Он пошел в магазин, продал их и получил деньги. И при этом подумал: «Когда придет мой отец, я пойду в магазин и куплю новых семян, я дам их отцу лучшими, чем они были».

А третий сын пошел в сад, посеял семена, и стал ухаживать за ростками, пока из них не выросли прекрасные цветы.

Через три года, когда отец вернулся, первый сын открыл свой сейф. Семена умерли и высохли. Отец сказал : «Что это? Разве эти семена я дал тебе? Они должны быть способны расцвести цветами и дать прекрасный аромат – а эти семена абсолютно сухие! Это не мои семена!» Сын возразил, что это те же самые семена, но отец сказал: «Ты – материалист».

Второй сын бросился в магазин, купил семян, вернулся домой и преподнес их отцу. «Это не те же самые семена!… Твоя мысль лучше, но все же это не то качество, которое я хотел бы видеть в тебе . Ты – психолог».

Он пошёл к третьему сыну в большой надежде и страхе одновременно: «Что он сделал?». Третий сын повел отца в сад, где цвели миллионы цветов вокруг. И сын сказал: «Это те семена, что ты дал мне. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе. Отец сказал: « Ты – мой наследник. Вот так и нужно было поступать!»

Учитель. Запасающий ум не понимает жизнь, подсчитывающий ум теряет ее, но только творящий ум может понять ее суть. В этом красота цветов – они не могут быть запасены. Они олицетворяют истину, а ее нельзя накопить. Они символизируют любовь, а любовь нельзя сохранить.

Это не случайно, что цветы являются символом любви – во все века, во всех странах, в любых обществах. Любовь подобна цветам – если она зацвела в тебе – тебе нужно делиться ею, отдавать ее. И чем больше ты ее отдаешь, тем больше она растет в тебе. Если ты продолжаешь отдавать, придет день, когда ты станешь неизменным, бесконечным источником любви.

Научитесь так же видеть себя со стороны. «А что бы мне понравилось или не понравилось во мне, если бы это был не я? Что бы я ему пожелал?» О чем-то догадаетесь сами, о чем-то надо спросить.

Любовь к себе – это постоянная работа над собой, желание быть лучше, желание нравиться другим, желание радовать своим присутствием других.

Учитель. У каждого из нас есть . Разница лишь в том, как мы к ним относимся и что извлекаем из них. Оказывается, их можно превратить в достоинства. Об этом повествует . (показ слайдов)

Трещина в кувшине Притча о наших недостатках

Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече.

У одного из них была трещина, в то как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.

В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.

В течение 2-х лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.

Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.

Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине:

- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.

Старая женщина усмехнулась.

- Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет. На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке.

Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол.

Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нам. Каждый человек имеет свои странности, изюминки и . Эти особенности и трещинки делают нашу жизнь интересной и неповторимой.

Просто воспринимайте каждого (в том числе и себя) таким, какой он и вы есть, находите хорошее. Умейте этому радоваться и тогда благоухающие цветы будут сопровождать все ваши тропинки и дороги жизни!

Иногда ваш внутренний голос будет нашептывать вам: «Ты неудачник, ты ничего не стоишь, все смеются над тобой, вечно у тебя ничего не получается, ты не красивый, ты не такой как все, ты всю жизнь будешь неудачником...» Не верьте этому!

Не копите вашу любовь и не считайте ее. Не будьте скупыми, иначе все потеряете. Наоборот, позвольте вашей любви цвести, делитесь ею, раздавайте ее, пусть она растет.

Любите себя и окружающих людей!

Сказка о любви

Мы знаем множество произведений, посвященных любви, но ни одно из них так не трогает душу, как повесть-феерия А. Грина «Алые паруса».

Умением самоотверженно любить обладает далеко не каждый. Это чувство только тогда дает росток и расцветает во всей своей красе, когда в душе человека нет злобы, жадности, подлости, расчетливости и лживости.

Таков моряк Лонгрен. Потеряв жену, он сосредоточил «все

помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе» - своей дочери. Ассоль росла, окруженная вниманием и лаской отца, чьи забота и мудрые советы помогали ей преодолеть различные жизненные препятствия.

Постоянно сталкиваясь с непониманием сверстников, их жестокими насмешками, девочка не раз задавалась вопросом: почему меня не любят? Все ее попытки сблизиться с ребятами «оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения». Проблему Ассоль разрешил отец, уверенный, что жители рыбацкого поселка лишены любви: «Э, Ассоль... разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут».

Неизвестно, как сложилась бы судьба маленькой героини, если бы однажды в ее жизнь не вошла сказка, наполненная ожиданием чудесной и счастливой любви. Не желая становиться такой, как все, не приемля серость, однообразие и приземленность, Ассоль сумела сохранить веру в чудо. Однако ее мечта никогда не осуществилась бы, не появись человек, который разделил веру девушки в чудо.

Им стал Артур Грэй - молодой капитан «с живой душой». С детства он был не похож на других, отличаясь богатым внутренним миром, мечтательностью, состраданием. Даже мать отмечала «прекрасную обособленность» сына. Решительность и сила воли позволили ему отказаться от обеспеченной, но скучной жизни в родовом замке, а целеустремленность, выносливость и смекалка помогли быстро добиться поставленной цели - стать капитаном корабля.

Встреча с Ассоль пробудила в сердце Грэя любовь. Узнав о предсказании Эгля, он решил подарить девушке сказку о корабле с алыми парусами, потому что понял нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья. Мне хочется, чтобы на земле было больше таких счастливых людей, как Ассоль и Грэй, потому что искренняя любовь способна превратить жизнь в настоящее чудо.

Значение слова Любовь по словарю Ушакова:
ЛЮБОВЬ . Любовь к родине. Братская любовь. Любовь к людям. Материнская любовь.. Любовь к искусству. Любовь к работе.

любить

- быть довольным тем, что нравится, что (кто) приходится по вкусу
Пример: Л. красивые вещи. Он любит лесть ( предпочтительных условиях
Пример: Цветы любят (чтобы было тепло).
***
3. - иметь склонность, пристрастие к чему-нибудь
Пример: Л. музыку. Л. читать.
***
4. - испытывать любовь N1 к кому-чему-нибудь
Пример: Л. родину. Л. детей. Л. женщину. Учитель любим и уважаем.

Учись учиться

Цели и задачи:

    обратить внимание детей на то, что учёба - это труд;

    развивать уважение к любому труду;

    вырабатывать алгоритм успешной учёбы;

    развивать стремление у детей к самосовершенствованию, саморазвитию.

Оборудование:

  • Видео-караоке от music-fantasy.ru песен «Наша школьная страна» Ю. Чич кова, М. Пляковского; «Я хочу узнать» Ю. Чичкова, М. Пляковского; Если б не было школ... Слова Юрия Энтина, музыка Владимира Шаинского.
    Песня из фильма «Утро без отметок».

  • листы для выполнения теста;

Ход классного часа

    Видео-караоке от music-fantasy.ru на школьную песню к 1 сентября. Звучит песня « Не крутите пёстрый глобус ».

Не крутите пёстрый глобус -
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны особой,
О которой мы поём.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
Но страна большая эта -
Словно белое пятно.

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.


Страна эта в сердце всегда!

В новый класс, как в новый город,
Мы приходим каждый год -
Племя юных фантазёров,
Непоседливый народ.
Значит, вновь лететь и плыть нам
По бескрайней той стране,
К неожиданным открытьям,
К выпускной своей весне.

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, весёлой
Встречают нас, как новосёлов.
Страна эта в сердце всегда!

Здесь нам слышится порою
В тихом шелесте страниц
Шум далёких новостроек,
Голоса цветов и птиц.
Ветер странствий крутит глобус,
Машет нам своим крылом
В той стране, стране особой,
О которой мы поём.

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, весёлой
Встречают нас, как новосёлов.
Страна эта в сердце всегда!

Учитель: Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе?

Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День Знаний. Сегодня у нас радостный праздник - первый школьный день после каникул. Мы собрались всем классом на этот замечательный праздник – День знаний. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.

Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать?
А где можно получать знания после школы?

Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.
Все известные, великие люди получили прекрасное образование, обучаясь в институтах, университетах или даже в академиях.

Обсуждение притчи «Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Вопрос учителя: Что значит для вас смысл высказывания Мастера «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания Мастера).

Учитель: Ребята, а что значит учиться?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно г оворят многие из вас, что учёба - это прежде всего труд. Ученикам необходимо умение слушать и запоминать, делать, всё точно и аккуратно, интересоваться окружающим, надо иметь привычку планировать своё время, чтобы всё успевать.

Но наверняка часто так бывает, что, получив очередную двойку или тройку, вы решаете, что вот сейчас приду домой и «возьмусь за ум», начну всё учить, читать дополнительную литературу. Но приходите из школы - хочется полежать, посмотреть телевизор, а там друг или подруга позвонили, нужно идти гулять. Приходите вечером, опять усталые, нужно поужинать, опять отдохнуть, а тут интересная передача да ещё компьютерная игра. И остаётся на домашнюю работу совсем немного времени, ну прямо-таки чуть-чуть, а нужно сделать и математику, и русский язык, выучить стихотворение, прочитать параграф по окружающему миру и ответить на вопросы. А глаза уже слипаются, сил нет. И утром опять идёт такой ученик в школу без желания: уроки сделаны кое-как, а значит, будет соответствующий результат. Что же делать?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Послушайте, как справился с похожей ситуацией один ученик.

Я с утра учу таблицу.

Я замучился совсем:

Дважды девять - 18,

Трижды девять - 27.

Не смотрю я передачи,

Даже мультики - ни-ни!

Всё учу её, таблицу,

Даже в выходные дни!

Не гонял я мяч с друзьями,

Телевизор не смотрел.

Но зато - ура! - таблицу

Я, ребята, одолел.

(Из материалов к урокам Л. С. Серебренниковой)

Как мальчик справился со своей проблемой?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Почему же один ученик может «взять себя в руки» и выполнить то, что он задумал, а другой предпочтёт развлечения делу?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Действительно, одно из составляющих любой успешности - умение отказать себе в удовольствиях. А для этого нужно волевое усилие или сила воли. Что такое воля? Это умение человека регулировать своё поведение, управлять им. Как только перед человеком встаёт выбор - полежать или выполнить какую-либо работу, срабатывает механизм волевой регуляции. Один идёт к цели, преодолевая себя, а другой тормозит на этом пути. Каждое преодоление препятствия укрепляет волю, человек становится сильнее. А идущий на поводу своих желаний человек, забыв про чувство долга, как правило, стоит на месте. Про таких говорят «он плывёт по течению», он «овощ».

Но ведь всё, что мы делаем сейчас, все наши поступки «делают» наше будущее.

Расскажите, каким вы видите себя в будущем, через 20- 25 лет.

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Совершенно точно, что все хотят быть успешными людьми - иметь любимую работу и хорошую зарплату. Но почему для одних это так и остаётся мечтами, а другие действительно добиваются того, чего хотят и даже больше?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Сейчас мы проведем путешествие по некоторым континентам Планеты знаний, названия которых зашифрованы в загадках. Давайте их разгадаем.

Загадки о школьных предметах:

1. Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать….(математика)

2. Грамотным будет любой ученик,

Если он знает …(русский язык)

3. Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать язык …(иностранный)

4. Книжки полюбим, повысим культуру

Мы на уроках …(литературы)

5. Укрепит мускулатуру всем детишкам…(физкультура)

6. Чтоб найти таланты у детей вокальные,

Им нужны уроки …(музыкальные)

7. Картины, краски, высокие чувства –

Этому учит … (изобразительное искусство)

8. Мастерить, работать с увлечением –

Для этого нужно … (трудовое обучение – технология)

9. Далекое прошлое, древние территории –

Это изучает наука … (история)

10. Знать и любить природу научит …(природоведение)

«Талант - это труд и ещё раз труд». Некоторые из вас, наверное, думают: «Да вот, я ещё маленький, вот в классе 10...» На самом деле начинать надо сейчас. Знания, которые даёт начальная школа, создают фундамент интеллекта. Представьте, тот, кто учит уроки регулярно и старательно, создаёт прочный фундамент, такой, который выдержит любое потрясение. В любом классе и в институте он сможет воспользоваться этими знаниями. Ведь даже самые трудные теоремы по математике опираются на те знания, которые вы получаете сейчас.

А тот, кто не старается, делает уроки кое-как, не сможет создать прочного фундамента. Его дом знаний в любой момент может дать трещину, а то и совсем рухнуть.

Вспомните и расскажите, бывали ли у вас такие моменты, когда вы преодолевали свои желания погулять, поиграть в компьютер, чтобы выполнить домашние задания.

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Волю, как и любое качество характера, можно развивать. Как вы думаете, какие качества присущи волевому человеку?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, это и настойчивость, и решительность, и самостоятельность, и инициативность, и целеустремлённость.

А сейчас вспомните и назовите героев литературных произведений, которые обладают этими качествами.

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить тест и определить, насколько у вас развита воля. Постарайтесь честно ответить самому себе на следующие вопросы.

    Ученики отвечают на вопросы теста, записывая ответы на листках «да» или «нет».

Учитель: Будьте внимательны.

    Способен ли ты, если надо, рано утром встать с постели, как бы рано это ни было?

    Каждое утро ли ты делаешь зарядку?

    Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

    Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и делать то, что требуется?

    Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает уроки, мешает на них другим?

    Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?

    Читаешь ли ты дополнительную рекомендованную литературу?

    Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?

    В конфликтной ситуации, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не делать?

    Всегда ли ты выполняешь домашние задания без напоминания?

    Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?

    Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли начатое до конца?

    Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?

    Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

    Задумываешься ли ты о своём поведении, поступках, делаешь ли ты из этого выводы?

1

Интерпретация теста. За каждый ответ «да» - поставить себе 2 балла, за ответ «нет» - 0. Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько развита у вас воля.

Если набралось от 22 до 33 баллов - вас можно поздравить - с силой воли всё в порядке. На вас можно положиться, вы не подведёте. Но иногда ваша твёрдая позиция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними.

Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И чётких целей пока нет.

Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что легче и интереснее.

У вас наверняка много неприятностей и дома и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки, постарайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, и станете более волевым человеком.

(По книге Е.И. Рогова «Эмоции и воля»)

Учитель: А какие бы ещё советы вы бы дали тем, кто хочет укрепить волю?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Любые свои способности можно развивать. Конечно, большой друг нам в этом - спорт. Постарайтесь выработать для себя режим дня и неукоснительно его соблюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества вам необходимы.

Помните!

Добивается успеха не тот, кто считает, что он сделал лучше из того, что мог, а тот, кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то большему.

Делайте больше, чем можете: «Если вы устали, пройдите ещё одну милю», - говорят американцы. Это касается всех сфер жизни.

Успех приходит к тем, кто не концентрируется на неудачах, а идёт дальше. Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к себе. Когда вы концентрируетесь на успехах, вы притягиваете успех.

Человек способен достигнуть всего, во что он может поверить. Это ключ к той силе разума, которая обращает идеи в реальность. Главное - верить в себя, в собственные силы.

А главное - действовать, идти вперёд, выбирать главное для себя и сосредоточиться на этом.

Слушание и обсуждение песни

Послушайте шуточную песню и подготовьте ответ на вопрос: «Есть ли в этой шутке доля правды?»

Если б не было школ

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл!

До того б человек докатился:

До того б человек докатился:

В дикаря бы опять превратился.


Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было школ,


До чего человек бы дошёл:

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл:

Он явился бы в гости... с дубиной!

Весь лохматый и в шкуре звериной,

Он явился бы в гости... с дубиной!!

Учитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие по некоторым континентам Планеты знаний. А чтобы глубоко исследовать каждый континент, у нас впереди целый учебный год! В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.

Рисунок 1

Эти карточки я сохраню, мы будем на них отмечать, как изменяется ваше отношение к учению с каждым годом.

Заключение

Что такое ЗНАНИЕ?

Для чего нужны знания?

Кем бы вы хотели стать в будущем? Как этого добиться?

Напишите пожелание друг другу на сердечках и обменяйтесь. Успехов!

ЛИТЕРАТУРА

Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы сост. М.А. Козлова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Соловейчик С. Час ученичества. М.: Детская литература, 1986

Е.И. Рогов «Эмоции и воля»

Цели:

1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Формирование основ позитивного общения детей между собой и со взрослыми.
3. Развитие навыков рефлексии и эмпатии.
4. Предупреждение негативного отношения к себе, сверстникам и взрослым.
5. Профилактика асоциального поведения.
6. Формирование навыков адекватного поведения в обществе.

Оборудование: изображение вазы, цветы из бумаги (красные, оранжевые, синие, фиолетовые, чёрные).

Ход мероприятия:

Дорогие ребята! Мы учимся вместе уже третий год, но не все ещё подружились по настоящему. И дело не в том, что не хотите, а в том, что просто не умеете общаться друг с другом. Вы часто не понимаете друг друга, а без этого очень трудно общаться со сверстниками и со взрослыми, и невозможно дружить. Поэтому очень важно научиться понимать того, кто рядом.

Вы сегодня сюда пришли со своим настроением. Говорят: если хочешь, чтобы жизнь улыбнулась тебе, подари её своё хорошее настроение. Очень надеюсь, что сейчас у вас хорошее настроение. Но ничего страшного, если это не так, думаю, что к концу классного часа оно обязательно поднимется. Определим, какое же сейчас у вас настроение? Выберите цветок, который вам нравится и поставьте в вазу настроения.

Очень рада, что в этой вазе много жёлтых и оранжевых цветов. Это значит, что у большинства из вас прекрасное, хорошее настроение.

А теперь разделимся на группы (по цветам).

У каждого из вас есть имя. Мы называем человека по имени. Напишите на листе то имя, на которое вам хотелось бы отзываться. Используете лист в качестве бейджа..

Молодцы! Очень интересные имена. Кто-то остался со своим именем, но оно стало более ласковым.

Обратите внимание на первую букву этого имени. Она поможет вам понять себя, узнать какие вы есть. Подберите себе комплимент, начинающийся с этой буквы. Если сами затрудняетесь, пусть ребята вашей группы помогут.

Вы, наверное, обратили внимание, что некоторые высказывания были обидными. А что помогает нам общаться?

Объясните, что значат фразы: (работа в группах)

“Найти общий язык”;
“Тон делает фразу”.

Что главное во фразе, даже важнее слов?

ИНТОНАЦИЯ.

Посмотрите, как много в этом слове букв, составим из них другие слова.

Что такое интонация? Какая бывает интонация? (с насмешкой, с восклицанием, с восторгом, с огорчением, с благодарностью).

Потренируйтесь в группах и произнесите одну и ту же фразу с разной интонацией.

(Ты молодец! – с восхищением, с насмешкой).

(Я очень рад за тебя! – с одобрением, с огорчением).

(Спасибо тебе! – с благодарностью, с обидой).

В каких случаях произносятся эти фразы? А какие ещё фразы можно сказать с разной интонацией?

Посмотрим на ваши актёрские способности. Прорепетируйте в группе и прочитайте с нужной интонацией следующие фразы:

Испугалася коза,
Растопырила глаза:
“Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!”
(Вопросительная интонация)

“Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!”
(Жалобно)

И зарыдало корыто:
“Увы! Я разбито, разбито!”
(Жалобно)

“Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать.”
(Ласково).

Но ответило корыто:
“На Федору я сердито”.
И сказала кочерга:
“Я Федоре – не слуга”
(Сердито)

И заплакали блюдца:
“Не лучше б вернуться!”
(Вопросительно)

И сказала скалка:
“Мне Федору жалко”.
И сказала чашка:
“Ах, она бедняжка!”
(Сочувственно).

Догадались из какого произведения эти строки? (“Федорино горе” К. И. Чуковский).

Оглянитесь вокруг, кто же сегодня постеснялся и ни разу не высказал своего мнения, пригласим их к доске. Поиграем в игру “Испуганный ёжик”.

Встаньте парами. Решите, кто из вас будет ёжиком, которого сильно напугала собака. Ёжик свернулся в клубок, выставил иголки и шипит на любого, кто к нему прикоснётся. Задача второго участника - успокоить ёжика при помощи слов, прикосновений, так, чтобы он поверил и спрятал иголки.

Теперь вы знаете, как общаются люди в разных ситуациях. А почему есть ребята, которые так и не вышли к доске, не сказали своё мнение? (Стесняются). Чувствовать себя уверенно непросто, но этому можно научиться.

Перед вами лист бумаги. Ответьте на мои вопросы, поставив – или + .

  1. Можешь ли ты первым заговорить с незнакомым мальчиком или девочкой?
  2. Можешь ли ты самостоятельно познакомиться с кем-нибудь?
  3. Любишь ли ты играть с ребятами?
  4. Можешь ли ты поменяться игрушками или игрой с другими ребятами?
  5. можешь ли ты попросить, чтобы тебя приняли в игру?
  6. Любишь ли ты играть в игры по правилам?
  7. Можешь ли ты уступить, чтобы игра продолжалась?
  8. Нравится ли тебе ходить в гости?
  9. Любишь ли ты получать подарки?
  10. Любишь ли ты дарить подарки?

Посчитайте – и +. Если у вас получилось больше 3 минусов, то вам нужно свободнее вести себя с ребятами и взрослыми. В этом вам поможет следующая игра:

игрок стоит в очерченном кругу. Ему нужно перепрыгнуть в другой, не задев черту. Он говорит: “Я не смогу допрыгнуть”. Остальные ребята подбадривают его, поддерживают товарища.

Почему важно подбадривать, поддерживать друг друга?

Ты хочешь, чтобы тебя поддерживали?

Часто ли тебя поддерживают?

Что ты чувствуешь, когда тебя поддерживают?

Поддерживают ли тебя родители?

Кто из друзей тебя поддерживает и в каких случаях?

А теперь выберите человека и попросите его о чем-либо, стараясь не повторять фразы.

Чья просьба была самой важной?

Кому невозможно было отказать?

Легко ли вам обратиться с просьбой к родителям? К друзьям? К учителям?

Но иногда нужно уметь отказывать, сказать в нужный момент “нет”. В каких случаях может пригодиться умение отказывать?

А я сейчас проверю. Представьте, что я незнакома с вами, угощаю вас конфетами и прошу показать вашу квартиру. (учитель предлагает конфеты, сопровождает угощение просьбами, ребята вежливо отказываются).

Умницы! Теперь я за вас спокойна.

Встаньте в круг. У ваших соседей по кругу наверняка есть что-то такое, чему можно поучиться, то что вам в этом человеке нравится. Расскажите об этом. Дети по очереди поворачиваются к соседу справа и говорят: “Мне очень нравится в тебе...”

Я уверена, что сегодня мы стали немного дружнее, стали лучше понимать друг друга.

Спасибо за внимание.

Классный час «Учимся любить себя»

Цель: побуждение школьников к осмыслению своих возможностей, качеств и места среди людей.

Задачи: Уяснение сущности понятия «самооценка». Выявление школьниками собственных противоречий и проблем на пути к обретению адекватной самооценки.

Моделирование действий по осуществлению реальной самооценки.

Форма проведения: проблемный диалог.

Этап подготовки.

Формирование вопросов для обсуждения:

  • Как вы понимаете, что такое самооценка?
  • Почему оценивать себя - это важно?
  • Считаешь ли ты, что твоя собственная оценка самого себя совпадает с мнением окружающих?
  • В чем опасность: а) заниженной; б) завышенной самооценок?
  • Мнение кого о самом себе ты считаешь наиболее значимым?
  • Как повысить самооценку?

Формирование банка проблемных ситуаций.

Разработка совместно с учащимися ситуативных заданий и подготовка диагностических материалов в поддержку процесса моделирования их действий по осуществлению реальной оценки своих возможностей.

Цитата на доску: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает». (Л.Н. Толстой)

Этап проведения

Классный руководитель: Дорогие ребята, возраст, в котором вы сейчас находитесь, очень важен и вместе с тем труден. Годы между детством и молодостью называются подростковым возрастом. Появляются новые ощущения, меняется мировоззрение, возникают новые проблемы. Мы часто торопим время: скорее бы стать взрослыми, самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, создать свою семью, самостоятельно принимать решения, стать независимыми. Но нельзя вдруг стать взрослыми. Процесс превращения ребенка во взрослого человека длиться годы – в среднем с 12 до 20 лет. И это время дается для того, чтобы мы многое поняли, многому научились, многое пережили и в результате обрели все качества, присущие взрослому человеку.

Вступая в мир взросления, нужно быть готовыми к тем трудностям, с которыми вам придется столкнуться. Нужно научиться справляться с этими трудностями. И если вы будете знать, что можно ожидать от этого мира, то он вам покажется удивительным и прекрасным.

Если во время приятного путешествия на вашем пути встречается пропасть, нет необходимости падать в нее. Пропасть можно объехать. Но для этого надо знать объездные пути. Так же и в жизни: невозможно совсем избежать пропастей-проблем, но их можно решить разумно, избежав серьезных ушибов. Давайте перефразируем известную всем поговорку: «Умный учится на своих ошибках, а мудрый – на чужих». Попытаемся с вами быть не только умными, но и мудрыми. Неразумно всем наступать на одни и те же грабли и страдать от поражения.

Какие же это опасности-пропасти, в которые падает большинство подростков на пути к взрослению?

Самая опасная и глубокая пропасть – чувство неуверенности в себе, или даже чувство собственной неполноценности. Ужасно ощущать себя хуже других, ощущать, что ты никому не нравишься, что ты неудачник, невезучий, что у тебя отвратительная внешность, что у тебя нет таких способностей, как у других. Многие подростки считают, что они вообще ничего не стоят как люди. Гнетущее чувство неполноценности – это и есть та глубокая пропасть, в которую падают многие подростки. Эта проблема порождает множество других проблем.

Прежде всего, давайте уясним себе: нет людей без недостатков, и нет людей совершенных. В каждом человеке есть плюсы и минусы. Всегда можно найти к чему придраться, над чем посмеяться, равно и то, чем гордиться, за что уважать.

Этап первый . Диагностика.

Классный руководитель : Для начала я предлагаю вам небольшой тест «Довольны ли вы собой?» (сначала раздается тест с вопросами, а по завершении работы с ним - «ключ» для самооценки результата).

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

10.

Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.

Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Думается, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.

От 60 до 120 баллов. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.

Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы себя просто недооцениваете.

Классный руководитель : Полученный каждым из вас результат - это отправная точка нашего общения. Сегодня мы должны обсудить следующие вопросы (обращает внимание на написанное на доске).

  • Как и из чего складывается уверенность человека в себе?
  • Почему есть люди, уверенные в себе, и не очень или совсем неуверенные?
  • Как это может отразиться на жизненном успехе?
  • Это предмет нашего сегодняшнего общения.

Этап второй . Определение понятия.

Классный руководитель : Для того, чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать вместе в режиме «открытого микрофона».

Возможные варианты суждений: «Это какое-то мнение о себе», «Это заниженное или завышенное ощущение своей значимости», «Это - палочка-выручалочка в трудных ситуациях», «Это способ защиты от мнений окружающих», «Это трамплин для успеха».

Классный руководитель : Спасибо, суждения очень интересные. А вот в психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трех компонентов (перечисляя их, одновременно формирует на доске схему):

Самом себе

Самооценка -

Месте среди людей это мнение Своих возможностях и

Человека о качествах

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой самооценкой - «Ну что я мог поделать?». И в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Падая с «пьедестала», возведенного самому себе, человек может очень сильно разочароваться и обидеться на весь мир.

Этап третий. Выявление проблем.

Классный руководитель : Почему же мы себе не нравимся?

Причина первая: 80% подростков недовольны своей внешностью.

Они кажутся себе непривлекательными и отталкивающими. Они считают себя или слишком худыми, или слишком толстыми, им не нравятся их слишком тонкие губы или слишком длинный нос. Они думают об этом большую часть времени.

Чаще всего недовольными своей внешностью бывают девочки. И вот идет такая девочка по улице: брови нахмурены, губы поджаты, плечи опущены, взгляд исподлобья. У кого возникнет желание общаться с ней?

Если у тебя есть привычка таким образом демонстрировать пренебрежение к своей личности, попробуй почувствовать силу преображения.

Встань перед зеркалом, расправь плечи, подними подбородок, встряхни волосами, сбросив с себя все неприятные ощущения, и улыбнись себе.

Найди в своей внешности привлекательные черты – а они обязательно есть – и радуйся тому, что имеешь: добрый взгляд, обаятельную улыбку, карие глаза, легкую походку. Что может быть глупее, чем переживания из-за того, что твои ресницы не такие густые, как у соседки? Стоит ли переживать и сходить с ума, мечтая о том, чтобы твой нос стал на пару миллиметров короче? Чрезмерная озабоченность своей внешностью может сделать вас чересчур стеснительным или, наоборот, слишком грубым. Но вам легче будет пережить это состояние, если вы будете точно знать, что большинство ваших сверстников испытывают в меньшей или большей степени те же самые чувства по отношению к себе, и что это состояние скоро пройдет. Если только вы не будете на нем «зацикливаться».

Причина вторая: многие молодые люди чувствуют себя неумными.

Это тоже вызывает отрицательное отношение к себе. Многие школьники из-за неуверенности в себе не могут преодолеть страх и предпочитают промолчать, когда их спрашивают на уроке, даже если знают правильный ответ.

Постепенно они начинают думать, что все считают их глупыми. Чем чаще ученик получает плохие отметки в школе, тем больше он отчаивается и замыкается. Получается замкнутый круг. Отказ от ответов на уроке приводит к еще большей неуспеваемости. Из-за чего над ним еще больше смеются в классе. А это отбивает последнее желание стараться. Что приводит к еще большей неуспеваемости. В конце концов, человек начинает считать себя никчемным и ни к чему не способным, и что он останется неудачником на всю оставшуюся жизнь.

А чувство неуверенности и собственной неполноценности обязательно сделают человека неудачником.

Прежде всего запомните вот что: по-настоящему глупый человек никогда не осознает своей глупости и поэтому никогда не будет комплексовать по этому поводу. Следовательно, если вы сомневаетесь в собственных способностях, значит вы уже не глупы. А объем знаний будет зависеть от вашего усердия и любознательности. Не хотите выглядеть глупо – больше читайте, смотрите развивающие и образовательные передачи по телевидению, общайтесь с умными и интересными людьми. Если у вас низкая самооценка и вы только тем и заняты, что постоянно себя ругаете, разве вам хватит внимания и энергии для решения стоящих перед вами задач?

Никогда не обижайся на человека, который назовет тебя глупым. Такой человек может быть глупее тебя. В ответ спокойно, с улыбкой, скажи: «Куда уж мне до тебя!» Пусть думает, что ты этим хотел сказать.

Родители тоже могут нечаянно назвать тебя не очень умным. Не обижайся на них и не принимай эти слова близко к сердцу. Взрослые тоже люди, они устают и теряют терпение. Твоя неуспеваемость может расстроить их и вывести из себя.

К тому же большинство родителей хотят видеть своих детей самыми умными и самыми способными. А такое, как вы понимаете, невозможно. Попробуйте их порадовать чем-то еще: помогите на кухне, помойте обувь или вытрите пыль с подоконников.

Еще одна причина, вызывающая чувство неполноценности у подростков – деньги. Считается, что богатая семья лучше бедной. В молодежной среде сильно развит культ вещей. Чтобы быть популярным, нужно одеваться определенным образом, иметь определенные вещи. Эта проблема остается актуальной для современного общества. Дети из бедных семей часто чувствуют себя неуверенно.

Красота, ум и деньги – это три качества, наиболее ценимые в современном обществе. Отсутствие хотя бы одного из этих составляющих благополучия приводит подростков в отчаяние. Жизнь кажется неудавшейся, счастье невозможным.

Человек не нравится себе не потому, что он плохой, а потому, что он не умеет себя принимать таким, какой он есть. Человек, не научившийся жить в мире с собой, начинает конфликтовать со всем миром.

Как полюбить себя?

Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова)

Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера):

Составьте два столбца по 10-20 слов в каждом. В первый столбец - назовем его «Мой идеал» - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй - назовем его «Антиидеал» - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен. Из первого и второго рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов и вывод

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критично себя воспринимаете.

Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - о заниженной, к 0,5 - нормальной.

Игра…Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева

Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет - 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет - 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею? (Да - 6, нет - 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да - 16, нет - 3).

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет - 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет - 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею? (Да - 6, нет - 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да - 16, нет - 3).

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Этап второй. Определение понятия Самооценка – это мнение человека о Самом себе Своих возможностях и качествах Месте среди людей

Этап третий. Выявление проблем 1. 80% подростков недовольны своей внешностью. 2. Многие молодые люди чувствуют себя неумными. 3. Деньги.

Упражнение «Моя самооценка» Число положительных черт, которые вы себе приписываете, по­делите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критично себя воспринимаете. Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом « Анти­идеал ». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышен­ной самооценке, к единице - о заниженной, к 0,5 - нормальной.

Иногда ваш внутренний голос будет нашептывать вам: «Ты неудачник, ты ничего не стоишь, все смеются над тобой, вечно у тебя ничего не получается, ты не красивый, ты не такой как все, ты всю жизнь будешь неудачником...» Не верьте этому!

Стихотворение Р. Киплинга «Если» О, если ты покоен, не растерян, Когда теряют головы вокруг, И если ты себе остался верен, Когда в тебя не верит лучший друг. И если ждать умеешь без волнения, Не станешь ложью отвечать на ложь, Не будешь злобен, став для всех мишенью, Но и святым себя не назовешь. … И если сможешь быть в толпе собою, При короле с народом связь хранить И, уважая мнение любое, Главы перед молвою не клонить, И если будешь мерить расстоянье Секундами, пускаясь в дальний бег, - Земля – твое, мой мальчик, достоянье! И более того, ты – человек!


Классный час

Как полюбить себя


Вопросы для обсуждения в ходе классного часа:

  • -Как вы понимаете, что такое самооценка?
  • -Почему оценивать себя – это важно?
  • -Считаешь ли ты, что твоя собственная оценка самого себя совпадает с мнением окружающих?
  • -В чём опасность: а) заниженной; б) завышенной самооценок?
  • -Чьё мнение о себе, ты считаешь наиболее значимым?
  • -Как повысить самооценку?

ЦИТАТА

« Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает».

(Л. Н. Толстой)


Правила общения

«Мнение каждого должно быть

услышано!»

«Не перебивай!»;

«Не будь агрессивным!»; «Укладывайся в минуту!»;

«Критикуешь - предлагай!»;

«Не спеши с выводами!»


Результаты теста по самооценке

  • Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Однако вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценк е . Попытайтесь разобраться и оценить это обстоятельство с помощью близких и друзей.
  • От 60 до 120 баллов. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюблённости.
  • Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы просто себя недооцениваете.

Вопросы для обсуждения:

  • - Как и из чего складывается уверенность человека в себе?
  • -Почему есть люди уверенные в себе,

и не очень или совсем неуверенные?

  • -Как это может отразиться на жизненном успехе?
  • -Могу ли я преодолеть это?
  • Это предмет нашего сегодняшнего общения.

Самооценка (определение понятия)

«Это мнение о самом себе»,

«Это заниженное или завышенное ощущение своей значимости»,

«Это – палочка- выручалочка в трудных ситуациях»,

«Это способ защиты то мнений окружающих»,

«Это трамплин для успеха».


Психологический термин

Самооценка-

это мнение человека о:

- Самом себе

-Месте среди людей

-Своих возможностях

и качествах.


ИГРА « ПОРТРЕТ»

  • Например : «Способный, но ленивый; скорее оптимист, чем пессимист; большой фантазёр и мечтатель; не всегда держит слово, обидчив, но не мстителен; увлекается многим, но не доводит дело до конца; часто бывает вспыльчив; не трус, но не может себя защитить;

и другие варианты.


Слова- обращения для повышения самооценки

Молодец! Хорошо! Удивительно! Великолепно! Грандиозно! Прекрасно! Незабываемо! Ты – одарённый. Остроумно! Талантливо! Экстра-класс! Как в сказке. Очень эффектно. Неподражаемо. Замечательно. Несравненно. Ярко, образно. Здорово! Ух!!! Поздравляю. Красота!


Запомни их и чаще употребляй!

Прекрасное начало. Ты – просто чудо. Ты на верном пути. Я тобой горжусь. Ты ловко это делаешь. Это как раз то, что нужно. Гораздо лучше, чем я ожидал! Сказано здорово – просто и ясно. Уже лучше. Я просто счастлив. Мне очень нужна твоя помощь. Работать с тобой – просто радость. Для меня важно всё, что тебя волнует. С каждым днём у тебя получается всё лучше. Научи меня делать так же. Мне не обойтись без тебя. Я горжусь,

что тебе это удалось! Я сам не смог бы сделать лучше. Никто не может заменить тебя. Ты мне нужен такой, какой есть. Для меня нет никого красивее!


Мой девиз жизни:

  • «Только успех!»,
  • «Не пищать!»,
  • «Я лучший и у

меня всё получится!»,

  • «Чтобы ни случилось, мечта сбудется!»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Саляхова. Л. И. Настольная книга классного руководителя. Сценарии,
  • Степанов Е. Диагностические методики, используемые при моделировании воспитательной системы./ Е. Степанов // Воспитание школьников - 2004. - № 3.- с. 33-36.
  • 3. Степанов С. Как стать счастливым./ С. Степанов// Воспитание школьников -2005.- №5.- с. 30-33.