Сколько снимают баллов за фактическую ошибку. Этические и фактические ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку


Как легче запомнить даты событий, что такое аргумент и чем вредят речевые ошибки.

Доктор исторических наук, эксперт ОГЭ, преподаватель «Фоксфорда».

Как устроен экзамен

Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 - в первой и 6 - во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.

Первая часть

В первых 19 заданиях требуется дать краткий ответ: выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие, например, между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам. Ответ - последовательность цифр, слово или словосочетание - необходимо внести в бланк без пробелов.

Верный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17 принесет максимум 2 балла. За одну ошибку снимут 1 балл, а при двух и более ошибках выпускник получит 0 баллов. Самое «дорогое» в первой части - задание 11. За правильный ответ на него дают 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках - 2. Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.

Вторая часть

Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. В заданиях 20–22 выпускникам предстоит проанализировать исторический источник, в 23 - изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Задание 25 - самое объёмное. Выпускнику необходимо написать сочинение с характеристикой одного из трёх предложенных периодов истории России.

При оценке ответов на задания второй части эксперты учитывают полноту и точность формулировок. Верные ответы на задания 20–22 принесут до 2 баллов, задание 23 - до 3, задание 24 - до 4 баллов. За правильный ответ в задании 25 можно получить максимальный балл - 11.

Как избежать типичных ошибок

В задании 24

Часто школьники не умеют формулировать аргументы. Типичная ошибка: выпускник приводит конкретные факты, но не даёт пояснений, каким образом они опровергают или подтверждают приведённую в задании точку зрения. Пример такой ошибки: «Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как „шоковая терапия“, способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».

Чтобы правильно выполнить это сложное задание, нужно привести факт (событие, которое произошло) и пояснение, которое отражает связь между фактом и точкой зрения, представленной в задании. В подтверждение этой точки зрения ученик привёл факт: «была проведена либерализация цен», но пояснения к нему отсутствует, не ясно, какие последствия имела либерализация для преодоления кризисных явлений в экономике. Ответ нужно дополнить фразой: «Эта мера способствовала насыщению рынка товарами и продуктами первой необходимости».

Другая ошибка: ученик привел положение, которое не имеет опоры на конкретные факты. Например, «„шоковая терапия“ ухудшила жизнь россиян». Невозможно понять, какие именно меры привели к ухудшению жизни россиян и в чём выразилось снижение уровня жизни.

Пример задания 24 из демоварианта 2019 года

В задании 25

При написании сочинения у выпускников часто возникают проблемы с раскрытием роли отдельной личности в исторических событиях, процессах и явлениях. Выпускники называют деятелей, но не указывают их конкретные действия, значительно повлиявшие на ход и (или) результат названных событий. Здесь важно напомнить, что конкретные действия - это осмысленные волевые усилия, которые имеют единичный характер. К действиям не относятся естественные процессы, поэтому неправильно писать «он родился в 1530 году» или «погиб в бою».

Примеры конкретных действий:

  • «И. В. Сталин в декабре 1929 г. на съезде ударников выдвинут лозунг „Пятилетку в четыре года“»;
  • «Н. С. Хрущёв выступил на XX съезде КПСС с докладом „О культе личности Сталина и его последствиях“»;
  • «Зоя Космодемьянская подожгла три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт»;
  • «Император Николай I издал указ об обязанных крестьянах».

Положения «К. К. Рокоссовский командовал фронтом» или «П. И. Багратион командовал армией» - не конкретные действия, поскольку непонятно, какие именно волевые усилия прилагали военачальники. Такие ответы абитуриента эксперт не примет.

Фрагмент задания 25 из демоварианта 2019 года

Ошибки в сочинении возникают, когда выпускник не может правильно выразить свои мысли. Чтобы правильно сформулировать мысль, необходимо развивать культуру речи. Следует детально продумывать ответ, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать его. Пример речевой ошибки: «Павел I издал декрет о трехднёвной барщине». Выпускник небрежно построил фразу, употребив вместо слова «манифест» термин «декрет». Из-за неточной формулировки эксперт вправе расценить речевую ошибку как фактическую и снизить балл.

Также важно избегать фактических ошибок. Пример из сочинения выпускника: «Итогом реформ Александра II явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности. Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй».

Утверждение, что реформы Александра II стали причиной «активного развития машинного производства, появления новых отраслей в российской промышленности» спорно и скорее всего будет признано фактической ошибкой. Ошибочна также фраза «серьезно изменился политический строй». Если бы ученик написал, что реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России; что политический строй не изменился, но миллионы крестьян, получили гражданские права и включились в общественную жизнь, смысл ответа был бы иным.

Сколько времени потребуется

При прочной базовой подготовке достаточно начать дополнительно заниматься в 11 классе. Если знания ученика слабые, лучше начать готовиться к ЕГЭ уже в 10 классе. Экзамен по истории - один из самых сложных и при этом не единственный, так что лучше не откладывать подготовку к ЕГЭ на последний школьный год.

Чтобы написать ЕГЭ на 75 баллов или выше, необходимо заниматься не менее 90 часов (по 3 академических часа в неделю) на протяжении всего учебного года.

Как готовиться самостоятельно

В первую очередь нужно поставить цель - определить, сколько баллов выпускник намерен набрать. Затем необходимо определить, какие темы достаточно повторить, а какие требуют детального изучения. После этого важно выделить в расписании постоянное время для занятий и распределить изучение программы по дням, неделям и месяцам.

Что читать

Всем выпускникам, сдающим ЕГЭ, рекомендую классический учебник «История России» (авторы Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г.). Также будет полезна «История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» П. А. Баранова и С. В. Шевченко.

Как тренироваться

Освоение теории должно сопровождаться практическими занятиями. Можно решать задания прошлых лет, размещенные в свободной базе на сайте ФИПИ.

Классифицируйте события

В заданиях 1 и 11 нужно продемонстрировать знания хронологии событий отечественной и зарубежной истории. Важно понимать, что разработчики заданий не ждут от выпускников точных дат, достаточно указать последовательность событий (задание 1), в каком столетии имело место событие (задание 11).

Пример задания 1 из демоварианта 2019 года

Осмысление даты работает лучше механического зазубривания хронологии. Рекомендую выполнять задания по ленте времени. Например, изучив историю России XVII в., рисуем ленту времени и отмечаем на ней даты важных событий.

Полезно использовать такие средства наглядности, как хронологические ряды, таблицы.

В кодификаторе следует найти список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в заданиях 1 и 11. Данные события и даты следует занести в хронологическую таблицу. К базовым столбцам таблицы («Дата», «Событие») следует добавить еще один («Век»). Если времени на подготовку к экзамену осталось мало и возникли сложности с запоминанием точных дат, можно провести классификацию событий по векам и сконцентрировать внимание на двух столбцах(«Событие» и «Век»). В этом случае ученику потребуется меньше усилий для запоминания. Согласитесь, проще усвоить, что «Декларация прав человека и гражданина» была принята в XVIII веке, чем запомнить точную дату - 1789 год.

Пример задания 11 из демоварианта 2019 года

Развивайте картографические умения

Изучая определённый исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам. Рекомендую атласы «Дрофы» (6 класс - до конца XVI века;

7 класс - конец XVI - XVIII вв.; 8 класс - XIX век; 9 класс - XX - начало XXI вв.).

Прежде всего нужно научиться пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого выбирайте условный знак на карте и определяйте по легенде его значение. Определите вид деятельности, отмеченный на карте: война, поход, торговая миграция, колонизация, индустриализация и т.п.

Анализируйте географию участка, фиксируйте внимание на основных объектах - больших городах, реках, горах, рельефных особенностях. Начинайте с самых крупных, постепенно двигаясь к меньшим. Достаточно опознать несколько опорных точек - обычно этого хватает, чтобы дать событию название и выяснить, о каком периоде и регионе идет речь.

Заведите словарь терминов

В подготовке к решению заданий 3 и 4 поможет терминологический словарь. Записывайте понятие и его определение - так вы тренируетесь в его правильном написании, произношении, запоминании. Регулярно повторяйте термины: полезно выполнять упражнение на соотнесение понятия и определения.

Познакомьтесь с памятниками культуры

Для успешной подготовки к заданиям 18 и 19 полезно осуществить систематизацию информации. Например, можно завести на рабочем столе отдельную папку-альбом с важнейшими иллюстрациями скульптур, картин и архитектурных сооружений и их характеристиками. Классифицируйте памятники культуры по временным периодам: культура Руси домонгольского периода, культура XIII-XV вв., XVI в., XVII в. и т.д.

Пример задания 18 из демоварианта 2019 года

Атрибуцию марки начинайте с анализа изображения - нужно узнать исторического деятеля. Затем проанализируйте текстовую информацию: даты, имена исторических деятелей и так далее. На основе полученной информации восстановите в памяти род деятельности изображенного, время его жизни, события, в которых он принимал участие. Полученная информация поможет выбрать верные суждения.

Как выучить историю России XX столетия

Половина «трудных вопросов» многовековой истории России приходится на исторические события советской эпохи. Рекомендую уделить особое внимание традиционно сложным для выпускников темам: «Гражданская война», «Причины, последствия и оценка „перестройки“ и распада СССР», «Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. („шоковая терапия“, методы приватизации)».

Чтобы разобраться с трудным материалом, необходимо систематизировать его, построить хронологические таблицы, связать с деятельностью исторических лиц. Анализируя материал, задавайте вопросы: почему произошло это событие, какие последствия оно имело, какие оценки получило у историков, почему мнения историков о данном событии разнятся. Повторяйте уже пройденный материал: рассказывайте все устно другу, подруге, родителям. Пересказ развивает память, воображение и улучшает культуру речи.

Чем поможет преподаватель

Даже если ЕГЭ через несколько недель, профессиональный преподаватель сможет выявить пробелы в знаниях и разъяснить сложные для ученика темы. Такая экспресс-подготовка позволит набрать дополнительное количество баллов, но лучше обратиться за помощью заранее, записаться на курсы или к репетитору.

Задача педагога - выявить пробелы в знаниях ученика и структурировать уже имеющиеся знания. Даже в идеальной ситуации, когда ученик не пропускал школьные уроки, найдутся темы, в которых он «плавает». Бывает, школьник ещё не успел разобраться с одной темой, а школьный учитель уже переходит к следующей. Опытный преподаватель помогает повторить и закрепить материал, а также отработать аналитические умения.

В письменных заданиях второй части важно проверить работу и оценить ответ по критериям. Полезно отдать сочинение на проверку другому человеку. Преподаватель не только укажет ошибки, но и научит, как их избежать.

В течение последнего учебного года выпускнику приходится осмысливать и запоминать много информации. В памяти остаются только свежие сведения, а материал, изложенный в начале года, забывается. Репетитор строит занятия так, чтобы регулярно повторять пройденные темы, чего обычно не делают на уроках в школе.

Нужна мотивация и правильный настрой

Важный момент в любой учёбе - мотивация. Нужно найти то, что сделает изучение истории увлекательным и интересным. Хорошо, когда есть компания единомышленников, в интеллектуальной среде при поддержке сверстников учиться легче.

Успешное запоминание связано с психическим состоянием человека: подавленное настроение может помешать процессу, поэтому важно иметь положительный настрой.

Как распределить время на экзамене

Каждому заданию первой части нужно уделить от 3 до 7 минут, а во второй части - от 5 до 20 минут. На сочинение лучше отвести целый час, ведь оно самое важное. Сочинение в задании 25 оценивается в 11 первичных баллов из 55.

Лучше начать с заданий 13–16 или 18–19, которые требуют зоркости и высокой концентрации внимания. Затем можно перейти к заданиям с развёрнутым ответом во второй части.

Задания 24 и 25 повышенной сложности, лучше выполнить их в два этапа:

  • написать заготовку на черновике и отложить;
  • в течение часа выполнить задания первой части;

Для того чтобы правильно написать сочинение ЕГЭ в 2019 году, необходимо принимать во внимание определённый алгоритм, который разработали создатели контрольной точки.

Одиннадцатиклассники уже написали итоговое сочинение, а через полгода им придётся выполнить 27-е задание ЕГЭ. В следующем 2019 году тестовая часть позволит набрать 34 балла, а сочинение – 24. Грубо говоря, это половина баллов, которые требуется набрать на экзамене.

Количество баллов, снимаемых за ошибки

Специалисты, которые оценивают ошибки сочинения, выставляют определенное количество баллов, если их нет. При отсутствии орфографических ошибок или наблюдении одной, не грубой, выставляется 3 дополнительных балла, которые входят в общее количество – 24. При допуске более двух ошибок убирают балл, трех-четырех – 2 балла. Большее количество ошибок приносит 0 баллов.

Отдельно определены нарушения пунктуации. Если ошибок нет, добавляется 3 балла в общее количество. От 1 до 3 ошибок – 2 балла. При наблюдении 4-5 нарушений правил пунктуации прибавляется 1 балл. Если их больше, проверяющий за пунктуацию баллы не добавляет.

При проверке грамматики добавляется 2 балла, если ошибок нет. Одно-два нарушения – 1 балл, больше – 0 баллов.

За отсутствие речевых ошибок могут поставить 2 балла. При фиксации 2-3 нарушений правил выставляется 1 балл, больше – 0. Соблюдение этических норм приносит 1 балл, несоблюдение – 0.

Нельзя искажать факты. Если такие нарушения есть, баллы не ставятся. Когда их нет, дополнительно можно рассчитывать на 1 балл.

Что в 2019 году изменили разработчики сочинения?

Разработчики Единого государственного экзамена предусмотрели, что данное сочинение будет написано по тексту, которое используется при проработке заданий 22-26. Ориентироваться необходимо на материал, предоставленный во время экзамена.

Специалисты, изучающие аспекты проведения ЕГЭ, подготовили рекомендации, которые помогут будущему студенту написать работу качественно. Стоит обратить внимание на исходный текст, перечитав его несколько раз. Далее идёт аналитическая работа – экзаменующийся продумывает, что именно хотел сказать автор в данном тексте. Задание с 22 по 26 помогает настроиться на написание. 26-е задание даже может дать намек на проблему, содержащуюся в самом тексте.

Большая часть работы, которая позволит правильно написать текст – формирование проблемы. Для того чтобы ее понять, необходимо перефразировать вопрос автора. Например, если автор текста писал о том, как живопись воздействует на людей, проблема сочинения – ее воздействие.

Создатели 27-го задания внесли изменения, которые будут работать в 2019 году-сочинение необязательно аргументировать, используя примеры из литературы, однако были внесены корректировки в комментарии к проблеме, поднимаемые автором текста.

Структура текста сочинения

Структура текста состоит из 5 пунктов.

  1. Человек, который проходит данную контрольную точку, формулирует проблему в ознакомительном тексте;
  2. После описания проблемы следует ознакомление с позицией автора;
  3. Основная часть – комментарии к той проблеме, которая указана в тексте с опорой на предоставленный материал. Здесь можно воспользоваться следующим планом: сначала описывается первый пример, который указан в тексте, затем поясняется. После идет связка примеров, и указывается второй подобный пункт, который был представлен в тексте. Затем оформляется пояснение к примеру;
  4. Аргументация своей позиции, ее определение в сочинении;
  5. Заключение.

Для получения максимального результата стоит начать подготовку к сочинению заранее.

Этические ошибкиК11. Соблюдение этических норм
Если этические ошибки в работе отсутствуют, можно получить 1 балл
Если допущены этические ошибки (одна и более), то О баллов .

При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки - этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами.

Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия - грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).

Например:
« Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».

Фактические ошибки

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Если фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют, то можно получить 1 балл.
Если допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале, то 0 баллов

Что такое фактические ошибки?

  • неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. и.: «Гете - французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»)",
  • приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США-Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии».
Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский - вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Подобные ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

Ниже приведены критерии оценки сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку на 2020 год. В новой демоверсии по русскому языку 2020 были изменены критерии оценивания К2 и К4 .

За что могут дать больше всего баллов:

  • 5 баллов - за комментарий к проблеме исходного текста - К2
  • 3 балла - за грамотность: орфография (К7) и пунктуация (К8)

Аргументация собственного мнения по проблеме - УБРАЛИ в 2019 году!

Максимум за сочинение можно получить 24 балла.

Критерии оценивания ответа на задание 27

К1 Формулировка проблем исходного текста

  • 1 балл. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
  • 0 баллов. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

  • 5 баллов. 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
  • 4 балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,
    или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
  • 3 балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему, или привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
    Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
  • 2 балла. Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не выявлена.
  • 1 балл. Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение.
  • 0 баллов. Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

К3 Отражение позиции автора исходного текста

  • 1 балл. Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
  • 0 баллов. Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.

К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

  • 1 балл. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его.
  • 0 баллов. Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)

II. Речевое оформление сочинения

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

  • 2 балла . Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
  • 1 балл. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
  • 0 баллов. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

К6 Точность и выразительность речи

  • 2 балла. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10.
  • 1 балл. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли.
  • 0 баллов. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

III. Грамотность

К7 Соблюдение орфографических норм

  • 3 балла . Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
  • 2 балла. Допущено 1-2 ошибки.
  • 1 балл. Допущено 3–4 ошибки.
  • 0 баллов. Допущено более 4-х ошибок.

К8 Соблюдение пунктуационных норм

  • 3 балла. Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
  • 2 балла. Допущено 1–3 ошибки
  • 1 балл. Допущено 4–5 ошибок.
  • 0 баллов. Допущено 6 и более ошибок.

К9 Соблюдение языковых норм

  • 2 балла. Грамматических ошибок нет.
  • 1 балл. Допущены 1–2 ошибки.
  • 0 баллов. Допущено 3 и более ошибок.

К10 Соблюдение речевых норм

  • 2 балла. Допущено не более 1 речевой ошибки.
  • 1 балл. Допущены 2–3 ошибки.
  • 0 баллов. Допущено 4 и более ошибок.

К11 Соблюдение этических норм

  • 1 балл. Этические ошибки в работе отсутствуют.
  • 0 баллов. Допущены этические ошибки (1 и более).

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

  • 1 балл. Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.
  • 0 баллов. Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале.

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) - 24 балла.

  • При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова.
  • Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов. Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
  • Если в сочинении менее 70 слов , то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным .
  • При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
  • К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – допущено не более двух ошибок;
  • К8 – допущено одна–три ошибки;
  • К9 – грамматических ошибок нет;
  • К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
  • Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Решай по русскому языку