Управление библиотечно информационное обслуживание. Библиотечно-информационное обслуживание как система


В учебнике освещены теоретико-методологические и организационные аспекты библиотечно-информационного обслуживания. Подробно охарактеризованы виды обслуживания, его нормативная база. Рассмотрены виды библиотечно-информационных услуг, технология их предоставления. Приведены методики оценки качества библиотечно-информационного обслуживания и библиотечно-информационных услуг.

Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям библиотечно-информационных дисциплин. Учебник также может быть использован в системе среднего профессионального библиотечного образования и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров для библиотек.


Введение 7
Глава 1. Теоретико-методологические основы библиотечно-информационного обслуживания 13
§ 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система доступа к информационным ресурсам и культурным ценностям 13
§ 2. Эволюция терминологии и принципы библиотечно-информационного обслуживания 20
Глава 2. Библиотекарь и пользователь 27
§ 1. Система профессиональных требований к библиотекарю 27
§ 2. Пользователи библиотек и их типология 31
§ 3. Диалогика библиотечно-информационного обслуживания 37
Глава 3. Виды библиотечно-информационного обслуживания и формы его организации 50
§ 1. Характеристика основных видов библиотечно-информационного обслуживания 50
§ 2. Формы организации стационарного, внестационарного и дистанционного обслуживания 62
Глава 4. Правовое регулирование библиотечно-информационого обслуживания 88
§ 1. Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок библиотечно-информационного обслуживания 88
§ 2. Правовое регулирование правоотношений библиотеки и пользователя 93
§ 3. Защита персональных данных пользователей 96
§ 4. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания пользователей в сфере интеллектуальной собственности 100
§ 5. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания детей 105
§ 6. Правовое регулирование работы библиотек с экстремистскими материалами 113
Глава 5. Библиотечно-информационные услуги: понятие и классификация 124
§ 1. Понятие о библиотечно-информационной услуге 124
§ 2. Классификация библиотечно-информационных услуг 126
Глава 6. Технология предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде 137
§ 1. Структура технологического описания библиотечно-информационных услуг 137
§ 2. Технология предоставления отдельных библиотечно-информационных услуг 148
Глава 7. Оценка качества библиотечно-информационных услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания 191
§ 1. Характеристика базовых понятий 191
§ 2. Показатели и методы оценки качества библиотечно-информационных услуг 194
§ 3. Методики оценки качества библиотечно-информационных услуг 202
§ 4. Оценка эффективности библиотечно-информационного обслуживания 214
Заключение 222
Приложения 224
Приложение 1. Технологическая схема выполнения запроса на предоставление документов из основного фонда библиотеки 224
Приложение 2. Блок-схема государственной услуги «Предоставление информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав» 225
Приложение 3. Оперограмма подготовки электронной библиотечной выставки (фрагмент) 226
Приложение 4. Модель технологического процесса сбора материала для проведения учебного занятия по основам информационной культуры 227
Приложение 5. Операционные нормы времени на процесс подготовки книжной выставки (фрагмент) 228
Список использованных сокращений 230
Предметный указатель 232

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Библиотечно-информационное обслуживание» входит в состав базовой части профессионального цикла основных образовательных программ бакалавриата, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

Цель освоения дисциплины «Библиотечно-информационное обслуживание» – сформировать комплекс знаний, умений и навыков эффективного библиотечно-информационного обслуживания пользователей разных видов библиотек с ориентацией на непрерывное изменение библиотеки как социального института в условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи дисциплины:

  1. сформировать у студентов целостное представление о библиотечно-информационном обслуживании – важнейшей деятельности библиотеки;
  2. дать представление о теоретико-методологических основах библиотечно-информационного обслуживания;
  3. познакомить с законодательной базой этой деятельности;
  4. раскрыть характеристики основных библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотекой;
  5. дать представление о технологии выполнения библиотечно-информационных услуг;
  6. познакомить с проблемами организации библиотечно-информационной среды обслуживания;
  7. вооружить инструментарием организации мониторинга качества и эффективности библиотечно-информационного обслуживания.

Учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с общенаучными и профессиональными дисциплинами: «Социальные коммуникации», «Педагогика», «Психология», «Информационные сети и системы», «Информационные технологии», «Библиотековедение», «Библиотечный фонд», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий». Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

  1. осознание социальной значимости своей профессии;
  2. владение системным мышлением;
  3. способность к восприятию информации, ее обобщению и анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  4. готовность к взаимодействию с пользователями библиотеки, готовность выявлять их потребности и качественно удовлетворять запросы, повышать уровень информационной культуры пользователей;
  5. готовность к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей;
  6. готовность использовать в библиотечно-информационном обслуживании современные библиотечные технологии и методы организации обслуживания;
  7. владение методами количественной и качественной оценки библиотечно-информационного обслуживания.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. знать теоретические основы библиотечного обслуживания как целостной системы, обеспечивающей доступ пользователей к информационным ресурсам и ценностям культуры в целях удовлетворения их информационных потребностей;
  2. уметь реализовывать теоретические положения в практике библиотечно-информационного обслуживания;
  3. владеть технологиями библиотечно-информационного обслуживания и методикой организации этой деятельности.

«Библиотечно-информационное обслуживание» как учебная дисциплина прошло определенную эволюцию, частично охарактеризованную во втором параграфе первой главы данного учебника. Теория библиотечно-информационного обслуживания и соответствующая учебная дисциплина складывались постепенно в процессе осмысления практики и дискуссий, которые продолжаются и в настоящее время.

В разработку теории обслуживания внесли вклад библиотечные деятели XIX – начала XX в.: В. И. Собольщиков, Н. А. Рубакин, Л. Б. Хавкина, Д. А. Валика и др., которые дали описание этого вида деятельности, исследовали чтение, читателей и их взаимоотношения с библиотекой.

В 1930–1940-е гг. изучением обслуживания читателей занимались А. А. Покровская, Ф. Э. Доблер, Ю. В. Григорьев, Р. С. Кибрик, В. Ф. Сахаров и др.

В разработку теории библиотечного обслуживания в 1960-1990-е гг. внесли вклад Б. В. Банк, Е. А. Горш, В. Г. Умнов, Л. В. Беляков, Е. М. Нагловская, Н. С. Карташов, В. С. Крейденко, А. Е. Шапошников, С. Г. Матлина, В. А. Бородина, М. Я. Дворкина, Ю. П. Мелентьева, большинство из них было авторами учебников по этому курсу.

Существенное влияние на разработку теоретических вопросов обслуживания оказали исследования 1960–1980-х гг. по социологии чтения (В. Д. Стельмах, А. И. Рейтблат, Н. Е. Добрынина, В. Я. Аскарова, М. Д. Афанасьев и др.), а также изучение проблем общения (С. А. Езова, И. А. Мейжис), этических вопросов обслуживания (Г. А. Алтухова).

Предшествующие учебники («Работа с читателями» (1961, 1970, 1981 гг.), «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996) базировались, в основном, на педагогической концепции библиотечного обслуживания, учебник Ю. П. Мелентьевой (2006) – на концепции социализации.

В настоящем учебнике представлена информационно-культурно-сервисная концепция обслуживания, которая исходит из того, что информация в социуме, в том числе кумулируемая библиотекой, является составляющей культуры, а способом доступа пользователей библиотеки к этой информации является услуга (сервис). Название «Библиотечно-информационное обслуживание» подчеркивает, что библиотечное обслуживание представляет собой один из видов информационного обслуживания, реализуемого не только в библиотеках, но и в архивах, службах научной информации, музеях.

Учебник состоит из 7 глав. Первые четыре посвящены теории, организации, правовым вопросам обслуживания, в трех последних рассматриваются технология этой деятельности и ее результат, необходимый для пользователей (читателей).

В первой главе раскрываются методологические и теоретические основы библиотечно-информационного обслуживания, дается определение этой деятельности, рассматриваются эволюция названия учебного курса и принципы библиотечно-информационного обслуживания.

Вторая глава посвящена субъектам библиотечно-информационного обслуживания – библиотекарю и пользователю, а также особенностям общения между ними.

В третьей главе впервые выделены виды библиотечно-информационного обслуживания и представлены известные формы его организации.

В последние годы библиотекарям все более приходится уделять внимание правовым вопросам своей деятельности. Поэтому четвертая глава посвящена правовому регулированию библиотечно-информационного обслуживания. В ней рассмотрены основные нормативно-правовые акты, относящиеся к этой деятельности, правоотношения библиотеки и пользователей, вопросы защиты персональных данных, работы библиотек с экстремистскими материалами, вопросы регулирования библиотечно-информационного обслуживания в сфере интеллектуальной собственности.

Поскольку для пользователей библиотеки важно получение квалифицированных ответов на их запросы, которые предоставляются в виде библиотечно-информационных услуг, в пятой главе дается характеристика этих услуг и их классификация.

Для бакалавров значима не только теория, но и практика, они должны знать, как выполнять ту или иную деятельность. Шестая глава посвящена технологии предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде. Общие вопросы технологии конкретизированы в описании технологических процессов выполнения отдельных услуг: выдачи документов, справок, избирательного распространения информации (ИРИ), выставок. Дано сравнение предоставления указанных услуг с применением традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий. К шестой главе даны пять приложений: четыре из них представляют в графической и табличной форме технологические описания выдачи документов (традиционный и электронный варианты), подготовки электронной выставки, сбора материала для проведения занятия по основам информационной культуры, пятое приложение предлагает примерные нормы времени на процесс подготовки традиционной выставки.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам оценки качества любой деятельности, в том числе обслуживания. Эта проблема нашла отражение в седьмой главе учебника, где представлены критерии, показатели и методы оценки качества услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания в целом.

Учебник ориентирован, прежде всего, на студентов и преподавателей вузов культуры. Его могут также использовать как справочное и практическое пособие библиографы и информационные работники библиотек и информационных служб, сотрудники системы повышения квалификации, сотрудники и руководители органов управления в сфере образования и культуры.

Василий Федорович Сахаров (1901–1986)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Внес значительный вклад в разработку проблем работы с читателями, открытого доступа к фондам, межбиблиотечного абонемента, пропаганды литературы в библиотеках, строительства и оборудования библиотечных зданий. Основатель учебных курсов «Работа с читателями», «Проектирование и оборудование библиотечных зданий и помещений». Создатель ряда проектов оборудования библиотек в условиях открытого доступа читателей к литературе. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961,1970,1981). Основные труды: «Вечера рабочей критики» (1927), «Писатель перед судом рабочего читателя» (1928), «За открытый доступ к полкам» (1931), «Печатная пропаганда книги» (1931), «Основное библиотечное оборудование» (1935), «Англо-русский словарь библиотечных терминов» (1941) «Междубиблиотечный абонемент» (1946), «Междубиблиотечный и заочный абонемент» (1953).

Борис Владимирович Банк (1900–1984)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Разрабатывал проблемы истории изучения читателей в России, исследования чтения, руководства чтением. Заложил основы читателеведения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961, 1970, 1981).

Основные труды: «Деревенская беднота и библиотека» (1927), «Крестьянская молодежь и книга: опыт исследования читательских интересов» (1929), «Рабочий читатель в библиотеке» (1930), «Изучение интересов советского читателя» (1954), «Изучение интересов рабочей молодежи» (1966), «Изучение читателей в России. XIX век» (1969), «Эффективность методов руководства чтением молодежи» (1982).

Александр Евгеньевич Шапошников (1932–2010)

Российский библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. Специалист в области библиотечного обслуживания социально незащищенных слоев населения, основоположник научной школы дефектологического библиотековедения. Участвовал в разработке программы развития «Система библиотечного обслуживания инвалидов в Российской Федерации» (1993). Занимался изучением истории чтения и читателя. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1981) и учебника «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996). Основные труды: «Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции» (1992), «История чтения и читателя в России (IХ-ХХ вв.)» (2001), «Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов» (2002).

Леонид Васильевич Беляков (1932–1977)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук. Ведущий преподаватель курса «Работа с читателями» Московского государственного института культуры. Разрабатывал классификацию читателей на основе понятия «читательская квалификация», занимался проблемами массовой работы с читателями и обслуживания читателей в целом. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970, 1981).

Основные труды: «Книжные выставки в библиотеке» (1961), «Массовая работа библиотеки» (1973), «Методика работы с читателями» (1975).

Николай Семенович Карташов (1928–2011).

Библиотечный деятель, библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. В 1965-1979 гг. был директором ГПНТБ СО АН СССР. В 1975-1990 гг. возглавлял Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ). Обосновал принцип системного подхода к изучению и организации библиотечного дела, сформулировал закономерности библиотечной интеграции и формирования библиотечных систем. Разработал концепции регионального и сравнительного библиотековедения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970,1981).

Основные труды: «Взаимодействие научных библиотек РСФСР (1917-1967 гг.)» (1975), «Формирование библиотечно-территориальных комплексов» (1978), «Сравнительное библиотековедение» (2000), «Региональное библиотековедение» (2004).

Современная библиотека – поиск новых моделей библиотечно-

информационного развития

Собирая и сохраняя документы, в которых зафиксированы духовные и научные достижения человеческой цивилизации, библиотека является воплощением «памяти человечества». Именно она позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития, тем самым обеспечивая устойчивость общественной жизни. При этом библиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организует навигацию в мире культуры, информации и знаний.

В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, уникальные собрания региональных и национальных библиотек разных стран мира относятся к объектам культурного наследия.

Как культурно-цивилизационный феномен библиотека выполняет двойную функцию: сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Она одновременно трансформируется в соответствии со своей миссией форума идей:

    отношение к читателю как к центральной фигуре;

    понимание первостепенного значения гуманитарной составляющей библиотечной деятельности;

    отношение к технике и технологии как к возможностям обновления, расширения и совершенствования библиотечного обслуживания

До недавнего времени библиотечные учреждения определялись физическим пространством, которое занимали, документными фондами, которые имели в своем распоряжении, и кругом лиц, к ним причастных.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети интернет, с другой, создает электронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами. Кроме того, ей предоставляются виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение их роли отражается на взаимоотношениях их с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность данного учреждения культуры как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

Библиотечное обслуживание – совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности основываются на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.

Библиотека в современном обществе подчеркивает принцип равенства всех желающих воспользоваться ее услугами. Особенно в этом отношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидации общества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему, тем самым смягчает социальные конфликты, способствуют их всестороннему развитию.

Обслуживание читателей е библиотеке включает два основных вида взаимосвязанной деятельности: документально-информационную (выдачу первичных и вторичных документов) и социально-коммуникативную (организацию межличностного общения читателей в библиотеке):

    документальные услуги, результатом которых является предоставление читателям первичных и вторичных документов (выдача читателям литературы, библиографических справок, информационных сообщений и т.п.).

    коммуникативные услуги путем организации различных форм межличностного общения читателей в библиотеке (различного рода массовые мероприятия, читательские клубы и объединения и т.п.).

    услуги библиотечного сервиса, которые являются необходимым условием реализации процесса обслуживания и выступают в форме предоставления читателям различного рода удобств и использовании документальных и коммуникативных услуг .

В последние десятилетия мы стали свидетелями того, как изменились услуги библиотек и способы их предоставления из-за бурного развития информационных технологий.

Появляются новые социальные и информационные образования, готовые предложить альтернативы библиотеке – информационные порталы, интернет-кафе, технопарки, культурно-досуговые центры. Читатели массово покидают библиотечные залы и превращаются в «удаленных пользователей».

Библиотека особенно уязвима перед лицом изменений, происходящих в сфере коммуникаций. Перевод книг в цифровой формат, создание мощных электронных хранилищ с удаленным доступом могут существенно изменить потребности общества, а надобность в библиотеках как стационарных местах чтения отпадет.

Все это может стать реальностью, если мы забудем о том, что помимо информационной функции библиотека должна всемерно поддерживать и развивать в себе социализирующую функцию, функцию института, где не только собраны «ресурсы», но и обеспечивается непосредственный контакт и общение индивидуумов, обращающихся к «знанию», где происходит обучение тому, как воспринять и понять информацию, где осуществляется межкультурный тренинг, обеспечивающий ориентацию в сложном многополярном мире современной культуры . Важно, чтобы на современном этапе она была не только информационным центром, но и интеллектуальным клубом, универсальным общественно-культурным центром.

На сегодняшний день услуги библиотек весьма разнообразны: выдача материалов в читальных залах и на дом, информационный поиск и бесплатный доступ в интернет, работа с правовыми базами данных и предоставление компьютеров для самостоятельной работы, обучение работы за компьютером, прослушивание музыкальных материалов, доступ к полнотекстовым электронным журналам, а также выездные выставки-просмотры и презентации книг, Дни информации и Дни специалиста, обучающие семинары, тренинги и мастер-классы, клубы по интересам и экскурсии. Библиотеки являются поистине центром местной громады. И, кроме того, дополнительные услуги: ксерокопирование, сканирование, набор текстов, запись информации на диски, услуги онлайнового межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, изучение иностранных языков.

Развитие интернета открыло для библиотек новый уровень возможностей для обслуживания своих пользователей. Воплощением идеи современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам стали библиотечные веб-сайты.

Практически все крупные библиотеки на сегодняшний день имеют хорошо разработанные, постоянно поддерживаемые сайты с многоуровневой структурой. Благодаря богатому содержательному наполнению, регулярному обновлению, продуманной структуре и удобной навигации, это авторитетные и надежные источники информации. Непременным элементом сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, фондах. В целом современные они выступают как мощные маркетинговые каналы широкого спектра услуг и удобные «ворота» доступа к ресурсам глобального информационного пространства.

Интернет-технологии трансформируют и сами формы справочно-библиографического обслуживания в библиотеках. Одна из особенно интересных разработок связана с широким распространением такой службы интернет, как электронная почта, которая давно стала удобным средством коммуникации. Ответом библиотек на такое повсеместное ее развитие стал новый вид сервиса – электронные (виртуальные) справки, или справки по электронной почте. Все чаще на сайтах предлагается такая услуга.

Неотъемлемой частью предоставления услуг в библиотеке становится доступ к базам данных. Это организованная коллекция записей, сделанных с помощью компьютерных технологий и стандартизированных по формату и содержанию, которая хранится в одном из машиночитаемых режимов: на магнитных носителях, оптических дисках и других устройствах хранения информации.

Современные базы данных в подавляющем большинстве предоставляются в онлайновом доступе и могут содержать тексты рефератов, журнальных и газетных статей, законов, отчетов и т.д. а также библиографические описания книг, статей и других печатных материалов. Одной из разновидностей таких библиографических баз данных выступают электронные каталоги библиотек. Существуют тысячи баз данных самого разного содержания и объема как в публичном доступе, так и приобретаемые за плату.

Современная парадигма библиотечного обслуживания базируется не только на использовании фонда документов конкретной библиотеки, но и предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени и местонахождения как документа, так и пользователя.

Таким образом, предназначение библиотеки состоит в сохранении баланса традиционных, базовых ценностей с трансформацией, не допускающей поглощения книги, чтения, существующей культуры.

Устойчивое развитие предполагает библиотечную деятельность в единстве с гуманистическими ценностями, знаниями, в гармонии с окружающей социальной и природной средой. Библиотекарь сегодня – один из главных участников реализации информационно-интеллектуальных процессов и развития духовной культуры.

Информационное обслуживание

обеспечение специалистов необходимой научной и технической информацией, осуществляемое информационными органами и службами. И. о. может иметь различные формы: выпуск информационных изданий (реферативных журналов, справочных бюллетеней и т. п.), составление списков литературы или подборки рефератов по заданной теме, перевод научных документов с одного языка на другой, подготовка обзоров фактографических справок, рекомендаций и т. д. (см. Информации документальной преобразование). И. о. предусматривает также представление потребителю оригиналов или копий научных и технических документов и литературы. Наиболее перспективным направлением развития И. о. является разработка и практическая реализация систем избирательного распространения информации, в которых учитываются индивидуальные особенности специалистов как потребителей информации и их конкретные запросы (см. Информационный поиск).

Организация И. о. основывается на чётком взаимодействии информационных органов и на применении современныхтехнических средств и систем информации хранения (См. Информации хранение), информационного поиска, воспроизведения и передачи информации, Информационным органом могут быть как отдельные учреждения (институт, центр), так и структурные подразделения ведомств, учреждений, фирм или предприятий (отдел или бюро научно-технической информации и т. п.), осуществляющие научно-информационную деятельность и И. о. специалистов, а также работу по научно-технической пропаганде. Кроме того, на крупные информационные органы возлагается задача выполнения научных исследований в области информационной теории и практики. К информационным органам относятся также научные и технические (специальные) библиотеки. Совокупность информационных органов в рамках какой-либо отрасли составляет отраслевую информационную систему (службу), а в масштабе страны - общегосударственную информационную систему (службу). Общее руководство деятельностью информационной службы СССР возложено на Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике. См. Информатика .

В. А. Полушкин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Информационное обслуживание" в других словарях:

    Предоставление информации для: выработки и принятия решений; и/или удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека. По английски: Information service См. также: Информационное обслуживание… … Финансовый словарь

    информационное обслуживание - Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная деятельность EN information service FR service… …

    информационное обслуживание - 3.2.2.1. информационное обслуживание: Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационное обслуживание - вид обеспечения контрразведывательной деятельности, заключающийся в предоставлении руководящему и оперативному составу запрашиваемых им сведений о противнике, о работе органов государственной безопасности в целом или по конкретной линии… … Контрразведывательный словарь

    информационное обслуживание - Rus: информационное обслуживание Eng: information service Fra: service d information Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. ГОСТ 7.0 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - согласно ГОСТ 7.0–99 СИБИД «Информационно библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», – обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    В РФ информационное обслуживание, включающее предоставление: библиографической информации об общероссийских классификаторах: дата введения в действие, учреждение, ответственное за ведение общероссийского классификатора, наличие изменений;… … Финансовый словарь

    информационное обслуживание телеметрируемого объекта - информационное обслуживание Процесс сбора, обработки и формирования сообщений о контролируемых системах и изучаемых явлениях, а также распределение потоков этих сообщений по различным бортовым потребителям. Примечание К бортовым потребителям… … Справочник технического переводчика

    информационное обслуживание в режиме сети - — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN networked information serviceNIS … Справочник технического переводчика

    информационное обслуживание на базе Интернета - — EN internet search service The provision of special aid by library staff trained to query bibliographic or other information contained on the Internet, a large distributed… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Справочное пособие библиотекаря. Библиотековедение, библиография, библиотечно-информационное обслуживание , И. В. Балкова. Справочное пособие библиотекаря - новая книга специалиста в области библиотековедения И. В. Балковой, автора ряда работ, которые нашли положительный отклик у профессионалов библиотечного…
  • Mitsubishi Lancer Модели с 2006 года выпуска с двигателями 4 А 91 1 5 л 4 В 10 1 8 л и 4 В 11 2 0 л Устройство техническое обслуживание и ремонт , . Справочное информационное издание руководство по ремонту и обслуживанию Mitsubishi Lancer, руководство по эксплуатации Mitsubishi Lancer, устройство Mitsubishi Lancer с 2006 года выпуска,…

Контрольная работа

по курсу «Библиотечное обслуживание»

Инновации в информационном обслуживании пользователей библиотек



Введение

Библиотечное обслуживание ГУНБ Красноярского края

Библиотека ON-LINE: новые пути развития

Отчет – дело творческое

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Библиотечная инноватика - это новое самостоятельное направление библиотековедения, которое определяет специфику изменений в библиотеках, методику их изучения и использования. Как научное направление оно нацелено на совершенствование библиотечной деятельности на основе синтеза новых знаний, идей, изобретений и технологий. Сюда же входит и разработка планирования организации и реализации инновационной деятельности библиотек. Инновация - это результат изменений, полученный на основе внедрения новых технологий, услуг и методов управления, доказавших свою эффективность и целесообразность в конкретных условиях.

Для развития инновационной деятельности библиотечному специалисту необходимо не только разбираться в профессиональных вопросах стратегического и программно-целевого планирования, но научиться чувствовать себя уверенно, принимая управленческие решения. А это значит, необходимо:

1. твердо отстаивать свою точку зрения,

2. вести конструктивный диалог,

3. определять «фронт» первостепенных задач,

4. брать на себя ответственность за инициативу,

5. доводить дело до конца,

6. работать в «команде».

Предметом обсуждения является проблема компьютеризацию, что доказывает компьютеризация – не цель, а средство совместной деятельности библиотекаря и пользователя. В этих условиях любая идея творческой личности, связанная с поиском способов вхождения библиотеки в открытую информационно-образовательную среду, является базой для инновации.

Однако не всякая идея, даже самая разумная и современная имеет возможность стать библиотечной инновацией. Для этого должны быть созданы все необходимые условия, она должна пройти через все этапы своего воплощения. Даже самая оригинальная идея не материальна, а потому неустойчива в сознании, зависима от состояния своего «носителя». На реализацию идеи трудно воодушевить коллег и подключить общественность. Она требует разработки и документирования, определения преимуществ, проблем распределения обязанности и ответственности между членами инициативной группы специалистов, способных воплотить идею в реальность. Документированная разработка идеи может выразить в форме проекта, концепции или замысла. Далее последует экспериментальное внедрение. Только на его основе мы можем установить, является ли выбранная нами идея реальностью или утопией. На этом этапе выявляются проблемы и недостатки разработки, корректируется технология внедрения, определяется необходимость превращения нововведения в форму инновации. Инновация же требует своего закрепления и развития в деятельности библиотеки.

В данной работе будет рассмотрено инновационные идеи таких библиотек как ГУНБ Красноярского края, Республиканская юношеская библиотека Коми, Центральная детская библиотека им. А.М.Береснева г. Кемерово.



Библиотечное обслуживание ГУНБ Красноярского края


Обслуживание остается одной из основных функций библиотеки как системы и социального института, является главной составляющей деятельности библиотеки. Сущность библиотечного обслуживания с течением времени остается неизменной, но выполняемые библиотекарем функции в настоящее время кардинально меняются. Главной целью современного библиотечного обслуживания в ГУНБ Красноярского края является организация как можно более широкого доступа к документам. В соответствии с изменением целей обслуживания изменяется и технология работы библиотеки. Сущность деятельности современного библиотекаря, обслуживающего пользователя - оперативная доставка требуемого документа из фонда, выдача документа, контроль за его сохранностью.

Автоматизация библиотечных процессов в ГУНБ потребовала изменении не только в технологии, но и в содержательных аспектах библиотечной работы. Меняются позиция библиотеки и её активность во взаимоотношениях с пользователями, пересматриваются требования к библиотечному сервису, индивидуальным формам информационного обеспечения и, как следствие, показателя качества библиотечной работы.

· в наиболее быстром и полном поиске различных документов (периодические издания, диссертации, авторефераты диссертаций, книги, электронные издания, имеющиеся в нашей библиотеке и в других библиотеках);

· в возможности как можно быстрее получить необходимый документ в библиотеке, а если таковой отсутствует, то по МБА.

В структуре библиотеки - 12 отделов обслуживания, традиционно функционирует абонемент. В связи с тем, что в отраслевых отделах собраны специализированные фонды и обслуживается целевая аудитория, структурные подразделения ведут также библиографическую работy.

Внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотеки, получение доступа к Интернету значительно повысили статус центральной библиотеки края. Наряду с печатными изданиями в библиотеку поступают издания в электронной форме, а доступ к ним позволяет оперативно и наиболее полно организовать получение информации.

В библиотеке функционируют специализированные структурные подразделения, рассчитанные на углубленное обслуживание пользователей: общедоступный центр правовой информации, компьютерный зал, специализированный читальный зал для научных работников города и края; готовится к открытию отдел литературы по искусству на новых площадях, в структуре которого предусмотрен медиацентр. Главное направление этих структурных подразделений - комплексное библиотечно-информационное обслуживание пользователей с использованием аудио, видео и электронных ресурсов. Библиотека подготовила проект введения в структуру библиотеки сервис-центра, который будет предоставлять платные сервисные услуги в доконтрольной зоне библиотеки, а также проводить работу с рекламными агентствами и фирмами, выполнять маркетинговые исследования рынка информационных товаров и услуг.

Организация доступа к электронным ресурсам представляет собой самостоятельный компонент формирования информационной среды. Основным ее элементом является веб-сайт библиотеки www.kraslib.ru, на котором opганизуется доступ к электронному каталогу, Интернет-ресурсам, виртуальной справочной службе. Одним из наиболее приоритетных видов сервисных услуг библиотеки остается электронная доставка документов (ЭДД). Сервис с помощью ЭДД позволяет значительно сократить временные рамки получения информации пользователем. Библиотека активно рекламирует новый вид услуги и стремится оперативно выполнять запросы пользователей.

В библиотеки была проведена самоанкетирование. Респонденты отметили хороший уровень информационно-библиотечного обслуживания. Электронные ресурсы, особенно БД, созданные библиотекой, достаточно востребованы; их использование (по разделам ЭК) отметили практически все абоненты. Исследование показало, что значительное количество анкетируемых хотят получать информацию в традиционном и электроном виде; причем большая часть опрошенных настроена на более интенсивное использование информационных технологий, основанных на телекоммуникациях. Таким образом, можно предположить, что в ближайшее время произойдет значительное увеличение количества пользователей, использующих преимущественно электронную информацию в целях образования и научной деятельности. Следовательно, библиотека должна быть к этому готова уже сегодня в техническом, ресурсном и психологическом отношении.

Таким образом, в обслуживании пользователей ГУНБ Красноярского края на современном этапе достигнуты определенные успехи, связанные с внедрением новых технологий, инновационных форм и методов работы, повышением комфортности предоставления отдельных услуг.

Библиотека ON-LINE: новые пути развития


В эпоху информационною общества уровень библиотечного обслуживания выходит за рамки физической библиотеки.

В 2000 году в Коми республиканской юношеской библиотеке был создан интернет-сайт но адресу: www.komi.com/KRUB. Главная стpaница содержит общий перечень разделов сервера: раздел «О библиотеке» знакомит с историей, отделами, правилами пользования библиотекой, основными и дополнительными услугами. Обо всем, что происходит в библиотеке в настоящий момент - выставки, массовые мероприятия - рассказывают «Новости». Со списком периодических издании, которые ежегодно получает библиотека по подписке, можно познакомиться в разделе «Периодика». «Виртуальная выставка» демонстрирует те интересные издания, которые поступили в библиотеку в последнее время. В разделе «Конкурсы» помещаются положения о различных конкурсах, проводимых библиотекой. Следующие разделы в большей степени адресованы коллегам: проекты, над которыми работает библиотека, «Профи-клуб» содержит информацию о профессиональных семинарах, которые оказывают сотрудники библиотеки. С помощью электронной анкеты имеется возможность анализировать категории посетителей сайта. Гостевая книга позволяет не только осуществлять образную связь, но учитывать пожелание и предложения удаленного пользователя.

Главным информационным продуктом библиотек, и представляющим широким интерес для сетевого сообщества, являются электронные каталоги, с помощью которых можно определить наличие в библиотеке того или иного источника или подготовить список литературы по теме.

В связи с этим была введена новая услуга - электронная доставка документов, которую смогли внедрить благодаря размещению на сайге КРЮБ информации об электронных библиографических базах данных и каталоге. С помощью компьютерной техники могут обслужить читателя, находящегося за пределами города Сыктывкара.

В настоящее время на Интернет-сервере библиотеки размещен перечень периодических изданий, которые есть в фондах библиотеки. Более 400 российских журналов по истории, экономике и законодательству и другим отраслям знании могут быть использованы для заказа копии статей. Среди заказчиков службы - частные лица, организации, библиотеки. Прием заказов осуществляется по электронной почте. Служба ЭДД KPЮБ выполняет электронные копни в графическом (ТIFF) или текстовом (MS-Word) формате. Сроки исполнения заказа от двух часов до двух дней в зависимости от объема работы.

В настоящий момент практически все услуги по электронной доставке документов пользователям, которые предлагаются коммерческими службами и библиотеками, платные. Без финансовой поддержки этого вида деятельности библиотеки со стороны государства коммерческие службы становятся более сильными конкурентами. Только использование более совершенной технологии может поддержать конкурентоспособность библиотек.

Одним из основных вопросов, связанные с функционированием служб электронной доставки, является вопрос соблюдения авторских прав и отчисления выплат владельцам за использование их произведений. Проблема авторского права при копировании и доставки документов электронным способом возникла практически одновременно с зарождением служб ЭДД.

Еще одно перспективное направление в работе библиотек – это виртуальная справка. На сайт непрерывно поступают вопросы по электронной почте из библиотек республики и за ее пределами. На все вопросы, которые принимаются по электронной почте, даются ответы.

В ближайшее время ЭДД и виртуальная справка является одним из приоритетных направлений работы библиотеки.

Отчет – дело творческое


Библиотекари Центральной детской библиотеки имени А.М. Береснева в г. Кемерово постоянно разрабатывают и реализуют новые проекты, осваивают современные информационные технологии по обслуживанию читателей

В Центре эстетического развития детей открыла свои двери медиатека. В ней юные горожане приобщаются к шедеврам мирового искусства с помощью аудио- и видеоматериалов. Школьники могут найти в ней электронные версии учебников, абитуриенты - воспользоваться электронными репетиторами и проверить свои знания перед поступлением. Работает кинолекторий, в котором демонстрируются видео- и компьютерные фильмы; осуществляется перезапись фрагментов с аудиокассет и пластинок на любой носитель; создаются видеоряд и звукоряд по заявке; сохраняется любая текстовая информация на дискете или CD-диске.

В День защиты детей в ЦДБ состоялась презентация web-сайта «Кемеровская виртуальная детская библиотека». Этот проект стал победителем на традиционном конкурсе российских информационных web-ресурсов.

На сайте можно узнать о мероприятиях библиотечной сети, познакомиться с издательской продукцией, разработанной специалистами. Здесь также можно найти сценарии, методические и библиографические пособия, списки литературы (например, «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями»; «О чем может рассказать рисунок ребенка?»; «Наркотики - иллюзия жизни»; «Чужих детей не бывает!»; сценарии мероприятий: «Вначале было Слово», «Выбор профессии на всю жизнь» и др.). Материалы такого рода очень востребованы городскими педагогами.

В детской библиотеке «Инфосфера» состоялась презентация компьютерного читального зала. В нем проходят уроки «Компьютерной азбуки», полезные не только юным посетителям, но и руководителям детского чтения, предоставляется время для самостоятельной работы на современной технике. «Инфосфера» работает по программе повышения уровня информационной культуры детей совместно с кемеровским государственным университетом культуры и искусства.



Заключение


Проанализировав данные статьи, можно сделать вывод, что в обслуживании пользователей на современном этапе достиг определенных успехов. Они связанны с внедрением новых технологий, инновационных форм и методов работы, повышение комфортности предоставления отдельных услуг. Также ближайшее время электронная доставка документа (ЭДД) и виртуальная справка будет являться одним из приоритетных направлений работы библиотеки.



Список использованной литературы

1. Жуковская, Л.Н. Библиотечное обслуживание ГУНБ Красноярского края / Л.Н. Жуковская // Новая библиотека. – 2006. - №09. – С. 18-21.

2. Качанова, Е. В команде реформаторов / Е.Качанова // Библиотека. - 2005. - №11. – С. 25-26.

3. Тарачева, О.В. Библиотека ON-LINE: новые пути развития / О.В. Тарачева // Новая библиотека. – 2006. – Июнь. – С. 27-30.

4. Тюшина, Е. Отчет – дело творческое / Е. Тюшина // Библиотека. - 2005. - №7. – С. 27-30.