Треугольник фреге знак смысл значение. Логическая модель знака Г



Развивая идеи Пирса, немецкий математик и логик Готлоб Фреге (1848-1925) предложил собственную треугольную логическую модель функционирования знака. Фреге писал: «Употребляя знак, мы хотим сказать что-то не о знаке, но главным, как правило, является его значение»1.
В этой модели, также имеющей треугольную форму, как и модель Пирса, представлена зависимость между тремя другими феноменами: знаком, объективно существующим элементом реальности, который он отражает, и представлением об этом элементе (всем классе элементов), функционирующем в сознании субъекта знаковой деятельности.
Модель Фреге, получившая название логического треугольника (треугольника Фреге), имеет следующий вид (рис. 5.2).
Концепт (десигнат)

Денотат
Референт
Рис. 5.2. Логический треугольник Г. Фреге

Данный треугольник моделирует сразу несколько процессов - возникновение, функционирование и трансформацию знаков в коммуникативных взаимодействиях, а также использование знака субъектом в различных ситуациях коммуникации.

Рассмотрим каждый из компонентов модели, расположенных в вершинах треугольника Фреге.
В одной из вершин расположен знак, или, если мы ведем речь
о вербальной коммуникации, слово.
В другой вершине находится объект, который обозначается данным знаком или называется данным словом. Объект - это некоторый элемент предметного, объективно существующего мира. В логико-семиотических моделях, а Фреге, напомним, по научной специализации был логиком, объект, вступающий в семиотические отношения с обозначающим его знаком, то есть репрезентируемый знаком, получает особое название - денотат. «Денотат - предмет, как объект обозначения с помощью знаков».
В лингвистике вместо термина денотат употребляется термин «референт». «Референт - конкретный предмет, к которому относится языковый знак в составе высказывания».
Например, если представляясь при телефонном разговоре с незнакомым собеседником, некто произносит: «Здравствуйте, с вами говорит господин Х», то именно он, реальный господин Х из плоти и крови, с его сознанием и подсознанием будет выступать денотатом (референтом) по отношению к знаку (имени) «господин Х».
Наконец, в третьей вершине треугольника находится субъективное представление обо всем классе денотатов данного знака, представленное в сознании субъекта знаковой деятельности. В логике это представление называют концептом, а в лингвистике - понятием. Категория «концепт» применительно к таким знакам, как языковые конструкции, непосредственно увязывается с категорией «смысл».
В своей логической теории знаков Фреге развел понятия смысла и значения знака (имени, термина). Категорию смысла он связал с категорией концепта, категорию предметного значения - с категорией денотата, а категорию знака - с категорией имени. В результате треугольник Фреге, называемый также семантическим треугольником, можно представить в следующем виде.
В теории значения имен Фреге - Черча значением (предметным значением, денотатом) некоторого имени (знака) называют обозна
чаемый этим именем предмет или класс предметов (объем именуемого понятия), а смыслом имени (концептом его денотата) называют содержание того же понятия, которое усваивается в процессе его понимания. Смысл знака, слова, языкового выражения служит для указания на его денотат, фиксируя определенные стороны, черты, свойства предметов, обозначаемых данным знаком. Знак, языковое выражение обозначает свой денотат и выражает свой смысл. В этом дуализме заключено главное содержание концепции знака Фреге.
Смысл имени

именем)
Рис. 5.3. Семантический треугольник Г. Фреге

Рассмотрим на примерах соотношение категорий знак (имя, слово), денотат (значение) и концепт (смысл). Возьмем знак или собственное имя «Федор Достоевский». Оно обозначает русского писателя Федора Достоевского, а сам этот писатель является денотатом знака «Федор Достоевский». При этом данный денотат выражает лишь одну сторону знака. Возможно существование двух различных знаков, имеющих один и тот же денотат: «Федор Достоевский» и «автор романа “Идиот”».
Смысл языкового выражения (концепт знака) однозначно определяет свой денотат, но обратное, как следует из приведенного выше примера, неверно. Знаки, имена, языковые выражения называются синонимами, если имеют один и тот же смысл.
Треугольник Фреге (рис. 5.3) демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).
Модель Фреге позволяет произвести семиотический анализ коммуникативного взаимодействия и показать характер функциони
рования субъектов в этом процессе. В зависимости от контекста ситуации при пользовании знаком субъект обращается либо к его концепту, либо к денотату. В ряде случаев именно этот дуализм порождает коммуникативные барьеры. Представим себе ситуацию, когда ребенок увидел на улице симпатичного щенка и, вернувшись домой, стал просить у родителей купить собаку, а те отказали. «Собака» в данном случае - знак. Ребенок, используя его, обращается к денотату, в качестве которого выступает недавно виденный веселый щенок. Родители же оперируют концептом, обобщенным представлением обо всем классе объектов, обозначаемым данным знаком. Собака для них - это ответственность за живое существо, ветеринар, прививки, необходимость прогулок по утрам и вечерам, невзирая на погоду, невозможность уехать надолго, оставив животное без присмотра, и т. д. и т. п. В результате, пользуясь одним и тем же знаком в ходе взаимодействия, субъекты задействуют разные его стороны, и это порождает коммуникативные проблемы.

Еще по теме Логическая модель знака Г. Фреге:

  1. Логико-философское направление. Модель знака и семиотическая модель коммуникации Ч. Пирса
  2. VIII. С ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО КАЧЕСТВУ.- ЯСНОСТЬ.- ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКА ВООБЩЕ.- РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРИЗНАКОВ.-ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ВЕЩИ.-РАЗЛИЧИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ И РЕАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ.- ОТЧЕТЛИВОСТЬ КАК ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ЯСНОСТИ.- ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТЛИВОСТЬ.-РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ АНАЛИТИЧЕСКОЮ И СИНТЕТИЧЕСКОЮ ОТЧЕТЛИВОСТЬЮ

ГОТЛОБ ФРЕГЕ (1848-1925)

Готлоб Фреге известный немецкий философ, логик, математик. В работе «О смысле и значении» 1 (некоторые переводы дают другое название: «Смысл и значение», «Смысл и денотат») Фреге обсуждает проблему тождества. Является ли тождество «отношением между вещами или отношением между именами, или знаками вещей» . Он исходит из того, что два знака могут указывать на один и тот же предмет. Например, планета Венера имеет два имени «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда». Эти имена, согласно Фреге, имеют различный смысл. В логической записи это выглядит так:

Назвав их предложениями, он считает, что второе предложение «значительно расширяет наше познание» . Для дальнейшего обсуждения он вводит два термина: значение (Bcdcutung) и смысл (Sinn). Понимание этих терминов у Фреге отличается от их трактовки в лингвистике. Под значением он понимает предметную область, рассмотрение этой предметной под определенным углом зрения дает смысл. Планета Венера имеет разный смысл в названиях «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда».

Семиотики и лингвисты отмечают, что Фреге ввел понятие «семиотического» треугольника. Так называемый «треугольник Фреге» имеет следующую структуру: знак-смысл-значение. Вот что пишет по этому поводу Н.Б. Мечковская, рассуждая о троичном содержании знака у стоиков: «Легко видеть, что к этой триаде восходят и «логический треугольник» выдающегося немецкого логика Готлоба Фреге (в его работах конца XIX в.) графический образ, разводящий и объединяющий «денотат- концепт-знак», и «семантический треугольник» «слово-понятие- вещь» (восходящий к работе «Значение значения» (1923) американских семасиологов Ч. Огдена и А. Ричардса).» Графически она представляет это следующим образом:

Рис. 13

В работе Фреге «О смысле и значении» слово «треугольник» встречается один раз, а в работе «Основоположения арифметики» - 11 раз. Но ни одного раза это слово не обсуждается как структура знака. То, что обсуждает Фреге выглядит на схеме следующим образом:


Рис. 14

Как видно из схемы здесь нет ни плана выражения знака (означающее), ни плана содержания знака (означаемое), ни «вещи» (объект обозначения). Проведя три линии на треугольнике, видим, что одно и то же явление может получить разные имена. Вот как об этом пишет Фреге: «Пусть а, Ь, с - прямые, соединяющие вершины некоторого треугольника с серединами противолежащих сторон; Точка пересечения а и b совпадает тогда с точкой пересечения b и с. Мы имеем следовательно различные обозначения или имена для одной и той же точки, и эти имена («точка пересечения прямых а и Ь», «точка пересечения прямых b и с») указывают вместе с тем на способ, каким даны эти точки; поэтому в предложении содержится подлинное знание.» .

Интересно, что у Морриса никто не заметил этого треугольника. У него тоже нет рисунка, но в тексте утверждается о «трех соотносительных членах троичного отношения семиозиса (знаковое средство, десигнат, интерпретатор)».

Видимо, графическое изображение треугольника представлено только в работе «Значение значения» (The Meaning of Meaning) в 1923 г. У Ч. Огдена (1889-1957) и А. Ричардса (1893-1979).

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме - логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка - это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Во введении к курсу было сказано, что логика концентрируется только на той части человеческого знания, которая выражена в языковой форме. Всем известно, что язык - это основной канал коммуникации между людьми, главный способ передачи информации и трансляции знаний. При этом язык - настолько тонкий инструмент, что он позволяет не только наилучшим образом выражать и передавать наши мысли, но и скрывать их, запутывать, обманывать. Поэтому логика ставит перед собой задачу прояснить работу языка. Не занимается ли тем же самым языкознание? И да, и нет. Безусловно, филологи проясняют, как работает язык на разных уровнях: фонетическом, лексическом, синтаксическом. Также они анализируют регулярности в языковом употреблении, и на основе этого анализа разрабатываются правила орфографии, грамматики, пунктуации, произношения. Эти правила призваны унифицировать использование языка и сделать его более лёгким и понятным.

Логики под прояснением работы языка понимают нечто совершенно иное. В отличие от языкознания, логика стремится как можно больше абстрагироваться от конкретной языковой оболочки и содержания высказываний и перейти к независимым от них универсальным логическим законам и правилам рассуждения. Философ и логик Людвиг Витгенштейн говорил, что язык переодевает мысли (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+, 2008, с. 72) . Так вот, задача логического анализа языка снять языковую одежду и выявить тот скелет или каркас, который под ней скрыт. Логики называют этот скелет логической формой. Если говорить просто, логическая форма - это то, что остаётся от высказывания после того, как мы убрали всё его конкретное содержание. Именно концентрация на логических формах высказываний и логических отношениях между ними делает логику универсальной, применимой к любому рассуждению, независимо от его предмета.

Выявление логических форм так важно, потому что оно способно дать нам полезную информацию о рассуждении, даже если мы не разбираемся в теме. Только по форме высказываний можно определить, корректно ли рассуждение, правильно ли дано определение, правильно ли используются понятия, не пытаются ли нас намеренно запутать и т.д. Поэтому главная задача этого урока - научиться отвлекаться от содержания высказываний и выявлять их логические формы.

Чтобы научиться этому, сначала необходимо понять, что для логиков представляет собой язык. Начнём с того, что они видят в языке, прежде всего, знаковую систему. Буквы, слова, предложения - всё это знаки. Согласно знаменитому определению основоположника науки о знаках - семиотики - Чарльза Пирса, знак - «это нечто, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определенном отношении или объеме» (Пирс Ч.С. Избранные философские произведения, М.: Логос, 2000, с. 177) . Это довольно запутанное определение можно представить в виде квадрата:

В естественном языке знаками будут слова, словосочетания и предложения. «Авокадо», «тренер сборной Германии по футболу», «Александр Сергеевич Пушкин», «Кошки много спят» - всё это знаки. Я пишу их в кавычках специально, чтобы показать, что речь идёт именно о знаках - сочетаниях букв и звуков, которые нечто для нас обозначают. То, что знак обозначает, называется десигнатом. Десигнатами могут быть предметы, люди, абстрактные сущности, состояния, ситуации, положения дел в мире - в общем, всё что угодно. Слово «апельсин» обозначает для меня конкретный предмет. Слово «Иван» - конкретного человека. Предложение «Сегодня выпал снег» - положение дел. Интерпретатор - это человек, который воспринимает нечто (в случае языка - письменные символы и звуковые сочетания) как знак чего-то. Интерпретанта - это то, как человек реагирует на знак (например, если я вижу на перекрёстке знак «Стоп», то я останавливаю свою машину).

Отношение знаков к десигнатам описывается семантикой. Отношения знаков между собой - синтактикой. Отношение знаков к интерпретатору и интерпретанте - прагматикой. Логика не занимается прагматикой, так как последняя всегда связана с конкретной ситуацией, от которой логика стремится абстрагироваться. Зато изучение семантики и синтактики становятся её важными разделами.

Далее, язык состоит не просто из знаков, но знаков определённого рода - знаков-символов. Знаки-символы связаны со своими десигнатами произвольным образом. Например, буквы произвольным образом связаны со звуками (и это хорошо видно из наличия разных алфавитов), слова произвольно связаны с обозначаемыми предметами и явлениями (по-русски мы говорим «собака», по-английски - «dog», по-французски - «chien»; выбранное слово произвольно и ничего не говорит нам о животном, которое мы так называем), предложения произвольно связаны с выражаемыми мыслями (одну и ту же мысль можно передать с помощью совершенно разных предложений).

Один из основоположников современной логики Готлоб Фреге заметил, что знаки обладают определённой двойственностью. С одной стороны, они обозначают какие-то объекты, а с другой - передают интерпретатору некоторую дополнительную информацию о них. Например, возьмём словосочетание «автор “Войны и мира”». Это знак, обозначающий Льва Толстого. Помимо того, что этот знак указывает на конкретного человека, он также сообщает нам, что этот человек написал определённую книгу. Фреге назвал значением тот объект, который знак обозначает, и смыслом - ту дополнительную информацию, которую он несёт. Так появился треугольник Фреге:

Интересно отметить, далеко не все знаки обладают этими двумя характеристиками. Например, знак «нынешний король Франции» не имеет никакого значения, так как он обозначает несуществующий предмет, зато обладает смыслом. В то же время какой-нибудь знак «а» может обладать значением, которое я хочу ему придать, но не выражает никакого смысла. Помимо этого, различение значения и смысла понятно, когда речь идёт о словах и словосочетаниях. Но как быть с предложениями? Логики считают, что повествовательные предложения тоже обладают значением и смыслом. Поскольку они утверждают нечто о мире, то их значением будет «истина» либо «ложь», а смыслом - собственно описанная ими ситуация. Допустим, дано предложение: «Павлов открыл и описал действие условных рефлексов». Значение этого предложения - «истина». Смысл - тот факт, что Павлов открыл и описал действие условных рефлексов. При этом предложения, как и слова, могут не иметь значения. Например, возьмём предложение «Все дети Джона лысы». По идее, оно должно быть либо истинным, либо ложным. Однако что если у Джона нет детей? В таком случае мы не можем приписать ему никакого значения.

Поскольку знаки произвольны, то для удобства при анализе мы можем заменять их более простыми символами. Они будут иметь то же значение, но будут абстрагироваться от смысла. Соответственно, выражения языка будут рассматриваться в зависимости не от их содержания, а от той семантической функции, которую они выполняют. Выявление семантических функций и замена выражений простыми символами - очень важная процедура, так как по большому счёту она и представляет собой процесс отвлечения от содержания высказываний и переход на уровень логических форм.

Игра на эффект Cтрупа

Чтобы вы смогли понять, насколько иногда нам сложно отделять знак, его значение и смысл, предлагаем сыграть в игру по мотивам эффекта Струпа.

В психологии эффектом Струпа (англ. Stroop effect) называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим). Эффект назван в честь Джона Ридли Струпа, впервые опубликовавшего этот тест на английском в 1935 году. До этого этот эффект был опубликован в Германии в 1929 году. Это исследование стало одним из наиболее цитируемых исследований в истории экспериментальной психологии.

Сейчас мы вам предлагаем пройти нашу модификацию данного теста.

В зависимости от выполняемых ими семантических функций языковые выражения делятся на следующие виды:

Расшифруем, что это всё обозначает. Итак, языковые выражения делятся на два типа: предложения и термины.

Предложение - это знаковая форма для передачи мыслей. Если мысль представляет собой вопрос, то она выражается вопросительным предложением. Если мы имеем дело с императивом, то - побудительным предложением. Если же речь идёт о суждении, то есть мысли об утверждении или отрицании наличия некоторой ситуации в мире, то его выражают с помощью повествовательных предложений. Стоит отметить, что логика в основном концентрируется на изучении как раз повествовательных предложений, так как они выступают главным способом передачи знания о мире. Мы в этом курсе также будем говорить по большей части именно о них.

Термины - это значимые части предложений или, если говорить проще, слова и словосочетания. Они в свою очередь делятся на термины логические, то есть термины, которые что-то говорят о логическом устройстве предложений, и термины дескриптивные, то есть термины, которые что-то описывают, несут какую-то информацию о положении дел в мире. Дескриптивные термины различаются в зависимости от того, что именно они обозначают. Имена обозначают какой-то один единственный объект. Например, «Елизавета II» обозначает ровно одного человека. При этом именем может быть и словосочетание: «нынешняя королева Великобритании» тоже обозначает ровно одного человека. Предикаты обозначают свойства, состояния, отношения: «быть красным», «быть английской королевой», «граничить с», «знать иностранный язык» и т.д. В естественном языке предикатам соответствуют нарицательные существительные, прилагательные, глаголы. Функторы обозначают качественные и количественные характеристики предметов. К ним относятся знаки математических операций, физические величины и т.п.: «корень из», «натуральный логарифм от», «масса», «скорость».

Логические термины - это то, на что, прежде всего, обращает внимание логик, сталкиваясь с какими-то рассуждениями. В этом курсе мы тоже попытаемся научиться видеть их и использовать это умение. Итак, логические термины делятся на предицирующие связки, пропозициональные связки и кванторы. Предицирующие связки - это связки «есть» и «не есть». В естественном языке они могут выражаться разными словами («являться», «выступать» и т.д.) или даже опускаться («Сократ - человек»). Пропозициональные связки выражают отношения между различными предложениями или между компонентами одного предложения. К этим связкам относятся: «и», «или», «неверно, что», «если…, то», «если и только если». Кванторы передают информацию о количестве предметов. Квантор общности выражается словами «все», «ни один», «каждый», «любой». Квантор существования передаётся словами «существует», «некоторые», «большинство», «какой-нибудь».

Примеры логического анализа предложений

Посмотрим, как вся эта теория работает на практике. Возьмём несколько предложений и рассмотрим их компоненты с точки зрения семантических функций.

Начнём с предложения: «Катя пошла в кино, а Люда осталась дома зубрить сопромат ». Во-первых, это сложное предложение состоит из двух простых: «Катя пошла в кино », «Люда осталась дома зубрить сопромат ». Между собой они соединяются союзом «а », который в логике приравнивается к пропозициональной связке «и ». То есть мы получаем два повествовательных предложения, связанных пропозициональной связкой «и ». Для удобства мы можем заменить наши простые предложения знаками «р » и «q », тогда логическая форма этого предложения будет выглядеть следующим образом: «р и q ».

Теперь посмотрим на предложение: «Петя пошёл на занятия или прогулял их ». Хотя это предложение простое, в логике оно будет разбиваться на две части: «Петя пошёл на занятия » и «Петя прогулял занятия », соединённые пропозициональной связкой «или ». К тому же предложение «Петя прогулял занятия » эквивалентно предложению «Петя не пошёл на занятия » или «Неверно, что Петя пошёл на занятия ». Таким образом, наше предложение будет выглядеть для логика так: «Петя пошёл на занятия, или неверно, что Петя пошёл на занятия ». Заменяем предложения на простые знаки и получаем логическую форму: «р или неверно, что р ». Кстати, предложения такой формы всегда истинны. Логическая форма предложения «Если бросить камень в окно, то оно разобьётся » - «если р, то q ». Логическая форма предложения «Я выйду за тебя, если и только если ты подаришь мне кольцо с брильянтом » - «р, если и только если q ». И так далее.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что сейчас мы только выделяли простые предложения и пропозициональные связки между ними, но не затрагивали другие термины внутри предложений. Примерно в таком духе работает логика высказываний. В её рамках простые предложения заменяются короткими символами «p », «q », «r », «s » и т.д. и выявляются те пропозициональные связки, которые соединяют их между собой («и », «или », «неверно, что », «если, то »). В принципе даже такой поверхностный анализ может быть очень полезным, так как он помогает прояснить отношения между высказываниями в ходе рассуждения: выявлять парадоксы, тавтологии, противоречия и отсекать ложные высказывания, исходя только из их формы.

Безусловно, логический анализ может идти и глубже и затрагивать не только отношения между предложениями, но и отношения между логическими и нелогическими терминами внутри простых предложений. К логическим системам, которые основаны на таком более детальном анализе, относятся логика предикатов и силлогистика. Попробуем проанализировать несколько простых предложений, определяя семантические функции входящих в них терминов, чтобы получить представление, как они работают.

Возьмём предложение: «Все динозавры вымерли ». «Все » - это квантор общности. «Динозавры » - это предикат, так как этот термин обозначает свойство «быть динозавром », которое присуще целому классу объектов. «Вымерли » - это тоже предикат, обозначающий свойство «быть вымершим ». Чтобы записать логическую форму этого предложения, мы можем заменить предикаты буквами S и P. Попробуем: «Все S P ». Получилось что-то странное и не имеющее особого смысла. Проблема в том, что мы пропустили предицирующую связку «есть ». Хотя в естественном языке в этом предложении слова «есть » нет и не может быть, с точки зрения логики предицирующая связка «есть » здесь присутствует. Она связывает между собой два предиката: «быть динозавром » и «быть вымершим ». В итоге мы получаем: «Все S есть P ».

Теперь возьмём предложение: «Некоторые дети часто плачут, но Аня - плачет редко ». В этом предложении две части. Начнём с первой. «Некоторые » - это квантор существования, то есть он как бы говорит нам: «Существуют такие объекты, которым присуще быть детьми и часто плакать ». «Дети » и «часто плакать » - предикаты, не забываем о невидимой предицирующей связке «есть ». Получаем: «Некоторые S есть P ». Перейдём ко второй части. «Аня » - это имя, оно обозначает одного-единственного конкретного человека. «Плакать редко » эквивалентно «не плакать часто ». Это значит, что мы имеем здесь тот же предикат, что и в первой части - «плакать часто » и предицирующую связку «не есть ». Логическая форма этого предложения: «а не есть P ». Союз «но » представляет собой пропозициональную связку «и ». В итоге: «Некоторые S есть P, и а не есть P ».

Таким образом и происходит логический анализ языковых выражений. Сначала определяются семантические функции предложений и слов, затем предложения, имена, предикаты и функторы заменяются короткими удобными символами, которые позволяют отвлечься от конкретного содержания, и выявляются те логические термины, которые связывают их между собой. Это даёт нам возможность проверить, насколько данное рассуждение корректно с точки зрения его логической формы. Естественно, чем более детальный логический анализ языка проводится, тем более сложной будет логическая система. Но одновременно и тем более тонким инструментом для разбора рассуждений она окажется. Конечно, примеры анализа, приведённые выше, могут показаться сложными и не до конца ясными. В этом нет ничего страшного: когда мы перейдём к конкретным темам, их значение прояснится. На сегодня важно запомнить, что за словами естественного языка нужно научиться видеть их семантические функции, за предложениями - их логические формы. Это станет ключом к умению логично рассуждать.

Напоследок, предлагаем вам несколько несложных логических задач. Попробуйте представить их решение в виде пошагового рассуждения. Где это возможно, абстрагируйтесь от содержания предложений и перейдите на уровень логических форм.

Упражнения

«Живописная» экспертиза (Из книги Сергея Быльцова «Логические головоломки и задачи»)

Одному коллекционеру принесли картину, якобы принадлежащую перу кисти Антонио Канале, прозванному Каналетто. Коллекционер не был большим знатоком живописи и потому пригласил на экспертизу трёх специалистов. Эксперты высказали о картине следующие суждения:

  • Первый: Это не только не Каналетто, но даже и не Гварди.
  • Второй: Это не Каналетто, но это настоящий Алессандро Маньяско.
  • Третий: Конечно, это не Маньяско, это, несомненно, Антонио Канале.

Принцесса и Иванушка

В этом упражнении вам необходимо найти принцессу, исходя из имеющихся данных на табличках. История такова: в поисках принцессы, похищенной Кощеем, Иванушка оказался в старинном замке. Преодолев массу препятствий, он очутился в помещении, из которого вели три двери. Иванушка знал, что за какой-то из них находится принцесса, за другой сидит тигр, а за оставшейся дверью никого нет.

Предлагаем вам также пройти упражнение, которое отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Знак является единством формы, представляющей, замещающей некоторый предмет, и информации о нем. Форма (означающее), значение (сигнификат, отражение свойств и признаков денотата в сознании, представление о предмете) и денотат (объекты действительности, которые могут быть обозначены данным знаком) образуют структуру знака, так называемый семантический (семиотический) треугольник, или, по имени немецкого ученого Готлоба Фреге (1848-1925) – треугольник Фреге. Готлоб Фреге, один из основателей математической логики – так писал о знаке: «Употребляя знак, мы хотим сказать что-то не о знаке, но главным, как правило, является его значение».

3нак : в лингвистике, например, фонетическое слово или написанное слово; в математике – математический символ; иное название, принятое особенно в философии и математической логике, – имя, и т. д.

Тип вещи, предмета, явления действительности называют денотатом знака.

Конкретную вещь чаще называют референтом знака.

Поскольку человек обозначает вещи не напрямую, а через свое восприятие вещи, то в эту вершину треугольника часто помещают смысл , представление о вещи, сигнификат знака. Понятие также иногда называют еще и по-другому: концепт или десигнат знака.

Рис. 1 Треугольник Фреге

Основоположник семиотики – американский ученый Чарлз Сандерс Пирс (1839 – 1914). Основные труды Пирса были опубликованы после его смерти, и как наука семиотика начала развиваться только в 30-х гг.ХХ века. Классификация Пирса является самой известной из существующих классификаций знаков. Знаки, по Пирсу, делятся на три вида:

    Символы (условные, или конвенциональные знаки – денотат (означаемое) связан с формой как бы по соглашению, договору, негласно заключенному между пользующимися этими знаками; форма его выражения ни в каком отношении не сходна с его денотатом: формы слов книга, человек, письмо, храбрость ничуть не похожи на человека, письмо и т. д.)

    Индексы (указательные, или дейктические знаки – форма и денотат находятся в отношениях смежности, «соприкасаются» друг с другом в пространственном или временном отношениях: знак направления в виде стрелки, слова «там», «сейчас», «здесь» и т. д.)

    Иконы (изобразительные знаки – форма и денотат похожи друг на друга в том или ином отношении: различные пиктограммы (знаки в виде картинок), звукоподражательные слова (жужжать) и т. д.)

Важными свойствами любого знака являются: 1) наличие означающего (экспонент знака), т. е. нечто, доступное зрению или слуху (органам чувств), какие либо материальные признаки; 2) наличие обозначаемого (содержания знака – понятия, образа); 3) наличие условной связи (не природной, естественной и неизбежной, а основанной на договоренности); 4) соотнесенность с другим знаком – если нет противопоставленности другому знаку – знак не существует. Знаковая система может состоять из знака, имеющего в качестве означающего какой-либо материальный сигнал, и знака, у которого означающее – отсутствие такого сигнала. Такой знак называется нулевым (напр., нулевое окончание, пробел и т. д.)

Не каждая группа знаков может называться системой . Основным свойством системы является наличие у нее структуры . Структура подразумевает наличие отношений между всеми ее элементами. Система – это структура в действии, т. е. структура, способная функционировать.