Рассуждения пифагора о бытие мира. Краткая биография пифагора - древнегреческого философа


Вслед за Милетской школой в Древней Греции начинают возникать и другие философские школы, важнейшей из которых стала школа Пифагора. Пифагор (вторая половина VI – начало V вв. до н. э.) родился на острове Самос. По своим политическим взглядам он был идеологом аристократии; всю жизнь вел борьбу с представителями рабовладельческой демократии в греческих городах.

В основе всех вещей, учил Пифагор, лежит число; числа – сущность вещей. Мимо Пифагора не прошел тот факт, что если длины струн в музыкальном инструменте (монохорде) относятся друг к другу как 1: 2, 2: 3, 3: 4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что называется октавой, квинтой и квартой. Простые числовые отношения стали искать в геометрии и астрономии. Широко известная теорема Пифагора о соотношении длин катетов прямоугольного треугольника с длиной гипотенузы также достаточно показательна. Вся Вселенная признавалась им гармонией чисел и их отношений. Пифагорейцы приписывали числам особые мистические свойства. Они считали, что свойством одних чисел является справедливость, других – душа и ум, третьих – удача и т. п. Душа также является числом, которое приводит в движение самое себя. Душа бессмертна и переселяется из одного человека в другого. Сам Пифагор будто бы уверял, что он помнит, в ком жила его собственная душа в последние 207 лет.

Пифагорейцы имели большие заслуги и перед философией. Они впервые высказали мысль о количественной закономерности развития мира, Вселенной, пытались открыть наличие противоположностей, указывая на такие из них, как: предельное и беспредельное, четное и нечетное, покой и движение, свет и тьма, мужское и женское и т. п.

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага.

Уделяли пифагорейцы внимание и праву, считая, что «весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу», так как высшая власть у богов и именно эта власть самая справедливая. Затем следует подчиняться пророкам, правителям, родителям, старшим и наконец законам. «Человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует», отсюда «нет зла большего, чем безвластие (анархия)».

Наконец, особо следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Такой поиск фактически нацелен на обнаружение законов, а это – одна из сложнейших научных задач. Древние греки очень любили гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни.

Основные идеи Пифагора.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные идеи Пифагора.
Рубрика (тематическая категория) Философия

1. Первоосновой мира является число. Оно управляет материальной и духовной сферами, нравственностью . “Бог - ϶ᴛᴏ число чисел”, – говорил философ. Он является создателœем нумерологии. Он известен как выдающийся математик. Каждая цифра несет сакральный смысл . Единица - ϶ᴛᴏ символ единства бытия и мира. Двойка олицетворяет полярность (свет и тьма, жизнь и смерть и т. д.). Тройка – самое совершенное число – олицетворяет полноту, гармонию. Семерка – символ божественного, сила свершения, судьбы, которая правит миром.

2. Пифагор учил о переселœении душ (метемпсихоз ). Рассказывал ближайшим ученикам о своих воплощениях.

3. Учил не причинять зло . Был вегетарианцем.

4. Землю считал центром Космоса (геоцентризм ).

5. Счастье – в приобщении к Божественному, ᴛ.ᴇ. в занятии числами.

6. Музыку считал путем к пониманию Божественного. Ввел термин “музыка сфер”.

Гераклит Эфесский (535 –475 гᴦ. до н. э.) - выходец из Малой Азии, отпрыск царского рода. За сложность изложения своих мыслей был назван “темным”. Иногда его называли плачущим философом, т. к. он считал, что всœе деяния людей достойны слез. Его раздражала примитивность и нежелание людей жить только текущими нуждами. Но эфесцы всœе же почитали его мудрецом. Однажды они пришли к нему с просьбой составить для них законы, по которым они согласятся жить. Гераклит обозвал их негодяями и продолжил игру в кости, говоря, что это лучше, чем управлять их государством. Разуверившись в людях, он удалился в горы, где и жил отшельником.

Основные идеи Гераклита изложены в труде “О природе”.

1. Огонь – первоначало, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ управляется Логосом (Логос – верховный разум, закон ). В “Авесте”, влияние которой ощутимо в учении философа, огонь – сын Ахура – Мазда имеет 4 формы:

Первая форма – огонь из скал и других естественных источников. Вторая форма – огонь в телах людей, животных. Третья форма – огонь в земле, растениях (он есть причина произрастания). Четвертая форма – огонь в облаках, огонь, который мы употребляем в повсœедневной жизни. Гераклит первым использовал термин “космос” – “порядок”. Первоначально он использовался при государственных делах, а также обозначал убранство женщины (косметика). Гераклит использует данный термин в философском ключе.

2. Философ выдвигает диалектическую идею о мировых процессах как борьбе противоположностей . Борьба, по его мнению - ϶ᴛᴏ способ достижения гармонии, способ существования всœего : “Война – отец всœего”. Движение, изменение, борьба не прекращаются ни на мгновение: “В ту же реку дважды не войдешь”, “Все течет, всœе изменяется”. Сторонники гераклитовой диалектики получили название “текучих”, а противников стали называть “неподвижными” .

3. Говоря о познании , Гераклит выделял 2 вида: чувственное и логическое.

4. Речь философа многозначительна. Он часто использует игру слов, каламбуры: “Присутствуя, отсутствует” (о тех, кто слушает, но не понимает). “Человеческие мысли – детские игры”. “Один по мне 1000, в случае если он наилучший”.

В 6 – 5 веках до н. э в Малой Азии прославился Анаксагор . Он организовал школу, где преподавал свое учение.

1. Выдвинул идею превращения одних вещей в другие .

2. Мельчайшие частицы гомеомерии приводятся в движение Нусом (Ум). Нус созидает из хаоса космос, дает начало познанию.

Выдающимся мыслителœем древности является Демокрит (5 век до н. э.) – смеющийся философ.

1. Бытие состоит из мельчайших частиц атомов (“неделимый”) и из пустоты . Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают всœе процессы и явления . Постичь атомы чувственно невозможно, но они осознаются разумом.

2. Души людей и богов состоят из атомов. Боги и люди смертны.

3. Существует множество различных миров .

4. Познание бывает 2 видов: чувственное (темное) и рассудочное (истинное).

5. Цель жизни – достижение счастья , а оно возможно при разумном удовлетворении потребностей.

Известно, что философ специально притупил свое зрение, т. к. считал, что оно мешает истинному видению.

Основные идеи Пифагора. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные идеи Пифагора." 2017, 2018.

Учение Пифагора – одно из самых интересных явлений в греческой философии. Оно имеет самостоятельное значение и важно, как один из элементов в философии Платона , если его и нельзя считать главным её элементом. Направление Пифагора проходит через всю историю греческой философии: оно зарождается одновременно с милетской школой и преобразуется в течение последнего её периода в неопифагорейство .

Пифагор. Бюст в Капитолийском музее, Рим

Замечательно, что, чем дальше отодвигаемся мы от пифагорейства или чем позже жил какой-нибудь комментатор, тем обильнее его сведения, тем больше знает он об учении Пифагора и о нём самом, тем красноречивее его повествование, – и не менее красноречиво молчат те, которые могли бы говорить, потому что их не отделяют века. Поэтический вымысел украсил фигуру кротонского мудреца полулегендарными чертами – божественный Пифагор помнит свои предшествовавшие жизни, его окружает всеобщее обожание, римский царь Нума Помпилий не кто иной, как его ученик. Этот самый вымысел облекся в историческую форму, и на его почве выросло то неверное сведение, которое долго повторялось и пустило глубокие корни, – то именно, что Пифагор первый назвал себя философом. Новейшие исследования доказали, что термин этот вошел в употребление лишь при учениках Сократа : только в IV в. до Р. Х. слова мудрость (софия) и софистика начинают заменяться новым выражением «философия», т. е. «любовь к мудрости».

Есть историки философии, которые отрицают всякое научное значение учения Пифагора и видят весь его смысл в религиозных верованиях, в спасении души. Но можно ли считать пифагорейство только сектой? В чем собственно его значение?

Религиозные верования пифагорейцев не более, как нити, которые связывают это учение с Востоком. Нити эти начинаются и кончаются узлами и узлы эти распутать трудно, если только не невозможно. Действительно ли Пифагор проник в тайны египетских жрецов и оттуда ли вынес он свое убеждение, что тело – могила души, а такжеверу в бессмертие душ, в суд над ними и их переселение? Был ли основатель великого греческого учения в Вавилоне и не под влиянием ли Зенд-Авесты перенес в Грецию совершение бескровных жертв? Проник ли он в Индию и ни заимствовал ли теорию зрения у брахманов ? Путешествия Пифагора один из коньков исследователей Востока и предмет нападок для всех тех, которые отрицают самобытность греческой философии. Желая отрицать заимствования, исследователи эти отрицают обыкновенно и сами путешествия.

Нет ничего невозможного в том, что торговые дела отца могли заставить Пифагора предпринять путешествия в Египет, Вавилон и даже Индию, однако он мог вынести свои религиозные верования и из иного источника. А именно: приписываемое Пифагору учение о бессмертии души встречается уже у Гесиода , и другими чертами, характеризующими его верования, запечатлены орфические теогонии . Геродот упоминает о египетском происхождении орфических и пифагорейских мистерий (II, 49, 81, 123). Но были ли эти элементы занесены в пифагорейство непосредственно или же через посредство орфиков, решить и трудно и несущественно. Одинаково труден и несущественен вопрос, был ли Пифагор учеником Ферекида – автора одной из теогоний, и не оттуда ли заимствовал он учение о переселении душ в демонов. Невероятно то, что он был учеником милетского философа Анаксимандра , хотя между этими учениями и существует известная связь.

Но важность учения Пифагора заключается не в религиозных верованиях. Смысл его составляет глубокое философское мировоззрение.

Пифагору в числе других (чуть ли не 20-ти) сочинений приписываются и Золотые стихи, где встречается немало мыслей, вошедших в поговорку, и других более глубоких, но менее известных вроде того, что «помогай тому, кто несет свою ношу, а не тому, кто сбирается ее сбросить», «ценность статуи заключается в её форме, достоинство человека в его поступках». Идеалом Пифагора и было богоподобие и, согласно его учению, для того, чтобы сделаться Богом, надо было стать сначала человеком. Учение Пифагора обладало всеми чертами яркой этической теории.

Обаятельна личность Кротонского мудреца. В рассказах о нём Пифагор окружен ореолом красоты, красноречия и глубокомыслия. По словам источников, «он никогда не смеялся». Его биография покрыта туманной дымкою: рождение между 580 и 570 гг. до Р. Х., переселение с острова Самоса (у берегов Малой Азии) в южноиталийскую колонию Кротон между 540 и 530 гг., потом бегство в соседний Метапонт и смерть в преклонных годах. Это все, что мы знаем о Пифагоре положительного.

Когда идеалом служит порядок и гармония, то и не может быть ничего выше числа . Согласно учению Пифагора, порядок и гармония осуществляются в числе. Число является потому сущностью мира, тайною вещей, душою вселенной. Число не символ, потому что оно гораздо больше символа. И без числа все сливалось бы в беспредельном безразличии. Поскольку вещь – число, она – добро: в число никогда не проникает ложь, потому что ложь противна и ненавистна его природе, а числу свойственна истина. Пифагор сводит добродетель к числам, и такая этика является важной частью всего его философского учения.

1. Первоосновой мира является число. Оно управляет материальной и духовной сферами, нравственностью . “Бог – это число чисел”, – говорил философ. Он является создателем нумерологии. Он известен как выдающийся математик. Каждая цифра несет сакральный смысл . Единица – это символ единства бытия и мира. Двойка олицетворяет полярность (свет и тьма, жизнь и смерть и т. д.). Тройка – самое совершенное число – олицетворяет полноту, гармонию. Семерка – символ божественного, сила свершения, судьбы, которая правит миром.

2. Пифагор учил о переселении душ (метемпсихоз ). Рассказывал ближайшим ученикам о своих воплощениях.

3. Учил не причинять зло . Был вегетарианцем.

4. Землю считал центром Космоса (геоцентризм ).

5. Счастье – в приобщении к Божественному, т.е. в занятии числами.

6. Музыку считал путем к пониманию Божественного. Ввел термин “музыка сфер”.

Гераклит Эфесский (535 –475 гг. до н. э.) - выходец из Малой Азии, отпрыск царского рода. За сложность изложения своих мыслей был назван “темным”. Иногда его называли плачущим философом, т. к. он считал, что все деяния людей достойны слез. Его раздражала примитивность и нежелание людей жить только текущими нуждами. Но эфесцы все же почитали его мудрецом. Однажды они пришли к нему с просьбой составить для них законы, по которым они согласятся жить. Гераклит обозвал их негодяями и продолжил игру в кости, говоря, что это лучше, чем управлять их государством. Разуверившись в людях, он удалился в горы, где и жил отшельником.

Основные идеи Гераклита изложены в труде “О природе”.

1. Огонь – первоначало, которое управляется Логосом (Логос – верховный разум, закон ). В “Авесте”, влияние которой ощутимо в учении философа, огонь – сын Ахура – Мазда имеет 4 формы:

Первая форма – огонь из скал и других естественных источников. Вторая форма – огонь в телах людей, животных. Третья форма – огонь в земле, растениях (он есть причина произрастания). Четвертая форма – огонь в облаках, огонь, который мы употребляем в повседневной жизни. Гераклит первым использовал термин “космос” – “порядок”. Первоначально он использовался при государственных делах, а также обозначал убранство женщины (косметика). Гераклит использует этот термин в философском ключе.

2. Философ выдвигает диалектическую идею о мировых процессах как борьбе противоположностей . Борьба, по его мнению – это способ достижения гармонии, способ существования всего : “Война – отец всего”. Движение, изменение, борьба не прекращаются ни на мгновение: “В ту же реку дважды не войдешь”, “Все течет, все изменяется”. Сторонники гераклитовой диалектики получили название “текучих”, а противников стали называть “неподвижными” .


3. Говоря о познании , Гераклит выделял 2 вида: чувственное и логическое.

4. Речь философа многозначительна. Он часто использует игру слов, каламбуры: “Присутствуя, отсутствует” (о тех, кто слушает, но не понимает). “Человеческие мысли – детские игры”. “Один по мне 1000, если он наилучший”.

В 6 – 5 веках до н. э в Малой Азии прославился Анаксагор . Он организовал школу, где преподавал свое учение.

1. Выдвинул идею превращения одних вещей в другие .

2. Мельчайшие частицы гомеомерии приводятся в движение Нусом (Ум). Нус созидает из хаоса космос, дает начало познанию.

Выдающимся мыслителем древности является Демокрит (5 век до н. э.) – смеющийся философ.

1. Бытие состоит из мельчайших частиц атомов (“неделимый”) и из пустоты . Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают все процессы и явления . Постичь атомы чувственно невозможно, но они осознаются разумом.

2. Души людей и богов состоят из атомов. Боги и люди смертны.

3. Существует множество различных миров .

4. Познание бывает 2 видов: чувственное (темное) и рассудочное (истинное).

5. Цель жизни – достижение счастья , а оно возможно при разумном удовлетворении потребностей.

Известно, что философ специально притупил свое зрение, т. к. считал, что оно мешает истинному видению.

Пифагор основные идеи математика, основателя школы пифагорейцев, философа кратко изложенные в этой статье.

Краткая информация о Пифагоре

Появился на свет в 570 году до нашей эры на острове Самос в семье зажиточного ювелира. Согласно легенде, ему дали имя в честь прорицательницы Пифии, которая предрекла появление сына в семье. Первоначальное обучение прошел в храмах Греции, после отправился в Египет, где познавал науку в храмах Мемфиса. В 22 года достиг посвящения высшей степени и изучил математику. После окончания обучения он, по приказу завоевателя Камбиза, отправляется в Вавилон с египетскими жрецами. Здесь он провел целых 12 лет, изучая культы и религию. В Грецию Пифагор возвращается в 530 году, после переселившись в Италию. В новом государстве он основал пифагорейский союз и создал свою философию. В возрасте 60-ти лет философ женился на своей ученице Феано, которая родила ему дочь и двух сыновей.

Основные идеи Пифагора

  • Он открыл отсутствие меры между диагоналями квадрата.
  • Первоосновой мира, по мнению Пифагора, является число. Число управляет нравственностью, духовной и материальной сферами. Философ говорил, что «Бог – это число чисел». Его считают создателем нумерологии. Каждое число имеет свой сакральный смысл. Например, единица – символ единства мира и бытия; двойка – это олицетворение полярности, жизни и смерти, тьмы и света; тройка — олицетворяет полноту и гармонию; число семь – это сила свершения, символ божественного и судьбы.
  • Верил в переселение душ – метемпсихоз. Мыслитель знал, кем он был в прошлой жизни.
  • Был вегетарианцем. Учил своих учеников не причинять зло другим и природе.
  • Центром Космоса считал Землю (теория геоцентризма).
  • Счастье человека в приобщении к Божественному.
  • Музыка – путь к пониманию Божественного. Пифагор ввел понятие «музыка сфер».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали все об основных идеях Пифагора.