Праведные иоаким и анна. Святые богоотцы иоаким и анна Святые богоотцы иоаким и анна


В последнее десятилетие, а может и дольше среди православных с неустроенной личной жизнью большую популярность завоевали святые супруги - княжеская чета Петр и Феврония. Ко дню памяти этой пары даже приурочили российский государственный праздник, значащийся в календаре как «День семьи, любви и верности». Однако Петр и Феврония – далеко не единственные святые, к которым можно обращаться с молитвой о помощи в поиске второй половинки и о благополучии в уже состоявшейся семейной жизни. Например, праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы в таких делах тоже сведущи. День памяти Иоакима и Анны Православная Церковь отмечает 22 сентября.


Помощь Божья

Святой праведный Иоаким вел свою родословную от колена Иудина и принадлежал дому царя Давида. Проживал он в городе Назарете. Его супруга Анна происходила из рода Ааронова, приходилась близкой родственницей матери Иоанна Предтечи – Елисавете и являлась дочерью священника. И Анна, и Иоаким слыли набожными, благочестивыми людьми. Но вот беда – у них не было детей. А, надо сказать, в то время данное обстоятельство считалось великим наказанием Господним и несусветным грехом. Супруги страдали из-за своего бесплодия на протяжении многих лет, но, тем не менее, не роптали, и, находясь уже в преклонных летах, продолжали чтить Творца и молить его об оказании им милости стать, наконец, родителями.


Однажды случился большой религиозный праздник. По такому случаю, согласно традиции Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Богу. Но первосвященник посчитал, что бездетный мужчина недостоин поступать подобным образом, поскольку якобы не имеет Господнего на то благословения, и отверг жертву благочестивого христианина. Данное происшествие повергло супруга праведной Анны в глубокую скорбь. Он не вернулся домой, а ушел в пустыню, где на протяжении 40-ка дней истово молился и строго постился, горько плача о своем положении и умоляя Бога даровать им с женой ребенка. Анна, узнав о поступке мужа, опечалилась и в бесплодии обвинила себя. Со слезами она взмолилась Господу об исцелении от этого недуга, дав Творцу обещание посвятить ему долгожданного младенца. После этих слов явился к Анне Ангел Божий, который возвестил женщине о скором рождении у нее дочери по имени Мария, благословенную во всех родах. Узрел благовестника Господня и Иоаким в своей пустыне: Ангел повелел мужчине идти в Иерусалим. В указанном городе и произошло зачатие Девы Марии родителями ее.

Исполнение обета и кончина святых

Прошло время, и на свет у счастливых супругов появилась дочь, как и предвещал им Ангел Божий. Девочку назвали Марией. До достижения трехлетнего возраста малышка проживала вместе с родителями своими в их доме, где купалась в любви отца и матери. Последние относились к Марии одновременно и как к дочери, и как к госпоже, памятуя о предназначенной той миссии. Когда девочке исполнилось три года, супруги исполнили свой обет: торжественно отвели ребенка в храм Божий с зажженными светильниками в руках и оставили на попечении священнослужителей. Спустя несколько лет святой праведный Иоаким преставился – ему тогда было 80 лет. После случившегося Анна, оставшись вдовою, ушла из Назарета в Иерусалим, в тот самый храм, где воспитывалась дочь ее, и до конца своих дней пребывала рядом с собственным единственным ребенком. Все дни свои женщина проводила в молитвах, обращенных к Богу. Прожила святая Анна в городе Иерусалиме два года, а затем, в возрасте 79 лет, почила с миром.

Святых супругов похоронили недалеко от будущей гробницы их дочери и могилы мужа Девы Марии – Иосифа Обручника, на краю Иосафатовой долины в Гефсиманском саду, который все помнят по Библии. Это место находилось близ города Иерусалима.

Почитание святой Анны

В эпоху царствования благоверного царя Иустиниана в честь праведной Анны в Девтере был возведен храм. Император Иустиниан II содействовал обновлению этой церкви в благодарность святой за явление к его жене, когда та находилась в положении. Тело же матери Богородицы, а вместе с ним и покрывало ее перенесли в Константинополь.

На Афоне есть скит святой Анны, посвященный святой. Он является самым большим из подобных обителей на указанной территории.

Располагается данный скит на высоте 350 м над уровнем моря, на побережье. Вокруг него имеется множество источников, воду из которых монахи используют для нужд обители и собственных. Основание скита святой Анны относится к XIV-му веку и было осуществлено последним игуменом обители Вулевтирион преподобным Геронтием. Находится сия обитель в 30-ти километрах от Великой лавры, которой она, собственно говоря, и подчиняется. Монахи ее ведут киновийный образ жизни. В число их занятий в прошлом входили изготовление камилавок и четок, переписывание книг, резьба по дереву, разведение скота, переплетное дело, сегодня – еще и шитье с иконописью.


В 1680-м году по указанию Вселенского патриарха Дионисия III на территории скита был построен большой храм. Главной святой реликвией этой церкви стала левая стопа праведной Анны, которую в свое время привезли из Азии. Данная святыня подобно другим частям мощей угодников Божиих, как-то рука святой мученицы Марины или рука святой равноапостольной Марии Магдалины, всегда имеет постоянную температуру, равную таковой живого человеческого тела. От мощей праведной Анны было и сейчас случается множество чудес. Особенно немало случаев исцеления от женского бесплодия. Надо сказать, что монахи афонского скита регулярно получают письма от благодарных супружеских пар с вложенными в них фото новорожденных младенцев, появившихся на свет благодаря помощи святой. И эти бесспорные доказательства совершающихся чудес насельники монастыря бережно хранят, вознося Богу благодарность.

Чему молятся святым Иоакиму и Анне?

Молиться праведным Богоотец Иоакиму и Анне можно в храме или дома у соответствующей иконы, изображающей эту супружескую пару. Просят у них, как вы уже поняли, исцеления от бесплодия, но также помогают святые и женщинам, желающим создать семью, но не имеющим возможности это сделать. Возносить молитвы праведным Иоакиму и Анне нужно с глубокой верой, предварительно искренне раскаявшись в своих прошлых грехах, лучше всего в рамках исповеди в церкви. Хорошо прочитать акафист святым в течение 40-ка дней, но перед этим очень желательно взять у своего духовного отца или любого священника в храме благословение на осуществление сего мероприятия. Если нет должной выдержки, можно каждый день читать молитву, адресованную этой супружеской благочестивой паре, а также тропари, тексты которых приведены ниже.


Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2
Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.

Тропарь праведной Анны

глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.

По вере вашей воздастся вам!

Богоотцы Иоаким и Анна – родители Девы Марии. Меня впечатлила история этих праведных людей. В церкви их память чтят на следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Значение чудотворной иконы Иоакима и Анны.

Иконописцы написали множество христианских икон посвященных Богоотцам Иоакиму и Анне. Эти православные святые жили в Назарете Галилейском. Они находились в браке двадцать лет, отдавали две третьи своих доходов храму и бедным, вели благообразную жизнь, но у них не было детей. Это был замысел Божий. Бездетность в те времена считалась позором и большой бедой, поэтому Анна и Иоаким, не переставая, молили Господа о даровании им ребенка. Однажды на большой праздник Иоаким пошел относить дары, а священник не принял дары и прогнал Иоакима. Опечаленный он удалился в пустыню и молился о . Анна, узнав о случившемся, также взмолилась и просила Господа о ребенке, пообещав вернуть дитя в лоно церкви. Меня удивляет, насколько сильны они были в своей вере. Эти люди не роптали, не жаловались на свою судьбу, а продолжали верить в милость Божью и молиться. Они были не молоды. Господь послал Ангела, который возвестил родителей о том, что у них будет ребенок. И имя его Мария, что означает «высокая», «превосходящая», «госпожа». Когда Марии исполнилось три года, родители ввели ее в Храм.

На старинной иконе Встреча Праведных Иоакима и Анны изображено

Не просто событие встречи. Это прославление чудес богословия. Муж и жена преклонных лет с нежностью смотрят друг на друга, излучают уверенность и веру. Одежда красного цвета говорит о радости и восхищении. Нимб Иоакима больше чем у Анны – это подчеркивает, что мужчина глава семьи.

Основное значение русских икон посвященных Богоотцам Иоакиму и Анне, на мой взгляд, заключено в непреклонной вере в Бога. Икона показывает человеческий брак, семью. Супружеская любовь – это дар Божий, ради которого христианин готов рисковать своей жизнью, для того чтобы показать и Божью любовь.

Кто молится иконе Иоакима и Анны?

Я вам скажу так, сильные иконы Иоакима и Анны прославляют брак и семью, укрепляют женское здоровье. Этим православным иконам следует молиться женщинам, у которых нет детей, и просить господа даровать им ребенка, как это делала Святая Анна. Также женщины, которые собираются, стать матерью молятся этой чудодейственной иконе, и просят Господа о благополучном разрешении родов.

Я думаю, что икону Иоакима и Анны нужно купить каждому и она должна быть в каждом доме.

Сильной чудотворной иконы Иоакима и Анны, особенно сильна среди семей, которые хотят иметь наследников, но не могут. Святые Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы. По традиции, им молятся о даровании детей. Святая Анна великая помощница в исцелении от бесплодия. Многие семьи, мечтающие о ребенке, стараются купить икону Иоакима и Анны и молиться ей о даровании чуда деторождения. Как гласит библейская история, они были без детей до преклонного возраста. Они усердно молились и были услышаны, сообщил, что у них родится дочь, а через нее будет даровано спасение всему миру. В честь чудодейственной иконы Иоакима и Анны по всей России были построены монастыри. В конце XIV века был построен Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь. Их союз для православных людей – это благодатный союз, увенчанный рождением чудесной дочери, которая стала матерью Спасителя мира. В эти монастыри едут православные, чтобы помолиться перед дивными образами этих святых, которые почитаемы как покровители семьи.

Христианская икона Иоакима и Анны символ супружеской любви

Церковная икона Иоакима и Анны, прежде всего, это прославление чуда, подаренного в результате постоянной молитвы. На иконе эти святые очень нежно смотрят друг на друга, излучая уверенность и веру. Красный цвет одежды символизирует радость и восхищение. Чуть больший нимб у Иоакима говорит о том, что мужчина в семье – глава. Символические изображения на иконе Иоакима и Анны показывают супружеский союз, создающий семью. Супружеская любовь – это Божий дар, ради которого совершают поступки, рискуя жизнью. Дни памяти этой чудесной иконы

В православии есть немалое количество праведных примеров супружеских пар. Эти люди, житие, которое они оставили являют перед верующими множество положительных качеств, пример, которому нужно следовать. Иконы этих святых пользуются искренним почитанием. К таким относится и икона Иоакима и Анны – супружеской пары родителей Богородицы.

Многие верующие до сих пор обращаются к этим святым с молитвой, для того чтобы они могли ходатайствовать у Всевышнего.

История праведников

Иоаким и Анна могут благословить супружеские пары и людей, которые ищут крепких отношений или улучшения в отношениях. Тем не менее, для того, чтобы молитва перед иконой была более вдумчивой, полезно рассмотреть житие этих святых. Благодаря пониманию этой истории открывается и значение иконы Иоакима и Анны перед верующими.

Итак, история начинается в городе Назарет, который располагался в Галилее. Там жила супружеская чета, праведная и добропорядочная, но святая Анна (мать Богородицы) не могла на протяжении длительного времени зачать. Кстати, поэтому сейчас икона с ней часто используется женщинами, которые хотят ребенка.

Супруг ее мог оставить не рожающую женщину, таковы были законы того времени. Более того, основой супружества считалось именно деторождение, если ребенок не появлялся, искали другую супругу.

Однако супруги жили вдвоем и продолжали ожидать чуда. Они были большими праведниками и при этом обладали высоким достатком, пользовались положением в обществе, но из-за отсутствия ребенка страдали, многие люди порицали этот факт. Тогда Иоаким отправился в пустыню поститься и молить Господа, а святая Анна молилась в своем доме.

Чудесным образом им явились ангельские видения и оба они, не сговариваясь, отправляются в Иерусалим, где Анна Праведная и зачала ребенка, икона может описывать этот факт – чудесной встречи супругов там. В католичестве зачатие Богородицы тоже считается непорочным, но этот факт утвержден только в 19 веке католической церкви по решению римского понтифика.

Конечно, в православии данное зачатие не считается непорочным, оно было вполне земным, но вот сам факт появления у бездетной пары ребенка, причем такого особенного, является, безусловно, чудом.

Более того факт чуда подтверждается биографическими данными. Если посмотреть на иконы святой Анны и Иоакима, становится заметным преклонный возраст этих людей. К рождению Марии они достигли минимум семидесятилетнего возраста. Как не трудно понять, выносить и родить ребенка в подобном возрасте без благодати Божией является весьма трудным делом, даже современная цивилизация со всеми достижениями технического прогресса не может обеспечить условий для таких возрастных рожениц.

В чем помогает икона Анны и Иоакима

Чаще всего к этим святым обращаются по теме, связанной с браком и семейными отношениями, просят о том, чтобы Господь помог даровать ребенка или наладился семейный уклад. В общем, обо всем каким-то образом, связанным с семьей и гармонией в доме.

Во многом икона праведной Анны матери Пресвятой Богородицы является символом женского смирения и выдержки. Ведь Анне пришлось немало выдержать в те далекие времена, когда женщина ценилась в основном по наличию детей. Только представьте, как тяжело ей было на протяжении практически всего земного пути, но она не утратила веру и продолжала молиться, благодаря чему получила невероятное чудо.


К слову, есть другие образы с этим именем, которые говорят о женском смирении и выдержке. Речь про икону Анны пророчицы – она тоже на протяжении всего земного своего бытия много молилась и усердно трудилась, благодаря чему получила дар пророчества и свидетельствовала о приходе Христа. В свою очередь Анна Мученица, которая есть во многих храмах и также называется иконой Агнии мученицы, проживала в Риме в период гонений на христианство, но не отступила от веры даже в самые трудные времена.

Молитвы иконам

Особо почитается икона Анна мать Пресвятой Богородицы 7 августа, в день ее успения. Также икона Иоакима и Анны почитаются 22 сентября и 22 декабря – в день зачатия Богородицы.

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне

О, присносла́внии Христо́вы пра́ведницы, святи́и Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно, предстоя́щии Небе́сному Престо́лу Вели́каго Царя́ и ве́лие дерзнове́ние к Нему́ иму́щии, я́ко от преблагослове́нныя дще́ри ва́шея, Пречи́стыя Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, воплоти́тися изво́лившему, к вам, я́ко многомо́щным предста́телем и усе́рдным о нас моли́твенникам, прибега́ем мы гре́шнии и недосто́йнии. Моли́те бла́гость Его́, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шым пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленныя прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас на путь покая́ния и на стезе́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре живо́т наш сохрани́те и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и напра́сныя сме́рти, предста́тельством ва́шим нас избавля́юще, и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, я́ко да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием, да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, ему́же со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святым праведным Иоакиму и Анне

О, святи́и пра́ведницы, Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно! Моли́те Милосе́рдаго Го́спода, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шим пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленная прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас, раб Бо́жиих (имена), на путь покая́ния, и на стези́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре жизнь на́шу сохрани́те, и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и внеза́пныя сме́рти предста́тельством ва́шим нас избавля́юще и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же, со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

Среди православных икон есть одна особенная, с довольно неожиданным сюжетом. На ней изображены мужчина и женщина, приникшие друг к другу в нежном объятии. Эта икона напоминает верующим о силе молитвы, о жизни в благочестии и чистоте, о доверии к Богу и награде за праведность. Герои этого образа – святые Иоаким и Анна , родители Девы Марии. А икона называется – “Встреча у Золотых ворот” или “Зачатие святой Анны ”.

В Евангелиях ничего не говорится об Иоакиме и Анне. Историю супругов мы знаем из апокрифа «Протоевангелие Иакова» – текста, который не считается полностью каноничным, но частично вошёл в Предание Церкви.

Считается, что Иоаким был зажиточным человеком, он жил в Назарете. Анна, его жена, происходила из Вифлеема. Супруги отличались благочестием: подавали милостыню бедным, жертвовали храму. Но у Иоакима и Анны не было детей. На таких людей в иудейском обществе смотрели косо. Бездетность считалась богооставленностью, карой, признаком недовольства Бога…

Житие святых Богоотец Иоакима и Анны

С вятой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери.

Святой Иоаким жил в городе Назарете Галилейском и имел жену по имени Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь священника Матфана, жившего пред царствованием Ирода, сына Антипатра. Сей священник Матфан имел женою Марию, из колена Иудина, из города Вифлеема и троих дочерей: Марию, Совию и Анну.

Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету — мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет. Супруги сии, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны пред Богом.

Имея богатства вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, – одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.

Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предизбранной Матери Господа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дщерь, Святейшая все святых, угодившая Богу больше всех, и херувимов Честнейшая. В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни.

Хотя в то время можно было найти и многих живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована Богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью.

Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златотканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи златотканной, прообразом чего служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из багряной и червленой материи и из виссона (Исх.27:16). Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившийся в Которую Бог имел «с человеки пожити» как написано: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними » (Откр.21:3).

Багряная и червленая материя и виссон, из которых была сделана скиния, прообразовали родителей Божией Матери, Которая произошла и родилась от целомудрия и воздержания, как бы от багряной и червленой одежды, и совершенства их в исполнении всех заповедей Господних, как бы от виссона.

Но сии святые супруги, по Божию изволению, долгое время были бездетны, – дабы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.

Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается того не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей.

Наконец чрез таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт.21:2).

Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, бесчестие их явилось предвестником великой чести, а усердное прошение — руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.

Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу; вместе с Иоакимом и все израильтяне приносили свои дары в жертву Богу. Бывший в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным.

«Не должно, – говорил он, – принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи».

Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря:

– Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства 1 ?

Укоры сии очень опечалили Иоакима, и он в сильно скорби ушел из храма Божия посрамленным и униженным, и праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там плакал о неплодстве своем и о поношении и укорах, сделанных ему.

Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения, услыхал бы его молитву, помиловал бы и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.

– Да буду я, – молился он, – иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!

К сей молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.

– Не буду есть, – говорил он, – и в дом свое не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.

Точно также и жена его, будучи дома и услыхав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.

– Теперь, – говорила она, – я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! О чем плакать теперь: о вдовстве ли своем, или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?!

Так горько плакала она все те дни. Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море?

Однажды Анна печальная пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище сие причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать:

– Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, – все утешаются своими детьми: я же одна чужда сей радости.

— Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. даже с землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца: я же одна бесплодна на земле.

— Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт.21:1-8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила (1Цар.1:20), призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Господи Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твое милосердие.

Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей ангел Господень и сказал:

– Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.

Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

– Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.

После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.

В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:

– Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.

Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и веселием поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.

И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября (21-го по новому стилю) у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Святая праведная Анна с Богородицей Приснодевой Марией на руках

Подрастающую Деву Марию родителя Ее берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться.

Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение ангельских слов.

Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как то обещали. По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм, святой Иоаким умер, восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет от рождения 2 .

О, сколь благословенны вы, святые родители, Иоаким и Анна, ради Преблагословенной вашей Дочери!

Сугубо благословенны вы ради Сына Её, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого получили благословение все народы и племена земные! Справедливо вас святая Церковь наименовала Богоотцами 3 , ибо мы знаем, что от Пресвятой вашей Дочери родился Бог. ныне предстоя Ему близко на небе, молитесь, да уделится и нам хотя некая часть вашей радости нескончаемой. Аминь.

ИОАКИМУ И АННЕ
Тропарь, глас 2

Праведных Твоих, Господи, память празднующе, / теми молим Тя: / спаси души наша.

Иной тропарь, глас 1

Иже в законней благодати праведни бывше, / Младенца богоданнаго породиша нам Иоаким и Анна. / Темже днесь светло торжествует, / весело празднующи, Божественная Церковь, честную вашу память, / славящи Бога, / воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Кондак, глас 2

Радуется ныне Анна, / неплодства разрешившися соуз, / и питает Пречистую, / созывающи вся воспети / Даровавшаго от чрева ея человеком / едину Матерь и Неискусомужную.

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне

О, приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному Престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы, грешнии и недостойнии.

Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

*

1 Еще патриархам израильского народа неоднократно было дано Богом обетование о размножении потомства их; поэтому израильтяне на многочисленное потомство смотрели как на высшее счастье и благословение Божие. С другой стороны, по древнему обетованию Божию, израильтяне надеялись в своем потомстве обрести обетованное Богом «Семя жены» – Мессию. Вот почему бесчадие считалось у евреев тяжким несчастьем и наказанием Божиим за грехи, и на людей, не имеющих детей, евреи смотрели как на великих грешников.

3 Церковь ежедневно по окончании божественных служб, на отпусте, испрашивает исходящим из храма помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и св. праведных Богоотец Иоакима и Анны, и ежегодно совершает память их на другой день Рождества Богородицы, ибо после праздника Рождеству Богоматери прилично славить и св. Ее родителей.


Икона святой праведной Анны. Афон.

Икона святой праведной Анны помогает от бесплодия.

Помещаем сюда эту икону с особым благоговением:

Однажды я ночевал в афонском скиту Святой Анны и со мной в комнате спал грек-таксист. Ночью мы разговорились и, как только речь зашла об Иконе святой праведной Анны, он начал плакать... Потом достал помятую фотографию с двумя близнецами.

И что же, оказалось Икона святой праведной Анны - чудотворная. Вся Греция ездеет к ней - просить наследников. Неплодная Анна разрешилась с помощью Духа и теперь помогает всем, кто не может зачать. У Иконы пачки с сотнями фотографий младенцев, привезенные отцами на Афон.

Это надо увидеть! Сотни фотографий!

А грек, как у них принято, с женой постились 40 дней и читали перед этой иконой акафист святой праведной Анне - каждый день. И после 5 лет трагической семейной жизни рождаются - два мальчика сразу. Таксист плакал и не мог остановиться. Утром он отнес фотографию и положил к Иконе...

По установленной традиции, нужно читать молитвы перед иконой Анны 40 дней - каждый день. Все это время нужно строго поститься. Утром - только кусочек просфоры. Вечером - немного овощей без масла. После окончания супруги вместе причащаются. Главное не забывать, что суть не в посте, а в искренней просьбе ко Господу и добром устроении души, милости и любви к окружающим.

Прав. Иоаким и Анна

Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левиина, из рода Ааронова.

Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов на Иерусалимский храм и бедных. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять их от него. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.

Прав. Иоаким и Анна

Супруга его, Святая праведная Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о разрешении неплодства и о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.

Как только Святая праведная Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадованная, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.

С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.
До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы 80-летний старец Иоаким скончался.

Прав.Анна, мать
Пресвятой Богородицы


Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на

Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу 79-ти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.
Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.

Праздник Зачатия святой Анны особенно чтится в России женщинами, готовящимися к материнству. Этому празднику посвящено много икон. Одна из них находится в храме святого мученика и страстотерпца Иоанна Воина в Москве. На иконе изображена радостная встреча святых и праведных Иоакима и Анны после полученной от Ангела вести о избавлении их от бесчадия.

Св.прав.Анна и
Пресв.Богородица

В конце X века на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны - самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII веке был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 году там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.

Погребение праведной Анны

Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы.

По преданию, святая праведная Анна скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. При святом благоверном царе Иустиниане (527-565) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695; 705-711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. Успение св.праведной Анны отмечается 7 августа (25 июля).

Величание на Успение праведной Анны:

Величаем тя, / святая праведная Анно / прамати Христа Бога нашего, / и всечестное славим / успение твое.

Тропарь праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь безчадия узы разрешаются, / Иоакима бо и Анну услышав, Бог/ паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, / из, Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, / Ангелом повелев вопити Ей: / радуйся, Благодатная, /Господь с Тобою.

Молитвы о даровании детей, житие, тропарь и кондак