Образования новых слов суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов


Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    Урок русского языка в 3 классе «Образование новых слов при помощи суффиксов»

    Составитель: учитель начальных классов

    МАОУШ-И «Лицей-интернат№7» Мазунина Е.А.



    Урок - путешествие

    http://aida.ucoz.ru


    кот ёнок ок

    ветер

    слон

    ёнок

    гриб


    Волшебник-суффикс

    ок ёнок ик очк

    ечк к


    Друзья поссорились

    Рученька ручище

    Жучок жучище

    Коготок когтище

    Хвостик хвостище

    Усик усище

    Глазки глазище

    Ноженька ножище

    Домик домище

    Лобик лобище

    Головка головище

    Стульчик стульчище

    Мячик мячище


    Маша и медведь

    Жили-были старик со старухой. Была у них внучка Собрались раз по да по

    Пришли звать с собой Пошла в лес за грибами.

    Машенька.

    Маша.

    подруженьки

    подруги

    грибы,

    грибочки,

    ягодки.

    ягоды.

    Машу.

    Машеньку.

    Маша

    Машенька


    Баба-Яга

    1 группа - задание «По следам суффиксов».

    Расшифровать слова. Найти только слова с суффиксами. Доказать, что это суффикс, а не часть корня.

    R Г V О L Р W О J ДО S К К Z УЛ N А S К G РЕ S ЗИН W А Q СУ L ДА W К Z ШТ J АНИ W Н R А

    Разобрать их по составу

    2 группа - задание «Суффикс – волшебник».

    Хочешь стать волшебником? Тогда образуй новые слова с помощью суффиксов (-иц-, -ушк-, -ёнок-, -ят-, -ов-, -ник-, -ик)

    КОТ СЛОН САД БОРОДА СЕСТРА БЕГЕМОТ

    3 группа – задание «Рассыпанные слова» .

    Когда разбилось волшебное зеркало, его осколки разлетелись по всему свету. Слова тоже рассыпались: суффиксы отлетели от корней. Соберите слова - соедините части слов стрелками. Найдите «лишнее» слово.

    ШАХТ ИСТ ФОКУС ЧИК ТАНК ЯК ЛЁТ ЁНОК МОР ЁР АИСТ НИК


    1 вариант

    Самооценка

    Оценка учителя

    Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах.

    2 вариант

    снежинки

    Самооценка

    снегопад

    Оценка учителя


    Мне понравилось на уроке…

    Мне удалось…

    Я хочу поблагодарить… за…

    Я могу похвалить себя за…


    Урок №

    Русский язык (3класс).

    Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.

    Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;

    2. развивать навык выделять суффикс графически;

    3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.

    Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного слова секрет .

    Ход урока

    I. Организация класса.

    II. Орфографическая разминка.

    Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:

    1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег ).

    2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы )

    3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

    Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.

    (сердце – сердечко)

    III. Словарная работа.

    1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)

    2. Знакомство с новым словом. секрет

    Объясните лексическое значение слова

    1. То, что держится в тайне, скрывается от других.

    2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.

    3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?

    4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.

    II. СЕКРЕ́Т , -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.

    III. СЕКРЕ́Т , Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.

    IV. Актуализация знаний.

    1. - К какой части речи относится слово? Докажите.

    От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.

    (секретный, секретик)

    К какой части речи относятся получившиеся слова?

    - Скажите, как называется общая часть родственных слов?

    А смотреть, ребята, нужно в корень

    Главный смысл - в нем, и мы поспорим:

    В слове нет морфемы важнее корня,

    И неплохо бы об этом помнить!

    Обозначьте корни.

    Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)

    V. Определение темы и цели урока.

    1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)

    2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)

    Это цель нашего урока.

    3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)

    VI. Работа над темой.

    1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.

    Каждая группа получает карточку с заданием.

    Закончи предложение.

    1. Суффикс – это

    2. Суффикс стоит

    3. Суффикс служит

    4. Например:

    Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).

    После корня он стоит

    Перед окончанием

    Его я, если заменю,

    Другое слово получу.

    Обозначу уголком.

    Это суффикс.

    2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129

    3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:

    Папин секрет

    Мне бабушка открыла
    Вчера большой секрет,
    Что папе тоже было
    Когда-то восемь лет.

    Он, как и все мальчишки ,
    Порой озорничал
    И прыгал, как
    мартышка ,
    И двойки получал.

    Ленился на зарядке ,
    Лицо не умывал
    И чёртиков
    в тетрадке
    Частенько рисовал.

    Я папиным секретом
    Ужасно удивлён,
    Ведь именно за это
    Меня ругает он.

    4. Самостоятельная работа.

    На карточке разноуровневые задания.

    1 уровень

    Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

    Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,

    диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

    маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

    медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

    котище - ___________ , доброта - ___________ .

    2 уровень

    Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

    Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.

    3 уровень

    Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

      Сладенький, вкусненький, тортик.

      Бежала, смотрели, писала.

      Пленник, мостик, странник

      Каменщик, бурильщик, учитель.

      Берёзка, лопатка, палка.

    Проверка.

    Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)

    Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)

    Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)

    VII. Рефлексия.

    Какое задание вам особенно понравилось?

    Что показалось сложным?

    VIII. Итог.

    Чему учились на уроке?

    Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?

    Разгадайте шараду:

    Корень мой находится в цене.

    В очерке найдите приставку мне.

    Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

    Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)

    Выставление оценок за урок.

    IX. Д/з – с. 58, упр. 132

    Логопедическое занятие по теме: Образование слов при помощи суффиксов.

    Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

    Задачи:

    • познакомить учащихся со значениями суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -арь-, -ист-, -тель-;
    • отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;
    • активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать языковой анализ и синтез;
    • развивать связную устную речь;
    • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
    • воспитывать уверенность в своих силах;

    Оборудование: электронная презентация (Приложение 1 ), карточки с заданиями.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Организационный момент

    2. Активизация знаний по пройденному материалу

    Найди силуэт зонта. (Слайд 2: картинка зонта и пять силуэтов зонтов)

    – Посмотрите на доску. Что вы видите?
    – Что такое силуэт?
    – Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится?
    (Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах – слова «водичка, водяной, водный, водитель, водящий»).
    – Запишите в тетрадь слова, родственные слову «вода». Выделите корень и суффикс.

    Повторение и закрепление пройденного материала

    – Почему остальные слова не являются родственными этому слову?
    – А какие же слова называются родственными?
    – Что такое корень слова?
    – Может ли быть слово без корня?
    – О какой части слова мы говорили с вами еще? Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс?

    3. Сообщение темы занятия

    – Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

    4. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение

    Игра «Отгадай слово». (Слайд 3)

    – Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове «грибок».

    Лесной + грибок = лесок.
    Домашний + котик = домик.
    Зубастый + дворик = зубик.
    Дубовый + уголок = дубок.

    – Какие слова у нас получились?
    – Какое у них значение?
    – Какая часть слова придает им уменьшительное значение?
    – Назовите эти суффиксы.
    – Какие еще суффиксы помогают нам сделать предмет маленьким?

    Игра «Найди место». (Слайд 4)

    – Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему?
    – Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова и определите, какие из данных слов надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого спишите в два столбика, обозначая корень и суффикс.

    Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб.

    – Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок.
    – Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс. (Слайд 5)

    ваза - вазочка белый - беленький
    лапа - лап...а чёрный - чёрн...ий
    дыра - дыр…а синий - син...ий
    рама - рам...а серый - сер...ий
    яма - ям...а жёлтый - жёлт...ий

    Прочитайте слова грибочек, беловатый, булавочка, пташечка, определите корень и суффикс. (Слайд 6)Запишите по памяти прочитанные на доске слова, выделяя при этом суффиксы.

    5. Физминутка

    Теперь немного отдохнем.
    Мы пошли с тобой в лесок
    И увидели грибок.
    Раз грибок, два грибок
    И набрали кузовок.
    А как птичка-то поёт!
    Восхищается народ.
    Вон река неглубока.
    Мы поплаваем пока.
    Брасом, кролем. Хорошо!
    Вот и день уже прошёл!
    Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?

    6. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий

    – Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.
    – Кто носит специальную форму и летает на самолете?
    – Кто дрессирует дверей?
    – Кто что-то налаживает?
    – Кто чинит водопровод?
    – Кто стреляет из пулемета?
    – Кто косит газоны?
    – Что общего между всеми отгаданными словами?
    – Теперь прочитайте слова на карточках и подумайте, с помощью каких суффиксов были образованы эти слова.

    Танкист, дирижер, пекарь, жонглер, токарь, фигурист, оратор, слесарь, хоккеист, архитектор, пахарь.

    – Посмотрите на мельницы. (Слайд 7)
    – Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, -тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово.

    Мельница -ор-:

    1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор).
    2. Он в школе самый главный… (директор)
    3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор)
    4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор)

    Мельница -тель-:

    1. Он работает в школе… (учитель)
    2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель)
    3. Он спасает людей… (спасатель)
    4. Он строит дома и другие здания… (строитель)

    7. Подведение итогов урока

    – С какой частью слова мы сегодня работали на занятии?
    – Что же такое суффикс?
    – Для чего служит? Где стоит?
    – Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?
    – Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.

    (Оценка логопедом работы каждого ученика).

    Список литературы:

    1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
    2. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
    3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
    4. Ястребова А.В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: АРКТИ, 1999.
    • Русский язык
    • 3 кл.
    • 09.10.2017

    Тема урока: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов Словарный диктант. Цели: - Формировать понятие о суффиксе, как о значимой части слова. - Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов -Развивать каллиграфический навык письма, орфографическую зоркость, познавательные способности учащихся, обогащать словарный запас. -Воспитывать бережное отношение к природе, взаимопомощь, взаимовыручку. Ход урока. 1.Организационный момент. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! - Сегодня к нам на урок пришли гости и есть гость урока, который принёс нам новую тему. Мы узнаем кто это, если вы отгадаете мою загадку. Тогда будет понятно, кто принёс нам тему сегодняшнего урока. Носит чёрные «очки», И под них жилетку, И живёт тот зверь в лесах, Что в бамбук одеты! (Панда) - Да, верно, ребята, это панда. Посмотрите он пришёл не с пустыми руками. У него бамбуковая веточка, а на ней конверт. Там наверно новая тема и задания. Это мы узнаем позже, пусть пока наш гость освоиться, а мы проверим домашнее задание. 2.Проверка домашнего задания. -Что было задано на дом? (ответы учащихся.) Наступает осень. Пожелтели берёзы, покраснели осины. Ветер уносит последние листья. Небо покрылось тяжёлыми облаками. Птицы улетают на юг. Приготовились к отлёту лебеди и утки. Снова будем ждать, когда они прилетят. (дети называют приставки и подчёркнутые предлоги.) Молодцы! -У всех так? Хорошо, сдали тетради на первую парту. (раздаю тетради) 3.Актуализация ЗУН. Фронтальный опрос. -Что называют окончанием? Пример - Что такое нулевое окончание? Приведите примеры. - Часть изменяемого слова без окончания, в ней заключено лексическое значение слова. Это? (основа слова.) - Что называют корнем слова? Пример. - Какие слова называются однокоренными или родственными? Пример. - Какие слова не будут называться однокоренными? - Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Это? Как пишутся приставки? -Хорошо, какие вы молодцы! Всё с вами повторили. 4.Сообщение темы и целей урока. Подготовка к восприятию нового материала. Пальчиковая гимнастика. -Оформление тетради, запись числа, классная работа. -Панда приготовил для нас загадку, отгадав её мы узнаем тему нашего урока и ту букву которую будем прописывать на минутке чистописания. -Запомните, первая буква в отгадке обозначает согласный глухой твёрдый звук После корня он стоит Перед окончанием. Если я его сменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю «СУФФИКСОМ» -Хорошо, молодцы, отгадали. Да это суффикс. Какую букву будем с вами прописывать на минутке чистописания? Букву С. ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ На доску вывешиваю таблицу с суффиксами различными. - Молодцы, садитесь. Знакомство с новым словом секрет. Отгадаем кроссворд и узнаем новое слово. По горизонтали: 1.Возле мусорного бака Усмотрела кость (собака). 2.Там, где солнцем всё прогрето, По пескам его маршрут. Два горба на нём, а где-то Одногорбый есть (верблюд). 3. Стоит копна: Впереди вилы, сзади метла (корова). 4.Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно…(карандаш). 5.Любит мёд и ест малину, Но ревёт, сутуля спину, Может волка одолеть Коль рассердится (медведь). 6.Чтобы было, где писать В школе нам нужна (тетрадь). - Какие слова лишние и почему вы так считаете? -Верно, ребята, молодцы! - Объясните лексическое значение слова 1. То, что держится в тайне, скрывается от других. 2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н. 3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты? 4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом. II. СЕКРЕ́Т, -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с. III. СЕКРЕ́Т, Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы. 1. – К какой части речи относится слово? Докажите. - От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем. (секретный, секретик) - К какой части речи относятся получившиеся слова? - Скажите, как называется общая часть родственных слов? - Давайте составим предложение и запишем его. Я храню секрет. Разбор синтаксический. -Хорошо, молодцы! 5.Изучение нового материала. - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. -Какая это часть слова(значимая, изменяющаяся) После чего стоит? После корня. Перед чем стоит? Перед окончанием. Для чего служит? Для образования новых слов. Теперь полностью повторить кто сможет это правило? Хорошо, молодец! Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.46 и проверим правильно ли мы сформулировали правило? Читай вслух Эля. Верное правило получилось у нас? Да. Панда доволен, что вы справились. Дополнительный материал. -Сейчас вам наши ребята расскажут маленькие сказки о суффиксе. Слушаем. У доски: Алина, Ерсултан, Кирилл. Алина рассказывает сказку о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик. Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом. Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. - Тортик! – закричал –Ик. - Тортишко, - промолвил – Ишк. - Тортище – сказал - Ищ. - Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно. Ерсултан рассказывает историю о суффиксе –Чик. Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям. Кирилл рассказывает историю о суффиксе – Ёр. Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр. Физминутка с использованием ИКТ. Панда приготовил для нас физминутку, давайте разомнёмся. Встали все около парт красиво и повторяем вместе с пандой. - Хорошо, тихонечко все сели. - А сейчас поработаем в парах, стр.47, упр.133. Читаем задание,1ученик. Приступаем записываем в тетрадь упражнение и выполняем. 6.Первичная проверка знаний. Самостоятельная работа. Панда приготовил для вас тест. Если вы справитесь правильно, то у вас получится слово. Текст