Хлеб всему голова. Пословицы


Что означает поговорка " Хлеб всему голова"

  1. Правильно это звучит: "Хлеб - столу голова! "
  2. Имеется в виду, что хлеб гланый на обеденном столе. С хлебом и сытнее и вкуснее.
  3. Хлеб всему голова. Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.
  1. Загрузка... Чем опасны извержения вулканов и их последствия Извержение вулкана Извержение вулкана - активная деятельность вулкана, опасная для любых форм жизни, выбрасывание на земную поверхность...
  2. Загрузка... Почему летают птицы? Многие люди, любуясь красивым полтом птиц, часто задумываются над тем, почему птицы летают. А романтики спрашивают себя: Отчего люди не...
  3. Загрузка... преведите примеры аварий с выбросом опасных химических веществ. спасибо. спасибо ИГОРЬ, это не ХИМИЧЕСКАЯ авария Чернобыльская в 1986 году. На окраине поселка Рудный в...
  4. Загрузка... Где взять стихи о компьютерах? В. АгафоновТвой друг компьютер Оглянись, дружок, вокруг!Вот КОМПЬЮТЕР верный друг.Он всегда тебе поможет:Сложит, вычтет и умножит!Может он ребят учить,Может...
  5. Загрузка... Реформы Брежнева А разве они были???? После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей...
  6. Загрузка... военная форма. как называется верёвка которая висит у формы кадетов белай на неё ещё подвешен патрон? Аксельбант (нем. Achselband от Achsel подмышка и Band...

Хлеб всему голова

Для русского человека хлеб – это не только пропитание, но символ пропитания. Недаром говорят: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной». Картошка, столь популярная у русских, считается лишь «вторым хлебом». Попробуем разобраться, чем можно объяснить такое отношение к хлебу на Руси. И только ли в России «хлеб всему голова»?

На сегодняшний день не существует единой точки зрения о том, когда появился хлеб и где находиться его «родина». Ученый- исследователь Николай Иванович Вавилов посвятил изучению этих вопросов значительную часть своей научной деятельности. Согласно его теории, можно выделить семь центров, которые являются очагами распространения культурных растений. Среди них – югозападноазиатский, откуда началось распространение, среди прочего и хлебных злаков.

Появление земледелия стало следствием изменения природных условий, и первые попытки выращивания и обработки диких злаков были сделаны около 13 тыс. лет до н. э. Конечно, способы получения такой пищи не отличались разнообразием: перетертые зерна, разведенные водой – подобие каши, «жидкий хлеб», которая волей случая, как считают ученые, (каша перелилась через край посуды и запеклась на ее стенках) превратившись тем самым, в первый твердый хлеб-лепешку.

Интересно открытие такого злака, как рожь: первоначально ее воспринимали как сорняк, который рос среди пшеницы. Однако такие свойства как морозоустойчивость и благотворное влияние на пищеварение со временем превратило этот «сорняк» в специально культивируемую злаковую культуру. Особенной популярностью рожь стала пользоваться в странах с более суровым климатом, в том числе и на Руси. Хотя сначала на территориях между Украиной и Россией землепашцы не разделяли рожь, и урожай, который называли «суржик», представлял собой смесь этих двух злаков. Перечисленные выше особенности и стали причиной того, что черный хлеб был так популярен у русских. Он считался более питательным, т. е. лучше насыщал, кроме того, этот хлеб был значительно дешевле ситного (т. е. из муки, просеянной через сито) и «крупчатого» (из хорошо обработанной пшеничной муки) белого хлеба, которые были практически недоступны беднякам. «Хлебушка калачу дедушка (ржаной пшеничному)», — говорили на Руси. В наши дни, когда практически любому человеку доступны не только различные сорта русского хлеба, но и появилась возможность включить в ежедневный рацион хлеб, привезенный из других стран, черный хлеб остается таким же востребованным, как и раньше. Что это – следование традициям или потребность, которая сформировалась у русского человека на генном уровне? В любом случае – черный хлеб – это символ русского, часть русской культуры.

Следует отметить, что поговорка «Хлеб всему голова» — это только один из вариантов поговорок, которые ходили на Руси в давние времена: «Ржаной хлеб всему голова», «Рыбе вода, ягода трава, а хлеб всему голова». Такое уважительное отношение существовало не только к хлебу, но и ко всему, что было с ним связано, в том числе и к процессу его приготовления.

Выпечка хлеба на Руси всегда была делом важным, а потому этот процесс сопровождался большим количеством обрядовых правил: нельзя мести пол, когда печется хлеб; нельзя садиться на печь, пока в ней печется хлеб, чтобы не испортился; когда ставишь хлеб в печь надо приподнять подол, тогда и хлеб «поднимется»; нельзя вынимать из печи один хлеб и разрезать его, пока в печи еще хлеба пекутся – оставшиеся испортятся и др. Существовали и некоторые приметы гадания с использованием хлеба: если во время обеда хлеб упадет – жди гостей; а если в печи раздвоиться – это к отлучке одного из членов семьи. количество же поговорок про хлеб настолько велико, что невозможно привести их в качестве примеров. Множество примет на Руси было связано с хлебом: хлеб всегда клали коркой вверх, не надрезанным краем в сторону двери, отрезали хлеб всегда ровно и никогда не оставляли в каравае нож (тогда, и домочадцы будут здоровы, и хлеб всегда будет в доме, а жизнь будет спокойная и гладкая).

Возвращаясь к вопросу о приготовлении хлеба, невозможно не сказать о том, что пекари (хлебники) всегда занимали особое положение. Так, в Древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, стоил десятки тысяч раз дороже гладиатора. В Византии в 10 в. н. э. по закону хлебники были освобождены от любых государственных повинностей. Во многих европейских городах по сей день сохранились надгробия с памятниками, установленными в честь самых выдающихся пекарей. На Руси 16-17 в. в. пекарей называли уважительно «Федор, Григорий, Дмитрий» (в отличие от простых людей, которые не только в быту, но и в официальных документах, значились как «Федька, Гришка, Митрошка»). Рецепт приготовления хлеба часто держали в секрете и передавали «от отца к сыну». Однако у пекаря были не только привилегии, но он мог быть подвергнут более суровому наказанию в случае провинности: слишком дорого доставался людям тогда мука, поэтому пекарям не прощалось неудачное выпекание хлеба. В Византии провинившегося могли выпороть, остричь наголо или прогнать из города. тяжелое наказание ожидало нечестного пекаря и на Руси за «подмес» или спекуляцию хлебом. Одни из первых поселенцев Австралии – преступники, сосланные на материк за кражу хлеба.

При одинаково почтительном отношении к хлебу у разных народов были различные предпочтения в хлебных сортах. Форма испеченного хлеба также была различна. Например, древние египтяне выпекали хлеб в виде пирамидок, корзинок, или хлеб продолговатой формы, похожий на большую рыбу. На Руси же с древних времен было принято печь круглый хлеб, каравай, а позже появился формовой (в виде цилиндра) хлеб. Большой любовью пользовались различные хлебобулочные изделия – крендели, баранки, калачи. Но долгое время они были доступны только горожанам. Крестьяне же позволяли себе такое «лакомство» лишь в праздничные или «базарные» дни.

Любая трапеза, любая еда на столе русского человека не исключает хлеб. По свидетельству диетологов их пациенты часто жалуются, что при всех ограничениях в еде самое страшное для них – это ограничение хлеба (и эти же пациенты бывают очень рады, когда понимают, что хлеб в их ежедневном меню все-таки остается). «Плох обед, коли хлеба нет», — подтвердит почти каждый русский. Если мы обратимся к книгам, в которых рассказывается о застольях русской знати, то почти нигде в перечне блюд мы не встретим упоминания хлеба (именно хлеба, а не выпечки в виде многочисленных пирогов). Вероятно, хлеб на столе присутствовал «по умолчанию». В качестве примера сошлюсь на перечень провианта на один день для государственного чиновника XI-XII в. в.: наряду с указанием меры солода, мяса или рыбы про хлеб было сказано: «хлеба и пшена сколь сможешь съесть». В других странах хлеб также был неотъемлемой частью трапезы. Так, например, в Древней Греции считалось, что человек, отведав блюда без хлеба, буде жестоко наказан богами. В Индии отказ от хлеба означал оскорбление, нанесенное хозяину дома. В то же время провинившегося в чем-либо человека в качестве наказания лишали хлеба на некоторое время.

В русском фольклоре существует такое количество сказок о хлебе, что в сборниках их часто выделяют в отдельную главу. И всегда подчеркивают превосходство хлеба над другими символами богатства и достатка (например, сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы»), не забывали и о «долгом пути» хлеба на стол человека (сказка «Легкий хлеб»). В литературе других стран также часто упоминали о хлебе. Так, венгерская народная сказка «Чудо-мельница» напоминает нам русскую про «Петушка и жерновцы». А сказка Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб» учит детей бережливому отношению к хлебу. Ведь за многовековую историю хлеб стал не просто видом пропитания, но приобрел еще более важное значение в жизни людей.

Здесь мы переходим на иной уровень восприятия хлеба, как чего-то большего, чем просто еда, что позволит нам раскрыть сакральный смысл этого продукта. Это может быть связано с историей появления хлеба. Ведь это был единственный продукт, который появлялся в следствии «алхимического» превращения муки и воды и был так не похож на исходные составляющие (мясо, к примеру, всегда оставалось мясом, а фрукты фруктами). Кроме того, долгий и трудоёмкий процесс получения хлеба (рождается, зреет…) делал его особенным и ценным. Именно хлеб считается посредником между Богом и людьми (рождается, зреет…) делал его особенно и ценным. Именно хлеб считается посредником между Богом и людьми (например, в иудаизме и христианстве). При этом хлеб считают только тот, что приготовлен из злаков, признанных хлебными (т. е. пшеницы, ячменя, ржи). Ни кукурузный, ни рисовый, ни картофельный хлеб не обладает сакральным значением, ибо хлеб благословляемый – это тот, «который Ты выводишь из земли». Хлеб стал неотъемлемой частью религии: «Сказал философ: «Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера же их от нашей немного отличается: служат на опресноках, то есть на облатках, о которых Бог не заповедал, повелев служить на хлебе, и поучал апостолов, взяв хлеб: «Это есть тело мое, ломимое за вас».

Единство хлеба и религии существовало и в дохристианские времена. Наиболее почитаемым божеством в древнегреческой мифологии была богиня плодородия Деметра (слав. – Мать-Сыра-Земля), «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших. Русская мифология, как и мифы других народов, имели собственное представление о строении мира, при этом наибольшим почитанием всегда пользовались небесные светила, главным из которых было солнце, а самые значимые в представлении крестьян созвездия получали названия, которые отражали те или иные моменты крестьянской жизни. Например, для созвездия Ореон существовало много названий, наиболее распространенные: «косари» или «кичига» (орудие для молотьбы). Да и само происхождение человека в разных легендах описывается по-разному. Часто можно встретить упоминание о том, что первые люди были сделаны из теста (т. е. по сути были сделаны как хлеб): «Мужчину Бог сотворил из земли, а женщину из теста, да и поставил их напротив солнышка, что бы они высохли, а собака прибежала, да и съела женщину. Вложил Бог душу в человека, затем взял одну кость –ребро и сотворил ему уже второй раз жену». Или «Бог сотворил человека из пшеничного теста и поставил его на солнце, чтобы он высох; а собака и съела его. Тогда Бог вылепил Адама из глины…» По другой легенде (полесской) способ «создания» людей объяснял социальные различия: мужик был сделан из глины, а пан из пшеничного теста. в наши дни отголоски легенд о создании людей из теста мы можем проследить в таких поговорках, как «сделаны из одного теста», или «делан из мягкого теста» (говорят человеке со слабой волей). Мельницы, которые так необходимы в процессе приготовления хлеба, по легенде, также обязаны божественной помощи: «построил черт ветряную мельницу, но при этом он никак не мог нацепить на нее крылья, так как они устраиваются крестом. Не мог он также насадить и жернов из камня, в отверстии которого тоже есть крест. Крылья и камни благословил и насадил уже сам Бог». Такая давняя, глубокая история взаимоотношений человека и хлеба позволяет отнести последний к архетипическим категориям.

Таким образом, так любимый большинством русских людей простой хлеб, оказывается далеко не простым, а весьма значимым элементом русской культуры. Уходящая в далекое прошлое история, значимое место в религии, стратегическое значение для государства (ведь голод для русского человека – это, прежде всего, отсутствие или ограничение хлеба) и сохраняющаяся популярность и во требовательность в наши дни действительно свидетельствуют об архитипичности хлеба в русской культуре. Но архетип (по Юнгу) не может быть объяснен и исчерпан. И в заключении приведу еще одну поговорку: «Был бы хлеб, а у хлеба люди будут».

,

Зачастую возникает вопрос о том, как правильно трактовать ту или иную пословицу. В этой статье мы попытаемся раскрыть смысл наиболее известных пословиц о хлебе. В статьях «Дело и хлеб », «Пословицы о хлебе, деньгах и богатстве », «Добро, дом и гостеприимство » указаны некоторые краткие толкования.

«Будет хлеб - будет и песня!» Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.

«Чужие хлебы приедчивы.» В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло. Оно не означает, что соседский хлеб плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а свой домашний - уже привычный и самый вкусный.

«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.» Того, что сделано, уже не изменишь.

«Хлеб везде хорош - и у нас и за морем.» Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.

«Хлеб - всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе , однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб - это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.

«Говорят - хлебы варят, а щи пекут.» Многие из народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не правдой.

«Не для Иисуса, а для хлеба куса.» Так говорят о поступках людей, в основе которых лежит меркантильный интерес, личная выгода или нажива. Но, при этом, сам человек преподносит целью поступка какие-либо высшие идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях, которые пытаются заработать на вере или надежде человеческой.

«Круто замешено, да не пропечено.» Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.

«Без закваски хлеба не месят.» Без подготовки к делу не приступают.

В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.

Сложно назвать в жизни человека продукт питания, который бы был так почитаем и необходим. Он помогал жить, а иногда и действительно выжить, во все века, во все кровопролитные войны и революции. Поэтому во все времена человек славил хлеб. Ему посвящали песни и стихи, о нём слагали пословицы, сказки и прибаутки. Всем известна поговорка «хлеб – всему голова». Она, как нельзя лучше, истолковывает бесценность тысячелетнего продукта. Так почему же свадебный каравай, паляница или буханка ржаного хлеба - всему голова?

Во многих славянских языках слова «голова» и «главный» имеют один корень и родословную. Не зря самого старшего и уважаемого члена семьи называют главой и оказывают ему почтение и уважение. Потому русскую пословицу можно трактовать так:«хлеб – важнее, то есть главнее и ценнее всех остальных продуктов на столе». С древних времён люди чтили этот продукт как национальную гордость и относились к нему, как к святыне. С незапамятных времен и до сегодняшних дней живет обычай отдавать почести, встречая дорогих гостей, хлебом и солью!

Хлеб, в котором действительно содержится огромное количество ценных для нашего организма витаминов - это хлеб, приготовленный, прежде всего, из качественного и первосортного зерна, с использованием правильной технологии. В таком хлебушке есть витамины группы В, углеводы, белки, минералы, различные микро- и макроэлементы.

В «правильном», даже черством хлебе все эти элементы сохраняются практически в том же объеме, что и в свежем.

Наверное, каждый из вас помнит, когда в детстве родители посылали за хлебом, не возможно было удержаться, чтобы не надгрызть хрустящую корочку свежего, теплого и такого ароматного хлеба... Наверное, интуитивно, где-то на генном уровне, вы уже тогда понимали о ее полезности. Ведь именно хлебная корочка является основным источником антиоксидантов, которые помогают оказывать сопротивление развитию склероза и разновидностей многих онкологических заболеваний.

Вот как раз благодаря сухарикам хлеб и получил своё название. Много веков назад когда испеченные лепёшки становились чёрствыми, их помещали в казан, заливали водой, добавляли различные специи и пряности, а затем в таком жидком виде хлебали ложками. Отсюда и пошло слово - хлебало, которое затем сократилось до привычного нам - Хлеба.

Теперь только и остается вспоминать о красивом и вкусном хлебушке, который готовили наши прабабушки. Да и выпекали они его в настоящих печках. В то время существовали строгие правила по выпеканию хлеба: тесто нужно было замешивать всё время только в одной деревянной посудине, вместо дрожжей использовался кусочек теста, специально оставленный с прошлого замеса, перед тем, как начать замес, молились и приступали к выпечке только с хорошим настроением. Нельзя было ссориться и кричать, пока в печи зарумянивался хлебушек.

Можно конечно долго ещё порассуждать, как о пользе, так и о его вреде. Но для всех это понятие весьма относительное. Ведь при приготовлении хлеба всегда важно: в каких условиях он готовится и из каких продуктов. Какое количество и с чем употребляется в пищу.

Но главное, если хлеб выпекался с любовью, то он обязательно ответит вам взаимностью. В сеть пекарен "Тили тесто" работают настоящие мастера своего дела, которые обожают свою работу и выпускают вкусный хлеб!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа Хотынецкого района Орловской области

Исследовательский проект


ученица 2 г класса

Грибанова Арина

Научный руководитель:

Краснобородикова Н.С.

Хотынец

2016 год

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

I. Введение.

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Актуальность моей работы в том, что в наш современный век, когда хлеб, сегодня всегда к нашим услугам: чёрный, белый, сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный. Изобилие хлеба, множество самых разных хлебобулочных изделий, а у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

Гипотеза исследования:

Если я узнаю, почему взрослые так ценят хлеб, то буду бережнее относиться к нему.

Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи исследования:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом.

3. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.

4. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

5. Хлеб в литературных произведениях.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос».

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным, а отношение к хлебу у русского народа во все времена было самое почтительное. «Хлеб - всему голова», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол – доска». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб - батюшка», «Хлеб – кормилец». Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. В качестве оберега хлеб клали в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дальнюю дорогу, чтобы он охранял в пути. От того, как обращаться с буханкой хлеба и каждым его куском, каждой крошечкой, считали на Руси, зависят здоровье,сила, удача и судьба человека.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. Детей учили ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.

Хлеб наиболее сакральный (божественный) вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ самого божества.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды, отрубей, опилок. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное примеси.

В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Живой – значит победа!

В дыму Ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб - всей жизни голова!

Из словаря Ожегова я узнала, что хлеб - колосовые растения с мучнистыми зёрнами; пищевой продукт выпекаемый из муки; плоды, семена злаков, перемолотые в муку.

Откуда хлеб к нам пришёл?

Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю.

Затем землю боронят, чтобы не было комочков.

В поле выходят тракторы с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны.

Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба.

Вскоре наступит зима и хлебное поле накроет пушистым снегом.

Весной снег растает, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку.

На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами.

Вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны.

После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку.

С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.

Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям.

Заглянув в интернет я узнала, что выпекался хлеб обычно из традиционного сырья - ржаной муки (позже из пшеничной, ячменной), воды и соли, а в качестве закваски применялось спелое кислое тесто, содержащее молочнокислые бактерии.

Мама мне рассказала, что раньше хлеб пекли сами, а в магазинах его не продавали. Мне стало интересно: Как это сами?

И вот с мамы мы решили испечь хлеб в домашних условиях.

Приготовили муку, просеяли её через сито и положили в кастрюлю, добавили подогретую воду, дрожжи и замесили тесто. Поставили тесто в тёплое место, чтобы оно подошло. Когда тесто приготовилось, мы выложили его в форму для выпечки и поставили в духовку. Через 45 минут хлеб готов, да ещё какой вкусный!!! Оказывается это целое искусство испечь хлеб.

Но сейчас хлеб на любой вкус пекут тысячи хлебозаводов. У нас в поселке также есть завод по выпечке хлеба. Чтобы узнать как выпекают хлеб специалисты, мы отправились на хлебозавод на экскурсию. Технолог поэтапно рассказала мне процесс выпечки хлеба:

На первом этапе происходит приём сырья (муки, дрожжи, соль, сахар) . В лаборатории проводят анализ качества сырья.

Затем качественное сырьё поступает в производство.

Из сырья замешивают тесто в тестомесильной машине.

Потом тестоделитель делит тесто на куски.

Затем происходит процесс округления тестовых заготовок (тесто увеличивается в объёме и получается форма готового изделия).

Перед выпечкой происходит отделка продукта (например смазка, нарезка на батонах, делаются для того, чтобы вышел углекислый газ, чтобы корка была мягкой).

И наконец, процесс выпечки в огромных печах, где батоны выпекают - 23 минуты, а Дарницкий хлеб - 58 минут.

Затем по конвейеру хлеб поступает на участок упаковки, где каждое изделие в специальной машине заворачивается в пакет, но можно обойтись и без упаковки, тогда хлеб укладывают на поддоны и отправляют в магазины, где мы его и покупаем.

По телевизору из программы «Здоровье» я узнала, что хлеб полезен для здоровья и детей и взрослых. В нём нет консервантов, он натуральный на 100 процентов продукт.

Хлеб сочетается практически с любой пищей, закусками, напитками. Он содержит в себе все питательные вещества необходимые человеку: до 56 процентов углеводов, 5-8 процентов белков, минеральные вещества, клетчатку.

Хлеб - это не только пища человека, но и его духовная пища. Много народ сложил пословиц и загадок про хлеб.

Изучив художественную литературу, литературные источники народного творчества людей, я поняла какое огромное значение придают люди хлебу.

    Заповеди русского народа о хлебе:

    При молодом и стареющем месяце нельзя начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!» Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растёт и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот, «полнолунный хлеб» растёт тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

    Если солнышко закатилось – не починай новой ковриги, а то хлеб будет нехорош, да и всё хозяйство может прийти в упадок.

    Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.

    Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

    Пословицы и поговорки о хлебе:

    В долгах - не деньги, в снопах – не хлеб.

    Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.

    Без ножа хлеба не отрежешь.

    Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. .

    Хлеб – батюшка, земля – матушка.

    Хлебушко - калачу дедушка.

    Без соли, без хлеба – половина обеда.

    И др.

    Загадки о хлебе:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Бела беляна

По полю гуляла,

Домой пришла –

В сусек легла. (Мука)

Не море, а волнуется.

(Хлебное поле)

Ты не клюй меня, дружок,

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда, таких как я,

Будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)

    Фразеологические обороты:

    Не хлебом единым жив человек.

    Отбить хлеб.

    Хлеба и зрелищ.

    Хлебом не корми.

    Хлебная слёзка.

    Даром хлеб есть.

    Перебиваться с хлеба на квас.

    «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (хлеб,

нужный для существования, дай нам на сей день)

(из молитвы в Евангелии).

    Водить хлеб – соль.