Ценностные ориентации консультанта. которых требование конфиденциальности может быть нарушено


Принципы психологического консультирования.

Для обеспечения результативности и эффективности психологического консультирования необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение;
  2. Обеспечение конфиденциальности встречи. Этот принцип означает, что психолог хранит в тайне все, что касается клиента, его личных проблем и жизненных обстоятельств (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиент предупреждается психологом);
  3. Принцип добровольности означает, что клиент сам обращается к психологу, поскольку субъективно испытывает трудности в жизни и мотивирован к восприятию психологической помощи;
  4. Принцип профессиональной мотивированности консультанта означает, что он защищает интересы клиента, а не других лиц или организаций, не принимает сторону ни одного из участников конфликта, избегает предвзятого отношения;
  5. Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, побуждение его к активности в анализе проблем, в поиске выхода из кризиса;
  6. Разграничение личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. Психолог не может устанавливать дружеские отношения с клиентом, а также оказывать помощь друзьям или родственникам.

Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях (по Р.С.Немову):

  1. Клиент, который обращается к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание поскорее ее решить.
  2. Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.
  3. Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного ее преодоления совместно с клиентом.
  4. Клиент должен точно соблюдать предоставленные психологом-консультантом рекомендации.
  5. Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата.

Проблема разграничения личных и профессиональных отношений.

Известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний.

Данный принцип включает в себя два аспекта: во-первых, не рекомендуется оказывать профессиональную психологическую помощь родственникам, друзьям и близким, во-вторых, не следует вступать с клиентами в дружеские или сексуальные отношения.

Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту и способы его достижения.

Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязан­ной) активности консультанта, так и примитивному, но вели­кодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность – один из самых труднореализуемых принципов. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.

Черты личности, присущие эффективному психологу-консультанту.

  • проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.
  • чувствительность к установкам и поведению других людей;
  • эмоциональная стабильность и объективность;
  • способность вызывать доверие других людей;
  • уважение прав других людей.
  • доверие к людям;
  • уважение ценностей другой личности;
  • проницательность;
  • отсутствие предубеждений;
  • самопонимание;
  • сознание профессионального долга.

1. Личная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние . Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними.

Сверхзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные таблетки - слова консультанта, его внимание, или с утопающим, которому требуется спасательный круг, далее с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается как неспособный заботиться о себе.

Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента. Например, клиент сравнивается с катком, на котором приятно скользить, если у тебя хорошие коньки и ты умеешь классно кататься. Консультант же сравнивается, например, со сталеваром, который направляет огненное, расплавленное железо в нужное (кому?) русло. Или с ювелиром, дворником, который хочет навести порядок в душе клиента.

Преодоление этих двух тенденций О.Р. Бондаренко связывает с развитием у новичков доверия к «ситуации незнания», которая возникает всякий раз при встрече с индивидуальным способом переживания мира. Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь знать точно, что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений.

Этические аспекты психологического консультирования.

Этические аспекты психологического консультирования.(по Кочюнасу)

1. Консультант ответственен в своей работе:
перед своим клиентом;
перед членами семьи клиента;
перед организацией, в которой он работает;
перед общественностью (вообще);
перед своей профессией.

2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
об основных целях консультирования;
о своей квалификации;
о приблизительной продолжительности консультирования;
о целесообразности консультирования в данной ситуации;
о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования;
о границах конфиденциальности.

Конфиденциальность:
Информация о клиенте может использоваться только в профессиональных целях, и только для блага клиента.
Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной и преподавательской деятельности. Они не попадают под требования конфиденциальности.
Ориентируясь на право клиента, его доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте в правоохранительные органы, если этим не нарушаются права третьих лиц.
Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Обстоятельства, при которых требования конфиденциальности может быть нарушено:
- преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершенные над несовершеннолетними,
- необходимость госпитализации клиента,
- участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях,
- повышенный риск для жизни клиента или других людей

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что специалист лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Однако, далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в практике психологического консультирования.

Можно выделить следующие принципы психологического консультирования:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

Этот принцип подразумевает, что консультант во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт консультанта, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации консультант ставит себя в позицию “гуру”, что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность.

Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом. Таким исключением можно считать ситуацию, когда консультант узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых из них будет сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) “перенос”, то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) “контрперенос”, то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ З. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они означают, что любые человеческие отношения и даже такие “специальные” отношения, складывающиеся в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже профессионал-психотерапевт часто оказывается “обезоружен” контрпереносом. Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Во многом сохранение авторитета консультанта для клиента связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения консультантом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

6. Включенность клиента в процесс консультирования

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, консультант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто “внимал” специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой ситуации не стоит “нагнетать атмосферу”, настаивать, пытаться выяснить все “до конца”. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического воздействия.

Этические аспекты психологического консультирования.

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта - психолога.

Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни.

Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

Об основных целях консультирования;

О своей квалификации;

Об оплате за консультирование;

О приблизительной продолжительности консультирования;

О целесообразности консультирования;

О риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;

О границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких - либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио - и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования.

Основной источник этических дилемм в консультировании - вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. Можно выделить два уровня конфиденциальности.

Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

3. Необходимость госпитализации клиента.

4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого - то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы.

Другой важный этический принцип - это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов, недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами очень важна. Сексуальные отношения консультантов с клиентами не приемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя - раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.

В советское время психология была наукой почти что подпольной. Все проблемы человек должен был решать либо самостоятельно, либо с помощью партсобрания или комсомольской ячейки. Относительная новизна психологического консультирования - общедоступного и разнообразного - способствовала тому, чтобы люди начали обращаться со своими внутренними конфликтами к специалистам. Тем не менее, в отличие от Запада, эта отрасль науки и услуг пока еще остается в зачаточном состоянии.

Чем может помочь психолог?

Каковы плюсы и минусы психологического консультирования, если мы взглянем на это глазами обывателя? Преимущества очевидны лишь для неискушенных. Именно они считают, что удачный сеанс психологического консультирования поможет раз и навсегда решить все личностные проблемы данного человека, а следовательно - сделает его "уживчивым" и "положительным". Однако работа со "знатоком душ", даже имеющим университетское образование и - это длительный процесс. Кроме того, в большинстве случаев - дорогостоящий. Один сеанс психологического консультирования может стоить около ста долларов. При этом результаты - во всяком случае, с точки зрения житейской - весьма сомнительны. К примеру, мы идем на консультацию, чтобы решить проблемы в партнерских отношениях. Но при этом психолог не может - просто не имеет права - давать нам конкретные советы.

Единственное, в чем он может помочь - чтобы мы осознали наши потребности и желания, наши возможности и потенциал. Все остальное - включая жизненно важные решения, такие как развод или вступление брак, рождение ребенка или раздельное владение имуществом - остается за рамками психологического консультирования. Эти шаги мы должны выполнить только самостоятельно. Аналогично решение о том, остаться ли в городе или стране или эмигрировать, сменить ли работу или Это только наша личная прерогатива. Никто за нас не примет важного решения. Ни один психолог не сможет однозначно сказать, что этот выход принесет определенные результаты. Единственное, что он может сделать - показать внутреннее противоречие каждого решения или поступка. Окончательный выбор делает сам человек.

Каковы еще минусы и консультирования? Многим из нас чрезвычайно трудно будет "открыться". То есть, рассказать о том, что нас мучает, почему и какие чувства мы испытываем в связи с нашей ситуацией. Ведь эти аспекты психологического консультирования касаются в основном того, что у нас "внутри".

Зачастую эти проблемы мы отодвигаем так далеко, что и сами не можем их озвучить. А что можно сказать о человеке - даже специалисте - который видит нас первый или второй раз в жизни. О многих проблемах или болезненных пунктах он может только догадываться. Само же решение должно исходить от нас самих. Следовательно, просто необходимо провести глубокую работу с самим собой.

Какие виды психологического консультирования доступны для обычного гражданина? В первую очередь, индивидуальная помощь в рамках различных программ. Консультации в этом случае длятся, как правило, около часа, а основной задачей психолога будет выслушать клиента и постараться понять, над какими проблемными сторонами характера и жизненной позиции следует поработать. Групповые занятия, хотя и используются в различных психотерапевтических центрах, подходят далеко не каждому. Многие люди прибегают к заочной консультации. В этом случае идеальным решением может стать чат или телефон доверия, по которому можно анонимно обсудить с профессионалом свои проблемы и вместе поискать выход.

В области терапевтической психологии или, в частности, в теории психологической помощи в новом свете предстаёт проблема психологического познания человека: понимание его как личности и индивидуальности и объяснения внутренних причин его индивидуального поведения. Термин «терапевтическая психология» предложен А. Бремтером и Э. Шостромом (1968).

Отметим, что в традиционной психологической науке акцент в познании человека ставится на поиск общих законов развития психики, представленного, например, в дифференциальной психологии или психологии личности. В терапевтической психологии акцент в познании личности делается на индивидуальные закономерности развития конкретной. Принципиальное отличие предметов психологического познания в первом и во втором случаях заключается в смещении акцента с естественно-научной традиции в психологии на гуманитарную. Это внутри научная дилемма для психологии не нова, и существуют различные философские пути её рассмотрения.

Одна из крайних точек зрения, принадлежащая Д. Ньюброу (1997) заключается в том, что «существует две психологии», два параллельных психологических знания о человеке: естественно-научное и гуманитарное.

Другие авторы размышляют об изменении соотношения между экспериментальной (от experiment) и эксперинисильной (от experience) психологией (Криппер, де Карвадо, 1993); между номинатизмом и эссенцианизмом (Поппер, 1992).

В отечественной психологии дискуссия на эту тему развернулась с конца 1980-х годов. Так, А.А.Радзиховский (1989), «возвращаясь» к В.Дильтею, В.Виндельбанду, А.Бергсону в обсуждении вопроса строгости не строгости психологических теорий, говорит о понимающей и объяснительной, номотетической и идеографической психологии. О не строгости психологической теории пишет Г.В.Суходельский (1998), хотя для его методологической позиции свойственен оптимизм, и он считает, что перспектива развитии психологии связана именно с её движением к строгости. А.М.Эдкинд (1987) видит отличие «академической» и «практической» психологии в различных их задачах «исследования» в противоположность «изменению». А.А.Пузырей (1988) пишет о следующей диаде: об естественно-научном мышлении в психологии с его ориентацией на «практическую теорию» и о психотехническом типе научного психологического мышления, который ориентирован на «теоретическую практику».В.А Богданов разделяет причинный и целевой подходы, идущие от Галилея и Аристотеля, и видит их отражение в психологии в наличии двух различных языков: «языка черт» и «языка факторов ситуации» или структурной в противоположность дискриптивной психологии.



Более взвешенная позиция заключается, на наш взгляд, в том, что простое противопоставление гуманитарного и естественно-научного знания, понимания и объяснения уже не представляется плодотворным, поэтому не эффективным и частные проявления этого противопоставления, выражающиеся в спорах о научности и не научности тех или иных психологических подходов, школ, методов.

Если обратиться к современной эпестимологии, то мы увидим, что многие философы признают тот факт, что наука как сфера методического, упорядоченного знания принципиально неполна: за пределы её компетенции выходит в частности, её собственное основание; об этом писали П. Фейерабент (1986),В.П. Зинченко (1991), К. Поппер(1992), Х-Г. Гадамер (1998) и другие. К. Поппер «Науки есть здание, воздвигнутое на сваях, не достигающих дна болота»

На наш взгляд, существуют различные виды человеческого опыта и поэтому существуют различные виды знания о человеке: философское, религиозное, медицинское, психологическое, психоаналитическое. В них по-разному представлены интуитивное и логическое; эмпирическое и теоретическое; знание de dicto, de re и de si.

Что касается терапевтического психологического знания, то для него характерными, по нашему мнению, оказываются следующие особенности:

аксиологический компонент - ценностное отношение субъекта к объекту, которое нельзя свести ни к гносеологическому, ни к пракселогическому аспекту. Как известно со времен Д.Юма (1965), ценности не могут быть отождествлены со знаниями, поскольку «суждения о должном» не выводимы из «суждения о сущем».

М.С. Каган определяет ценность как «отношение данного предмета к интересам, идеалам и потребностям субъекта (Каган, 1988, с.65). Содержание ценностей реализуется в терапевтическом знании чаще всего в профессиональной этике психолога, но на самом деле этому содержанию подчинены и гносеологические, и пракселогические аспекты его профессиональной деятельности. Здесь видится некий парадокс, отмеченный Л. Витгенштейном и заключающейся в том, что «в мире нет ценности», в том смысле, что мир фактичен. Ценности же, этическое, не принадлежит к событиям, фактам, феноменам мира…подобно тому, как этика является необходимым условием мира, так ценности являясь нечто подобным по сути своей невыразимы.

Понимание рассматривается не как «прелюдия к объяснению» (что характерно для научного позитивизма), а как равноправная, более того, в некоторых психотерапевтических школах и доминирующая (например, клиент - центрированная психотерапия) и даже единственная (например, психосинтез с его запретом на интерпретацию) составляющая процессы познания человека.

Понимание – это процесс, который даёт знак нашей психической реальности, стоящей за выраженными (и не выраженными чувствами).

Понимание другого – это в чувствование в чужой опыт.

Понимание себя выступает как основа понимания проявления другой жизни, чужого духа.

Понимание это опыт de se (индивидуальное знание психолога о самом себе) + опыт de re (знание конкретных единичных фактов) + de diеto (обобщенное знание о неком явлении).

В терапевтических отношениях познание человека может носить различный процессуальный характер, но познание – это всегда диалог, где каждый человек (как клиент, так и консультант) становится и объектом, и субъектом познания.

В результате процесса терапевтического познания образуется новая реальность, характеризующаяся измененными ценностями и новым уровнем задач, стоящими перед обоими участниками процесса.

Терапевтическая психологическое знание оперирует не только и не столько понятием «истина» (как это характерно для эмпирической психологии), сколько понятием «правда», что является в целом справедливым для всех терапевтических подходов, какими различающимися по всем остальным параметрам они не были.

Идея правды философии по-разному развивалась в работах И. Канта (1964, т.4); В.С. Соловьева (1996); в современной отечественной психологии эту проблему разрабатывает В.В. Знаков, который вводит философскую категорию правды, определяя её как «сочетание истинностной и ценностно-нормативной оценки знаний» (Знаков, 1993, с.15).

В основе терапевтического психологического знания в отличие от психотерапевтического медицинского знания лежит не понятие психического здоровья, а понятие терапевтической модели изменений личности, которая (модель) свободна от идеи «нормальности-ненормальности»: она заменена различными вариациями концепции индивидуального развития личности.

Совершенно особое значение в терапевтическом психологическом знании приобретают язык и его символические функции в процессии познания личности. Реч ь идет не о том, что «слово лечит», как это часто говориться в психотерапии, а о том, что при взвешенном содействии психоаналитика (психотерапевта, консультанта, ориентированных на слушание клиента, а не на другие виды помощи) услышанное собственное слово ведет к возможности открытия нового, хотя уже имевшегося знания о себе.

Неизмеримо возрастает философская значимость единичного, индивидуально неповторимого в противовес рационализму и панлогизму с их подчеркнутым интересом к универсальному. Эта традиция идет от работ Шопенгауэра, Кьеркегора, Витгенштейна в философии и от работ Фрейда, Адлера, Олпорта, Мюррея, Ананьева в психологии.

В целом можно согласиться с точкой зрения, что в настоящее время происходит изменение не столько и не только структуры психологии, сколько системы психологии в изменяющейся системе видения мира (Пригожин, Стенгерс,1986). В.Е.Коган считает, что в процессе актуальных изменений отечественной психологической науки «изменяется не только семиотика психологии, но и семиотика, внутренней и внешней границы её семеотического пространства, сегодня включающего в себя и психотерапию, на монопольное владение которой претендовала, да и продолжает претендовать медицина» (Коган 1947).