Авиация россии. Андрей Николаевич Туполев


Туполев Андрей Николаевич (1888-1972).

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года в усадьбе Пустомазово (ныне не существует) Корчевского уезда Суворовской волости Тверской губернии в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян, по отцу из разночинцев. В 1906 году окончил Тверскую гимназию.

В 1908 году поступил в Императорское техническое училище (позднее Московское высшее техническое училище), в 1918 году окончил его с отличием. Длительный срок обучения связан с тем, что за участие в студенческих волнениях по распоряжению полиции Туполев был исключён в 1911 году из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции. В период учёбы с 1909 года — член воздухоплавательного кружка профессора Н.Е.Жуковского , один из его любимых учеников. Участвовал в постройке планера, на котором самостоятельно совершил первый полёт (1910 год). В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро, конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

После Октябрьской революции вместе с Н.Е.Жуковским был организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ, инициатор и один из организаторов производства первого советского авиационного сплава — кольчугалюминия. С этого года начало действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. С 1922 года — Главный конструктор этого конструкторского бюро. В 1922-1936 годах являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов.

В 1923 году Туполев создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1 , в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2 , в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт-разведчик АНТ-3 , строившийся серийно (свыше 100 экземпляров) и поступивший на вооружение как разведчик Р-3. Впервые в мировой практике Туполев научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой строительной высоты, с двигателями, расположенными в его носке. Он же создал такой самолёт, не имевший аналогов в мире АНТ-4 в 1925 году, построено свыше 200 самолетов, выпускался как бомбардировщик ТБ-1.

Герой Труда РСФСР (1926 г.).

Как руководитель конструкторского бюро Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей. Он ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин, создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных машин. Член-корреспондент АН СССР (1933 г.).

С 1930 года — главный конструктор ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. С 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. С 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства. Выдающимся достижением конструкторской мысли были самолета АНТ-7 (разведчик Р-6, выпущено свыше 400 машин), тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6, выпущено свыше 800 машин, применялся во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне), скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40, выпущено свыше 6600 машин) и ряд других типов, оставшихся экспериментальными или производившиеся небольшими сериями. Огромное значение для развития советской авиационной промышленности имело создание уникальных агитационных самолётов как АНТ-4 «Страна Советов» , АНТ-14 «Правда» , АНТ-20 «Максим Горький» , АНТ-37бис «Родина» .

В 1936 году, по предложению народного комиссара тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности, одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156).

21 октября 1937 года выдающийся авиаконструктор А.Н.Туполев был необоснованно арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Ему и авиаконструктору В.М.Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии», а также в шпионаже в пользу Франции.

28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Указом от 27 декабря 1940 годи лишён всех государственных наград. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2).

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года А.Н.Туполев досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 года. Был реабилитирован только Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Омск, где назначен главным конструктором завода № 166 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, сумел восстановить конструкторское бюро.

Основной задачей в годы войны стало доработка и серийное производство бомбардировщика Ту-2. Было построено свыше 2500 экземпляров этого самолета. Всего в Великой Отечественной войне участвовали созданные Туполевым бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7 (Пе-8) , МТБ-2 , Ту-2, разведчик Р-6, торпедные катера Г-4, Г-5.

В 1943 году Туполев вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где и была создана главная база ОКБ А.Н.Туполева. Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944 г.).

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 16 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны» в группе руководителей оборонной промышленности и конструкторов вооружения Туполеву Андрею Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».

В послевоенный период под руководством Туполева создано семейство военных самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947 г.), первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ту-12 (1947 г.), турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956 г.), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953 г.), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959 г.) и многие другие. Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (8.08.1947 г.).

В 1956 году А.Н.Туполев назначается Генеральный конструктором авиационной промышленности СССР. Академик АН СССР с 1953 год.

В 1956-1957 годах в КБ Туполева было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных летательных аппаратов. Были разработаны крылатые ракеты «121», «123», ЗУР «131», беспилотные разведчики Ту-123 «Ястреб». Велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»).

С 1955 велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полетов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с ЯСУ и сверхзвуковых бомбардировщиков «120».

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Туполев Андрей Николаевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 48/II).

Одновременно широко развивалось и гражданское авиастроение, хотя первые шаги в этом направлении Туполев делал ещё в начале 1930-х годов. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 году был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 . За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114 (1957 г.), ближние и средние магистральные самолёты Ту-110 (1957 г.), Ту-124 (1960 г.), Ту-134 (1967 г.), Ту-154 (1970 г.), а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.А.Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка крупнейшей авиационной компании мира «Аэрофлот», эксплуатировались в десятках стран.

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Создатель выдающейся школы отечественного авиастроения, из которой вышли десятки выдающихся конструкторов.

За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 ноября 1972 года Туполев Андрей Николаевич награждён орденом Ленина и третьей золотой медалью «Серп и Молот» (№ 12/III).

Жил в городе-герое Москве. Умер 23 декабря 1972 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (25.10.1967 г.). Награждён 8 орденами Ленина (21.02.1933 г., 16.09.1945 г., 1947 г., январь 1949 г., декабрь 1949 г., 1953 г., 9.11.1958 г., 1968 г.), орденами Октябрьской Революции (1971 г.), Суворова 2-й степени (19.08.1944 г.), Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945 г.), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1927 г., 22.12.1933 г.), орденами Красной Звезды (18.08.1933 г.), «Знак Почёта» (1936 г.), медалями, иностранной наградой — орденом Георгия Димитрова (1964 г., Болгария).

Почётный гражданин Парижа (1964 г.) и Нью-Йорка, а также города Жуковский Московской области (1968 г.).

Член ЦИК СССР с 1929 года. Депутат Верховного Совета СССР с 1950 года.

Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.). Ему присуждены премии Н.Е.Жуковского АН СССР (1958 г.), Золотая авиационная медаль ФАИ (1958 г.), премия имени Леонардо да Винчи (1971 г.), Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971 г.).

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Кимры Тверской области. Именем А.Н.Туполева названа набережная в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, Киеве, Ульяновске, Кимрах и Жуковском. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал А.Н.Туполев, и Твери, на здании где он учился, установлены мемориальные доски.

Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве (является продолжателем традиций легендарного ОКБ А.Н.Туполева), Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря.

Трижды Герой Социалистического Труда (1945 г., 1957 г., 1972 г.),
-восемь орденов Ленина (21.02.1933 г., 16.09.1945 г., 1947 г., 1949 г., 1949 г., 1953 г., 1958 г., 1968 г.),
-орден Октябрьской Революции (1971 г.),
-орден Суворова 2-й степени (1944 г.),
-орден Отечественной войны 1-й степени (1943 г.),
-два ордена Трудового Красного Знамени (1927 г., 1933 г.),
-орден Красной Звезды (1933 г.),
-орден «Знак Почёта» (1936 г.),
-орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964 г.);
-золотая авиационная медаль ФАИ (1958 г.);
-золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971 г.).
-медали.
Лауреат Ленинской премии (1957 г.), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943 г., 1948 г., 1949 г., 1952 г.) и Государственной премии СССР (1972 г.).
Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.).
Почётный гражданин Парижа (1964 г.), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968 г.).

G Я O L ныне - Кимрский район , Тверская область) в семье провинциального нотариуса . Русский. По происхождению по матери из дворян. . Мать - Анна Васильевна (1850-1928) (урождённая Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.

Отец, Николай Иванович Туполев (1842-1911), был родом из Сургута , выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.

Высшее образование

Профессиональная деятельность

В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ , где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918-1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолётостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжёлому железу - с другой.

Поездка в США для Туполева была второй по счёту. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 г., когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогло Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ . Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Г. Форда , Д. Кристи и Г. Кёртисса . Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 году), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским [ ] возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолётов Валти V-IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности, принятым в ВВС РККА. Благодаря В. М. Петлякову , который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолёт фирмы Дуглас DC-3 .

Создатель самолета Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное - самолёт «ПБ » (пикирующий бомбардировщик). Имелось и официальное наименование машины - «ФБ » (фронтовой бомбардировщик). Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста. На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, ничем, кроме наличия фотоаппаратов в фюзеляже, не отличавшийся от серийных машин, который также мог носить полноценную боевую нагрузку.

Производство первоначально было организовано на заводе № 22 в Казани , затем на заводе оставили головное производство, а серийно самолёт строился на 23-м заводе в Москве и 166-м заводе в Омске . Во время войны было выпущено 800 самолётов, из которых на фронт попало около 750 машин.

Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942-го по 1952-й годы (в 1941-м году 1 опытный экземпляр). В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 Ту-2 различных модификаций, не считая опытных, и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.

В годы Великой Отечественной войны неоднократно посещал . Руководил продувками моделей своих самолетов, по результатам которых создавались новые боевые самолеты и их модификации.

Создатель стратегического бомбардировщика Ту-4 .

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114 . 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии (области) в многодетной семье. Мать его была из дворян, отец — из разночинцев.

В 1906 году Андрей Туполев окончил гимназию в городе Тверь.

В 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище (позже МВТУ). Во время учебы под руководством Николая Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. В 1910 году совершил первый полет на планере, в постройке которого участвовал.

В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции.

В 1916-1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

В 1918 году Туполев с отличием окончил МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ.

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого КБ.

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

Андреем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным.

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.

В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов — стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с Алексеем Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка авиационной компании "Аэрофлот", эксплуатировались в десятках стран.

Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). ОКБ А. Н. Туполева — ОАО "Туполев", входящее в ОАО "Объединенную авиастроительную корпорацию", Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря.

Именем Андрея Туполева названа набережная в Москве, улицы в Киеве (Украина), Ульяновске, Кимрах, Жуковском и других городах. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал Андрей Туполев, установлены мемориальные доски.

В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева. В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Биография

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич , советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968). Трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945, 12.07.1957, 22.11.1972). Герой Труда РСФСР (1926).

Родился в семье нотариуса. В 1906 г. окончил Тверскую гимназию. В 1908 г. поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где под руководством Н.Е. Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. Студентом участвовал в проектировании и строительстве аэродинамических труб, постройке планёра, на котором совершил свой первый полёт. По окончании в 1918 г. МВТУ он вместе Н.Е. Жуковским стал одним из организаторов Центрального Аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где являлся заместителем начальника ЦАГИ. В 1922 г. он сформировал в составе ЦАГИ и возглавил Опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием авиационной промышленности (тяжёлые боевые и гражданские самолёты), судостроением (торпедные катера), а также с проектированием аэросаней.

В 1922-1924 гг. Туполев руководил работами по внедрению дуралюмина в самолётостроение, что позволило авиапромышленности СССР перейти от биплана к свободнонесущему моноплану. В 1923 г. им был создан лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 г. - первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 г. - первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно и поступивший на вооружение как разведчик Р-3. В том же году им был создан самолет АНТ-4, поступавший на вооружение как бомбардировщик ТБ-1. С 1930 г. - главный конструктор ЦАГИ. С 1931 г. - заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. Выдающимся достижением конструкторской мысли стали самолеты АНТ-7 (разведчик Р-6), тяжелый бомбардировщик ТБ-3, использовавшийся советскими летчиками во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне, скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40). Авиационная техника, разработанная Туполевым и его ОКБ, позволила в 1930-е годы значительно повысить авторитет СССР на мировой арене, чему способствовал целый ряд перелётов по СССР, Европе и в Америку. Наиболее известны: в 1934 г. спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4; беспосадочные перелёты в США экипажей В.П. Чкалова (Москва - Северный полюс - Ванкувер; 18-20.06.1937) и М.М. Громова (Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто; 12-14.07.1937) на АНТ-25; воздушные экспедиции по организации, высадке и снятию научных экспедиций «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным.

С 1936 г. - 1-й заместитель начальника и главный инженер Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, одновременно возглавлял выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156). В 1937 г. А.Н. Туполев по ложному обвинению в организации и руководстве «Русско-фашистской партией», а также в шпионаже в пользу Франции, был арестован и до 1941 г., находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2) - один из лучших самолетов Второй мировой войны. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. А.Н. Туполев был досрочно освобожден со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 г. Но реабилитирован он был только в 1955 г. определением Военной коллегии Верховного суда СССР.

С началом Великой Отечественной войны эвакуирован в Омск, где назначен главным конструктором завода № 166 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Основной задачей в годы войны стали доработка и серийное производство бомбардировщика Ту-2. Всего в Великой Отечественной войне участвовали созданные Туполевым бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2, разведчик Р-6, торпедные катера Г-4, Г-5. В 1943 г. он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где и была создана главная база ОКБ А.Н. Туполева. В августе 1944 г. ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В послевоенный период под руководством Туполева создано семейство военных самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947), первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ту-12 (1947), турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959) и многие другие. В августе 1947 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы. В 1956 г. А.Н. Туполева назначают Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР. В 1956-1957 гг. КБ Туполева занималось разработкой беспилотных летательных аппаратов. Были созданы крылатые ракеты, беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб». Велись работы по ракетоплану «Проект 136» («Звезда»). С 1955 г. в КБ велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с подобной силовой установкой. Одновременно широко развивалось и гражданское авиастроение. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 г. был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114 (1957), ближние и средние магистральные самолёты Ту-110 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1967), Ту-154 (1970), а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.А. Туполевым). Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов. Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й ст. (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Как ученый А.Н. Туполев внес значительный вклад в такие разделы механики как аэромеханика и гидромеханика, воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. Он являлся почётным членом Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института авиации и космонавтики (1971). Удостоен Большой золотой медали Международной Авиационной Федерации (ФАИ), золотой медали им. Н.Е. Жуковского «За лучшую работу по теории авиации» (1958), премии им. Леонардо да Винчи (Италия), золотой медали основоположников авиации (Франция). Имя Туполева увековечено в названии Авиационного научно-технического (научно-производственного) комплекса в Москве. Учреждена Золотая медаль им. А.Н. Туполева. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден 8 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями, а также болгарским орденом Георгия Димитрова.

Летательные аппараты

Награды и Звания

(10 ноября 1888 - 23 декабря 1972) - советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926).

Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев.

Биография

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазове Кимрского района Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.

Ещё во время обучения в гимназии он проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года - член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. И только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году. В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В ЦАГИ окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918-1936 годах он являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении работал в закрытом КБ НКВД - ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

Летательные аппараты

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель - реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт - Ту-104.

В 1957 году был разработан первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

Память

В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года - Казанский государственный технический университет).

В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст (скульптор Х. Б. Геворкян) в память о трижды Герое Социалистического труда Туполеве А. Н.

Одна из улиц Донецка (Украина) носит имя А. Н. Туполева. В Киеве на улице Академика Туполева размещены здания АНТК имени О. К. Антонова.

Награды и Звания

  • Награждён восемью орденами Ленина (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968), орденами Октябрьской Революции (1971), Суворова 2-й степени (1944), Отечественной войны 1-й степени (1943), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1927, 1933), орденами Красной Звезды (1933), "Знак Почёта" (1936), медалями, орденом Георгия Димитрова (Народная Республика Болгария, 1964).
  • Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
  • Присуждены премии Н.Е. Жуковского АН СССР (1958), Золотая авиационная медаль ФАИ (1958), премия имени Леонардо да Винчи (1971), Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).