Конспект открытого нод на этапе автоматизации звука. Конспект НОД на этапе автоматизации звука с использованием ИКТ с детьми подготовительной группы посещающих логопункт «Письмо от Каркуши


Конспект

логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

на тему: «Использование игровых приёмов

при автоматизации звука [Л]»



Разработал:

учитель-логопед

ГБУ РМЭ "ЦППМС "Детство "

Е.Н. Шестакова

Цель:

повысить мотивацию к логопедическим занятиям и эффективность корригирующего воздействия посредством игры.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навык нормативного произношения звука «Л» в словах и фразах. Развивать скоординированность артикуляционной моторики, укреплять мышцы языка. Развивать способность к зрительному гнозису, закреплять оптический образ буквы «Л». Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память). Развивать способность понимать речевые инструкции педагога и адекватно реагировать на них.

Образовательные:

Активизировать словарный запас. Расширять и закреплять представления детей о временах года (весна). Закреплять знание артикуляционного уклада звука «Л». Совершенствовать навык согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

Воспитательные:

Воспитывать привычку к слуховому самоконтролю, стремление произносить звуки речи правильно. Воспитывать самостоятельность, произвольность поведения, взаимопомощь и коллективизм.

Методические приёмы:

Дидактические игры и упражнения. Демонстрация наглядных пособий, способов действия. Самостоятельная практическая и речевая деятельность детей. Художественное слово. Дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей детей.

Предварительная работа:

Разучивание артикуляционной гимнастики «Два героя» (Кн. И.Л.Лебедевой «Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л-ЛЬ», с. 9).

Оборудование:

Фланелеграф, магнитная доска, карточки для игры «Разрезные буквы», предметные картинки на звук «Л», мелкие игрушки: солнышко, капелька, ландыш, птичка. Тактильная дорожка. «Чудесный» мешочек «Слон». Мультимедийное оборудование для проведения динамической паузы.

План занятия:

    Организационный момент:

    Основная часть:

Загадка про слона;

Сюрпризный момент;

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Чудесный» мешочек;

Чистоговорки на звук «Л»;

Дидактическое упражнение на развитие словаря и автоматизацию звука «Л» - «Кого ласкает солнышко»;

Дидактическое упражнение «Что перепутал художник?»

Физкультминутка;

Дидактическая игра «Желтяне и голубяне»;

Фонетическое упражнение «Громко-тихо»;

Упражнение на зрительный гнозис «Узнай букву»;

Игра «Сложи букву из частей»;

Сюрпризный момент;

    Заключительная часть.

Ход занятия:

    Организационный момент:

Логопед: Дети, сегодня мы будем не заходить, а залетать в класс на самолётах. Вот так (показ движения и звука). Чтобы правильно спеть песенку самолётика давайте припомним куда мы ставим язык (Повторяем артикуляцию звука «Л»). После чего дети «залетают» в класс на самолётах, пропевая песенку звука «Лллл…» и садятся на стуья.

    Основная часть:

Логопед: Ребята, угадайте, кто к нам пришел сегодня на занятие…

Он огромней всех на суше.

У него большие уши.

Он чудесным шлангом–носом

Может с пальм срывать кокосы.

Издаёт он трубный глас.

С ним встречались вы не раз

В цирке или зоопарке.

А живёт он в странах жарких

И на острове Цейлон.

Угадали? Это (Слон).

Появляется игрушка слон в виде «чудесного» мешочка.

Логопед: Слон сказал, что видел охотников и очень боится их. Но он не знает, что те охотники сами большие трусишки. Чтобы успокоить нашего гостя давайте расскажем ему историю, которую мы знаем про охотников.

Артикуляционная гимнастика на звук «Л»:

Два «героя» на охоту

Шли по топкому болоту:

Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.

«Нам, героям, не страшны

Даже дикие слоны!»

Вытянуть губы вперед «хоботом», произнести звук «У-у-у-у…»

Шли, друг другу похвалялись.

Вдруг… лягушки испугались!

Длительно удерживать губы сомкнутыми и растянутыми в улыбке.

И по кочкам наутек

Побежали со всех ног.

Пошлепать широким, расслабленным языком по верхней губе.

Уж до дому добежали,

Но по-прежнему дрожали.

Многократно произносить на одном выдохе опорный звук Д-д-д-д…

«Ой! – сказал один «герой». –

Носорог скакал за мной,

Поцокать языком.

Он ружье мое отнял

И, как булку, разжевал!

«Пожевать» язык, выдвигая его вперёд-назад, многократно произнося при этом слог ЛА.

А когда я оглянулся,

Он так жадно облизнулся!»

Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.

«Ой! – сказал другой «герой». -

Коршун вился надо мной.

Страшно крыльями махал,

Двигать языком вверх – вниз, сочетая движения со взмахами рук в тех же направлениях.

Как индюк он «болботал».

Производить быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперед – назад.

И с тех пор «героям» что-то

На охоту неохота!

Обиженно оттопырить нижнюю губу.

Логопед:

Слон обрадовался, что ему не угрожает никакая опасность и за хорошую весть хочет нам что-то подарить. Сейчас вы по очереди будете доставать из слоновьего хобота подарки.

Дети достают мелкие игрушки: солнышко, хрустальная капелька, цветок, птичка и комментируют происходящее фразой: «Мне с л он да л со л нышко (капе л ьку, л андыш, птичку)»

Логопед: Как вы думаете, почему слон подарил нам именно эти предметы?

Дети: Потому, что наступила весна и слоник поздравил нас с этим событием! Солнышко стало ярче, теплее, с крыш капают хрустальные капельки – капель. Скоро из тёплых краёв прилетят перелётные птицы, распустятся цветы. (Во время рассказа логопед по очереди берёт у детей подарки и размещает их на столике в виде весенней композиции).

Логопед: повторите за мной:

Ла – ла – ла, славные у нас дела,

Ло – ло – ло, стало тепло,

Ле– ле – ле, проталины везде,

Лы – лы – лы, скоро расцветут цветы.

Дидактическое упражнение на развитие словаря и автоматизацию звука «Л» - «Кого ласкает солнышко».

Логопед: Посмотрите на эту картинку (фланелеграф). Что здесь нарисовано? (Дети перечисляют предметы со звуком [Л] ). Но здесь чего - то не хватает, как вы думаете, чего? (Лучей у солнца). Сейчас вы будете рисовать лучи солнышка и говорить кого оно ласкает. Первый лучик нарисую я (показываю способ действия): л учик л аскает об л ачко. Затем дети самостоятельно проводят свои лучики от солнышка к понравившейся им картинке (ель, белка, ласточка, проталина, лиса и т.д.) и комментируют что (кого) они ласкают.

Логопед: У нас получилась очень красивая весенняя картинка. Но здесь есть ошибка. Может быть кто-то обратил на неё внимание? Кто заметил, что перепутал художник? (Яблоня с плодами. Это может быть только летом или осенью).

Динамическая пауза: Вы долго стояли около нашей картинки, давайте немного подвигаемся. Проводится физкультминутка с использованием ИКТ.

Дидактическая игра «Солнышки и облачка».

Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Здесь прикреплены два листа. Один – ярко-жёлтый как весеннее солнышко, другой – нежно-голубой как весеннее небо. Мы с вами разделимся на две группы: каждый игрок команд по очереди будет бросать кубик и забирать себе с листа соперников то количество картинок, которое выпало на грани кубика. Называют то, что изображено на картинке и размещают их на своём листе.

Например: была лодка голубая, стала – жёлтая; был стол жёлтый, стал – голубой.

Фонетическое упражнение «Где стоит звук?»

Логопед: Посмотрите на эту картинку и скажите где стоит звук [Л] в слове «Лодка»? и т.д. Дети определяют позицию звука в словах.

Фонетическое упражнение «Громко-тихо»;

А теперь давайте споём песенку звука [Л]. Поют в разных голосовых режимах: от громкого к тихому и обратно по образцу педагога.

Упражнение на зрительный гнозис «Узнай букву».

Логопед: посмотрите на буквы и найдите среди них все буквы «Л».

Дети находят все буквы «Л», написанные в разных графических стилях, снимают их с фланелеграфа и говорят фразу: «Я нашёл букву «Л».

Логопед: Молодцы, вы узнали и нашли все буквы «Л», хоть они и такие разные.

Физкультминутка:

Игра «Сложи букву из частей»

Логопед: А теперь к столу спеши, букву «Л» скорей сложи.

Дети составляют буквы из частей разрезных картинок (разного уровня сложности) и рассказывают, что у них получилось:

У меня жёлтая буква «Л»; -У меня белая буква «Л»

У меня зелёная буква «Л»; -У меня лиловая буква «Л»

    Заключительная часть.

Сюрпризный момент

Логопед:

Слону так понравилось у нас в детском саду, что он приготовил вам сюрприз, а достанет его из хобота слоника мальчик у которого в имени есть звук [Л]. Кто это? (Глеб).

Ребёнок достаёт из хобота пакетик с леденцами и угощает остальных детей.

Открытое логопедическое мероприятие
с использованием интерактивной песочницы
по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании ….
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную, мелкую моторику и кинестетическую чувствительность; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие, играть в соответствие с правилами.
Оборудование: 2 игрушки – змеи, посылка, письмо, картинки символы для артикуляционной гимнастики, интерактивная песочница с играми «Вода», «Цвета и формы», предметные картинки.ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Оргмомент.
Л.: Ребята к нам в детский сад пришла посылка. (открываю посылку, там лежит письмо и змеи - игрушки). «Дорогие ребята. Нас зовут Змеюша и Шипюша, мы жители песочной страны и мы заблудились. Помогите нам вернуться в песочную страну».
Л.: Ребята, поможем Змеюше и Шипюше вернуться в песочную страну?
Д.: Поможем.
Л.: Перед дальней дорогой надо размяться. (проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам: «Лопата», «Чашечка», «Фокус» - на воздушную струю,).Л.: Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмем любимый звук Змеюши и Шипюши. (ребенок узнает звук [ш] по беззвучной артикуляции и произносит его).
Л.: Но прежде чем нам пойти мы будем делать шаг в том случае, если услышите звук [ш] в слогах:
Аша, оса, ыпа, ыши, оца, уху, эше, ушу.
Л.: Куда же нас привела дорожка?
Д.: В песочную страну.
Ритуал «входа» в Песочную страну
«В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!»
Л.: Давайте с вами вспомним правила поведения в песочной стране
«Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить;
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!?»
Л.: Ребята, но нас здесь никто не встречает? Как вы думаете почему?
Д.: ответы детей.
Л.: Я думаю, что мы с вами еще не пришли в песочную страну? Смотрите, гора возникла на пути, нужно помочь Змеюше и Шипюше обползти горы. Слушайте меня внимательно и повторите за мной.
Игра «Разговор со змеей»
Ша – Ша - ШаШо-Шо-ШоШу-Шу-ШуШи-Ши-ШиШе-Ше-Ше
Л.: Вот мы с вами подошли к реке (интерактивная песочница с игрой «Строители»), а моста нет, только картинки лежат. (раскладываются картинки перед детьми). Давайте разберем эти картинки. А разложим их так: с лева положим те картинки, в названиях которых звук «Ш» в начале слова, в центре – если звук в середине слова, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова. Ребенок раскладывает картинки в зависимости от места звука в слове. А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих картинок, к каждой картинке подбирай слово: шапка (какая?); машина (какая?).
(дети строят мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова)
(Логопед фиксирует себе эти слова перечисления и переворачивает каждую картинку изображением вниз)
Л.: Перешли по мостику. Куда же нам идти дальше? Дорогу найдем, если подберем слова «наоборот»
Маленький – большой,
Гладкий – шершавый,
Узкий – широкий,
Плохой – хороший.
Л.: (интерактивная песочница с игрой «Цвета и формы») Вот и подошли мы к песочной стране, но прежде чем перед нами откроются двери нам нужно посчитать жителей песочной страны. Будем считать только тех жителей в названиях которых есть звук Ш. «Один барашек, два барашка, три барашка, четыре барашка, пять барашек» (лягушка, лошадь, мышка)
Д.: Одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушки, пять лягушек;
Л.: Ребята, смотрите, что – то Змеюша и Шипиша пытаются нам прошыпеть, поднесите их к уху и послушайте.
Змеюша и Шипюша «Спасибо ребята, что помогли нам вернуться в песочную страну».
Л.: Нам пора возвращаться. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Вы ведь их хорошо запомнили? Про какую картинку … ты говорил….? (логопед перечисляет слова, которые подбирал ребенок. Тот, вспоминая картинку, отвечает6 «Я хорошо запомнил….». картинка переворачивается для проверки правильности ответа ребенка.
Ритуал выхода из песочной страны:
«В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Змеюшек ты вернуть помог!»
Итог занятия:
Л.: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое доброе дело мы с вами сделали? Какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
Д.: Мы помогли Змеюше и Шипюше вернуться в песочное царство. В путешествии нас сопровождал звук Ш – ш – ш.


Приложенные файлы

Автоматизация звука [ш ] в слогах и словах.

Цели: Закрепить артикуляционное и изолированное произношение звука [ш].

Продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах.

Учить определять наличие звука в словах.

Упражнять в образовании множественного числа имён существительных.

Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: Рисунки лягушат, карта пути, картинки с комариками 5 штук, картинки с рисунками слов на листочках.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришёл лягушонок Зеленушка. Он хотел бы пригласить нас вместе с ним отправиться к его другу лягушонку Ква-ква. Живут лягушата в разных болотах. Вот карта она поможет нам не заблудиться по дороге. Давай посмотрим на карту, что нарисовано в самом начале пути?

Ребёнок: болото.

2. Воспитатель: В этом болоте живёт наш лягушонок со своей мамой лягушкой. Каждое утро лягушонок просыпается и делает гимнастику для своего язычка. Давай сделаем гимнастику для язычка вместе с ним.

«Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы, удерживать данное положение на счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна отодвигаться вперёд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

3. Выполнив гимнастику, лягушонок позавтракал комариками. Давай посчитаем, сколько комаров съел наш маленький лягушонок.

Воспитатель показывает картинки, а ребёнок считает (один комар, два…., три…., четыре…, пять…).

4. Он выбрался на берег и увидел камыши. Они шумели и он заслушался.

Давай и мы пошумим как камыши.

Ребенок повторяет за воспитателем ряды слогов:

Ша-шу-ша ше-ша-шу

Ши-шо-ши шу-ши-шо

Шо-ше-ши ша-шу-шу

Ребёнок: К большому дереву.

Воспитатель: Да это дуб, на нем листочки. Подул ветер, и листочки зашумели (шка-шка-шка). Я буду показывать картинку на листочке, и говорить начало слова, а ты должен его закончить.

Воспитатель показывает листочек с картинкой, а ребёнок договаривает слог [шка].

Поду (шка), мы(шка), ко(шка), карто(шка), пу(шка), ми(шка).

5. Воспитатель: Лягушонок отправился по дорожке. Чтобы пройти по ней нужно выбрать только те картинки, в которых есть звук [ш].
Ребёнок выкладывает дорожку, проговаривая слова со звуком [ш].

6. Воспитатель: Дорожка привела нас в магазин, где лягушонок решил купить подарки своему другу.

Давай проговорим, что купил лягушонок.

Воспитатель выкладывает перед ребёнком картинки во мн.ч. проговаривая: карандаш, машина, шишка, петушок. Ребёнок говорит: карандаши и т.д.

7. Воспитатель: Купив подарки, лягушонок пришёл к другу. Встретились лягушата и стали сочинять стихи. А чтобы друзьям было легче подскажи им словечко.

1) Рисуют дружно малыши,

У них в руках ……(карандаши).

2) Вот бежит малышка-

Серенькая …(мышка).

3) Носит яркий гребешок

Наш весёлый …(петушок)

4) Зашуршали тихо шины-

Это едет к нам…(машина).

5) Мышка моется под душем,

Моет хвостик, моет…(уши)

8. Итог занятия. Нам пора прощаться с лягушатами. Ты сегодня хорошо работал. Какой звук помогал тебе на занятии?
Ребёнок: Ш-ш-ш.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«Автоматизация произношения звука [ К ] с использованием куклы Кваки»

Подготовила и провела логопед Еласовской средней школы:

Мидякова А. Ю.

с. Еласы

Конспект занятия по автоматизации произношения звука [К] с использованием куклы Кваки.

Цель:

    ознакомить детей со звуком [К]

    учить четко артикулировать звук

    закрепить его произношение в слоге, словах

    развитие мелкой моторики руки

    развитие чувства ритма

    вспомнить персонажей различных сказок, начинающихся на звук [К]

    развивать умение работать с картинками

    развитие навыков звукового анализа и синтеза

    заинтересовать детей во время занятия сюрпризными моментами.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: Дети, сегодня на занятие пришел гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Он зеленый без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

Логопед достает Кваку, дети рассматривают лягушонка. Квака рассказывает о себе:

Я горжусь красой своей:

Ртом, конечно до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Добрый и веселый я.

Не ворчун, не забияка

И зовусь красиво – Квака.

Логопед: Дети, нравится вам наш гость?

Как он о себе говорит?

Ну что, же мы оставим его на занятии и посмотрим, действительно ли он такой хороший.

Вы запомнили его имя?

Как вы думаете, почему лягушонка так зовут?

    Развитие мелкой моторики руки.

Давайте расскажем Кваке о том, какие дружные ребята в нашем классе. А ты, Квака, смотри, какие движения делают дети и выполняй вместе с ними.

(Дети читают стихотворение, сопровождая его поочередным смыканием и размыканием пальцев рук в слове: «раз, два, три, четыре, пять)

Логопед выполняет те же движения лапками Кваки.

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики

Мы сейчас подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять

Раз, два, три, четыре, пять

    Развитие чувства ритма.

Квака предлагает поиграть в игру «Дождик». Он читает стихотворение, дети повторяют ритм, который он задает ударамипальца об стол, имитируя падение капель дождя.

Капля – раз, капля – два

Капли не спешат сперва:

Кап, кап, кап!

Стали капельки бежать

Капля каплю догонять:

Кап, кап, кап, кап... !

Квака говорит: «Я с собой принесла сюрпризную коробку. В ней буковка, про которую будете говорить. Но прежде всего вы должны его отгадать. Если вы отгадаете загадку, то в отгадке первой буквой является она».

Палочка волшебная

Есть у меня друзья,

Палочкою этой

Могу нарисовать я:

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!

(Карандаш)

IV . Артикуляция звука:

К – согласный звук, трудно выговариваемый. При произношении этого звука язык поднимается к заднему нёбу, смыкается – размыкается.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Горка», «Часики».

Повторение слогов: ка – ку кы – ки ко – кэ

ак – ук ык – ик ок – эк

ск – шк кр – тр кс – кл

Назовите персонажей сказок, имена который начинаются со звука [К].

Применяется при этом задании плакат со сказочными героями.

V . Работа с карточками.

На одного человека одна карточка с последовательно приклеенными предметными рисунками.

Какое слово получится из первых букв этих четырех названных слов?

Физкультминутка

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок

Сели, травушку покушаем

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Игра «Доскажи словечко»:

    Мчусь, как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня? (коньки)

    Кто альбом раскрасит нам?

Ну конечно... (карандаш)

    «Я в зеленку угодил!» -

горько плачет... (крокодил)

    По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко

Что не хочется вставать

Что за штука я... (кровать)

Составить предложение по картинкам.

(рыбка, мишка, шарики, кот, волк, мышка, листочки)

Сначала разобрать в каком месте слова (в начале, в конце, в середине) слышится звук [К].

Игра «Чудесный мешочек».

Скороговорка:

Клала Клава лук на полку

Кликнула к себе Николку.

VI . Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать!

Сколько букв в словах:

Кошка произношения звука л на ...

Конспект подгруппового логопедического НОД по автоматизации звука [Ш].

Тема: «Лесные игры»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе речевой деятельности «Лесные игры»

Детская цель: помочь Маше найти звук Ш

Задачи:

1. создать условия для закрепления произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; (речевое развитие);

2. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);

3. обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёра, материалов, для поддержки детской инициативы (социально-коммуникативное развитие);

4. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);

5. создать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);

6. способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).

7. обеспечить условия для закрепления правильной артикуляционную языка;

8. создать условия для развития фонематического слуха;

9. способствовать развитию чёткой дикции, интонационной выразительности.

10. создать условия для закрепления определять наличие звука в слове;

11. обеспечить условия для развития внимания, памяти, мышления;

12. создать условия для речевого общения, умение слушать.

Оборудование: символы звуков (цветовое обозначение), пособие «Звуковая мозаика», фишки красного и зеленого цвета, мнемотаблицы «Листья», разрезанные на карточки мнемотаблицы чистоговорок, вырезанные листья из бумаги, предметные картинки со звуком (Ш), мешочек, воздушные шары.

Методы и приемы - наглядные (показ, демонстрация);- словесные (напоминания, вопросы, индивидуальные ответы детей, групповые ответы детей, чистоговорки); - проблемные (создание проблемных ситуаций);- практические (выполнение заданий).

Педагогические технологии : игровые, личностно-ориентированные, ТРИЗ, проблемно-диалогическая, здоровьесберегающие, ИКТ.

Ход НОД

Организация рабочего пространства

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Психолого-педагогические условия/Условия социальной ситуации развития

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Играет музыка из мультфильма «Маша и медведь»

На экране появляется Маша.

На экране появляется антизвук, похищает звук Ш вместе с шариком, который был у Маши и появляется конверт

Л. берет конверт, с экрана конверт исчезает.

Л. читает письмо.

М: Здравствуйте, ребята. Вы знаете, как меня зовут?

Да меня зовут Маша.

М: Меня зовут Ма с а

Л: Как тебя зовут?

М: Ма с а

Л: Ребята, что случилось, как то Маша странно говорит?

Л: Прилетал антизвук и крал Маши звук

М: Ребята помогите мне найти звук Ш, вот письмо, которое оставил антизвук

«Маша получит свой звук Ш, тогда, когда вы составите слово ШАРИК, звуки, которые будете собирать передайте на экран»

Поможем Маше?

Обращают внимание на экран.

Ответы детей (Ма ш а)

Предположение детей (украли звук Ш)

Дети слушают.

Ответы детей.

Сплочение группы, настрой на совместную работу.

Условия для побуждения детей к речевой активности Мотивация на совместную деятельность, развитие коммуникативных способностей.

Условия для уточнения представления о звуке (Ш).

Основная часть

На столах буквы, из которых составляется слово шарик.

1.Буква Ш на подставке

На столе лежит пособие к упражнению артикуляционной гимнастики в картинках («Лопатка», «Качели», «Лошадка», «Чашечка»), маленькое зеркало по количеству детей.

На экране появляется буква Ш.

2.Буква А на подставке

На столе лежат три мнемотаблицы «Листья»

на экране появляется буква А. Получается слог ША

3. Буква Р на подставке

На столе лежат пособие «Звуковая мозаика», фишки красного и зеленого цвета.

На экране появляется буква Р. Получается слог ШАР

4. Буква И на подставке

На столе лежат карточки со звуковыми схемами на каждого ребенка предметные картинки.

На экране появляется буква И. Получается слог ШАРИ

5.Буква К на подставке

На столе лежат картинки

На экране появляется буква К. Получается слог ШАРИК

Какой первый звук в слове Ш АРИК.

На каком столе буква обозначающая звук Ш

Ребята вы знаете, что здесь надо делать?

В слове ШАРИК какой следующий звук?

Найдем букву, которая обозначает звук А.

Что здесь надо делать?

Звук Ш у нас есть (показывает на экран), звукА мы нашли. А если сольем два звука, что получится? Поиграем с этим слогом?

Кто попробует сам составить схему песенки и пропеть.

Какой звук следующий? Кто знает?

Здесь ребята мы поиграем в игру, в которой на слух будем ловить звук Ш . Будьте внимательны у вас у каждого фишки красного и зелёного цвета. Я буду произносить слова, еслислышите звук Ш выкладываете красную фишку, если в слове нет звука Ш зеленую фишку. Напомню. Что фишка выкладывается слева - направо, начиная с верхнего ряда.

Произносит слова (малина, шишка, дерево, ромашка, мышка, мошка, домик, кукушка, ворона

Что получилось из фишек красного цвета?

Какой звук следующий звук в слове ШАРИК ?

Ребята, надо найти место звука в слове опираясь на картинки

Какой звук на осталось найти, чтобы получилось слово ШАРИК .

Помните, у вас было домашнее задание выучить чистоговорку и рассказать друг другу.

На столе картинки, надо составить выученную чистоговорку и рассказать другу.

Ответы детей.

Дети ищут и подходят к столу.

Ответы детей.

Дети вместе с логопедом делают артикуляционную гимнастику.

Ответы детей.

Дети находят и подходят к столу с буквой А

Предположения детей

Ответы детей слог ША

Дети припевают слоги используя мнемотаблицу (ша-ша - ша-ша-ша)

Выполнив задания, дети переносят букву к экрану в коробочку.

Ответы детей

Дети находят и подходят к столу с буквой Р

Дети слушают внимательно.

Дети выкладывают на планшетке узор из фишек

Ответ детей (плюс)

Выполнив задания, дети переносят букву к экрану в коробочку.

Ответы детей

Дети находят и подходят к столу с буквой И

Дети выполняют задание

Выполнив задания, дети переносят букву к экрану в коробочку.

Дети выкладывают выученную дома чистоговорку и рассказывают.

Выполнив задания, дети переносят букву к экрану в коробочку

Условия для побуждения детей к речевой активности Условия для развития артикуляции и мелкой моторики

Обеспечить условия для закрепления правильной артикуляционную языка

Условия для побуждения детей к речевой активности Способствовать развитию навыков взаимодействия

Условия для развития диалогической речи

Условия для развития фонематического слуха

Условия для закрепления определять наличие звука в слове;

Условия для развития внимания, памяти, мышления;

Условия для побуждения детей к речевой активности

Условия для закрепления определять наличие звука в слове

Условия для побуждения детей к речевой активности

Условия для закрепления произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках

Условия для развития чёткость дикции, интонационной выразительности.

Заключительная часть

На экране появляется антизвук, забирает слово ШАРИК. У Маши в руках появляется шарик со звуком Ш

Заходит Маша

Ребята обратите внимание на экран. Какое слово у нас получилось?

М: ура меня зовут Маша, Маша!

Спасибо ребята, вы помогли мне найти звук Ш. Я вам благодарна и дарю вам ШАРИКИ

Дети читают.

Дети берут шарики играют с шариками

Условия для выражения детьми своего мнения